Перихорезис

Перихоре́зис (от греч. περιχώρησις (пери­хо­ри­сис) — вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние) – бого­слов­ский термин, исполь­зу­е­мый в три­а­до­ло­гии для обо­зна­че­ния вза­и­мо­об­ще­ния Лиц Святой Троицы, а в хри­сто­ло­гии для обо­зна­че­ния вза­им­ного про­ник­но­ве­ния (вза­им­ного обще­ния) свойств двух природ, заклю­чен­ных в Ипо­стаси Бого­че­ло­века, Иисуса Христа.

Пери­хо­ре­зис в Хри­сто­ло­гии озна­чает вза­