Пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура

***

Патристи́ческая (от греч. πατήρ [patér], лат. pater – отец) литерату́ра – сово­куп­ность тек­стов, при­над­ле­жа­щих Отцам Церкви и авто­ри­тет­ным цер­ков­ным писа­те­лям, учи­те­лям Церкви, в кото­рых рас­кры­ва­ются истины хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура – объект изу­че­ния пат­ри­стики и патро­ло­гии.

Следуя Пра­во­слав­ной бого­слов­ской тра­ди­ции, пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура начи­на­ется с первых веков хри­сти­ан­ства и не имеет чет­кого завер­ша­ю­щего рубежа, поскольку она не мерт­вое и отжив­шее насле­дие, а живая часть непре­рывно для­щейся цер­ков­ной исто­рии. «Цер­ковь Хри­стова будет суще­ство­вать до скон­ча­ния мира, так до скон­ча­ния мира будут являться в ней для нужд Церкви избран­ные орудия Духа Божия, – ука­зы­вает  выда­ю­щийся знаток пат­ри­сти­че­ской лите­ра­туры архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский). — Таким обра­зом, во всех веках могут быть мужи с каче­ствами, необ­хо­ди­мыми для Отцов Церкви». Согласно мнению архим. Кипри­ана (Керна), уста­нов­ле­ние пре­дела исто­рии хри­сти­ан­ской бого­слов­ской мысли совер­шенно искус­ственно и даже про­ти­во­ре­чит пони­ма­нию Церкви как живого Тела Бого­че­ло­века. Такой же искус­ствен­но­стью отли­ча­ется деле­ние пат­ри­сти­че­ской лите­ра­туры на пери­оды. Такие деле­ния допу­стимы и необ­хо­димы ради пло­до­твор­ного иссле­до­ва­ния мате­ри­ала, «для более успеш­ного про­хож­де­ния и усво­е­ния пред­мета, но не должны быть пони­ма­емы без­условно».

Архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский) раз­де­лил исто­рию хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти на пять основ­ных пери­о­дов:

  1. до 312 г.;
  2. от 312 г. до 620 г., период рас­цвета бого­слов­ского про­све­ще­ния в эпоху все­лен­ских собо­ров;
  3. от 620 г. до 850 г., период борьбы с ико­но­бор­цами и маго­ме­тан­ством;
  4. до 1453 г., т.е. до взятия Царь­града и конца Визан­тий­ской импе­рии;
  5. период после паде­ния Визан­тии.

Важно отме­тить, что в своем деле­нии архиеп. Фила­рет не пола­гал завер­ша­ю­щего  вре­мен­ного пре­дела для изу­че­ния цер­ков­ных бого­слов­ских про­из­ве­де­ний. Следуя рус­ским зна­то­кам пат­ри­стики архим. Кипри­ану (Керну), В. Н. Лос­скому и др. пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура не при­хо­дит в «упадок» ко вре­мени св. Иоанна Дамас­кина. «Иоанн Дамас­кин не печать и не предел отцов, – гово­рит архим. Киприан (Керн). –   И после него бого­слов­ская мысль не пере­стала быть пло­до­твор­ной. Это осо­бенно ясно обна­ру­жи­лось в эпоху исих­аст­ских споров XIV века».

Тра­ди­ци­онно в пат­ри­сти­че­ской лите­ра­туре выде­ляют:

  1. Тво­ре­ния мужей апо­столь­ских, видев­ших апо­сто­лов, общав­шихся с ними, имев­ших «про­по­ведь Апо­сто­лов в ушах своих и пре­да­ние их пред гла­зами своими» (св. Ириней Лион­ский). К ним отно­сятся  св. Кли­мент Рим­ский, св. Игна­тий Бого­но­сец, св. Поли­карп Смирн­ский, Папий Иера­поль­ский, апо­стол Вар­нава.
  2. Тво­ре­ния апо­ло­ге­тов II века, к кото­рым отно­сятся Кодрат, Ари­стид, Ари­стон из Пеллы, св. Иустин фило­соф, Татиан, Афи­на­гор Афи­ня­нин, св. Феофил Антио­хий­ский, св. Мели­тон Сар­дий­ский и др.
  3. Тво­ре­ния пред­ста­ви­те­лей Алек­сан­дрий­ской бого­слов­ской школы: Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Ори­гена, св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского, Фео­гно­ста, Пиерия, св. Петра Алек­сан­дрий­ского, св. Кирилла Иеру­са­лим­ского, св. Афа­на­сия Вели­кого (Алек­сан­дрий­ского) и Дидима Слепца. Эту школу также можно назвать алек­сан­дрий­ско-кеса­рий­ской, поскольку вид­ней­шие пред­ста­ви­тели кеса­рий­ской бого­слов­ской школы – св. Гри­го­рий Чудо­тво­рец, Евсе­вий, Евсе­вий Кеса­рий­ский — были уче­ни­ками вели­ких алек­сан­дрий­цев.
  4. Тво­ре­ния пред­ста­ви­те­лей Антио­хий­ской бого­слов­ской школы: св. Луки­ана, св. Евсе­вия Антио­хий­ского, св. Иоанна Антио­хий­ского, вышед­шего из этой школы св. Иоанна Зла­то­уста.
  5. Тво­ре­ния пред­ста­ви­те­лей кап­па­до­кий­ского бого­сло­вия (вели­ких кап­па­до­кий­цев) – св. Васи­лия Вели­кого, св. Гри­го­рия Бого­слова, св. Гри­го­рия Нис­ского.
  6. Тво­ре­ния аске­ти­че­ских писа­те­лей: св. Анто­ния Вели­кого, св. Пахо­мия Вели­кого и его уче­ни­ков, св. Мака­рия Еги­пет­ского, Ева­грия Пон­тий­ского, св. Иси­дора Пелу­си­ота, св. Нила Анкир­ского, св. Марка Подвиж­ника, блж. Диа­доха Фоти­кий­ского, св. Сера­пи­она Тму­ит­ского и др.

    Многие пред­ста­ви­тели Алек­сан­дрий­ской (напри­мер, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский), Антио­хий­ской (напри­мер, св. Евсе­вий Антио­хий­ский,  св. Иоанн Зла­то­уст) школ, а также вели­кие кап­па­до­кийцы и писа­тели-аскеты при­над­ле­жат к после­ни­кей­ской пат­ри­стике – эпохе все­лен­ских собо­ров (начало IV – начало IX вв.). Они входят в так назы­ва­е­мый «золо­той век» свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти, условно дати­ру­е­мый 325–451 гг. К этому веку при­над­ле­жат и имена пред­ста­ви­те­лей запад­ной пат­ри­сти­че­ской лите­ра­туры: св. Амвро­сия Медио­лан­ского, блж. Иеро­нима Стри­дон­ского, блаж. Авгу­стина Авре­лия, св. Льва Вели­кого, а также пред­ста­ви­те­лей сирий­ской пат­ри­стики: св. Иакова Афра­ата, св. Ефрема Сирина, Кирил­лона, Иоанна Апа­мей­ского и др.

  7. Новый этап после­ни­кей­ской пат­ри­стики (вторая поло­вина V – начало VIII вв.)  откры­ва­ю­щийся «Аре­о­паги­ти­ками», име­ю­щий пре­иму­ще­ственно хри­сто­ло­ги­че­ское содер­жа­ние. К нему отно­сят Иоанна Ски­фо­поль­ского, Леон­тия Визан­тий­ского, Леон­тия Иеру­са­лим­ского, а также «зрелую пат­ри­стику» в лице св. Софро­ния Иеру­са­лим­ского, св. Мак­сима Испо­вед­ника и св. Ана­ста­сия Сина­ита, аске­ти­че­ские сочи­не­ния  свв. Вар­со­но­фия Вели­кого и Иоанна,  св. аввы Доро­фея, св. Иоанна Лествич­ника, св. Фило­фея, св. Исихия Иеру­са­лим­ского, св. Исаака Сирина, сочи­не­ния св. Гри­го­рия Двое­слова.  
  8. Тво­ре­ния апо­ло­ге­тов ико­но­по­чи­та­ния (начало VIII – начало IX вв.): св. Гер­мана Кон­стан­ти­но­поль­ского, св. Ники­фора Кон­стан­ти­но­поль­ского, св. Фео­дора Сту­дита, св. Иоанна Дамас­кина, кото­рыми завер­ша­ется пат­ри­сти­че­ская лите­ра­тура  эпохи все­лен­ских собо­ров.
  9. Сред­не­ви­зан­тий­скую пат­ри­стику (начало IX – конец XIII века), пред­став­лен­ную име­нами св. Фотия Кон­стан­ти­но­поль­ского, св. Симеона Нового Бого­слова, св. Никиты Сти­фата, св. Петра Дамас­кина, Ники­фора Влем­мида,  Фео­дора II Лас­ка­риса и др.
  10. Позд­не­ви­зан­тий­скую пат­ри­стику (конец XIII – начало XV века),  пред­став­лен­ную име­нами св. Фео­липта Фила­дель­фий­ского, св. Гри­го­рия Сина­ита, св. Гри­го­рия Паламы, Нико­лая Кава­силыИоанна Кан­та­ку­зина,  свв. Кал­ли­ста и Игна­тия Ксан­фо­пу­лов, св. Кал­ли­ста Ката­фи­ги­ота, св. Марка Эфес­ского, Геор­гия Схо­ла­рия, блж. Симеона Солун­ского и др.

***

См. ПАТ­РИ­СТИКА, ПАТРО­ЛО­ГИЯ, ОТЦЫ И УЧИ­ТЕЛИ ЦЕРКВИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки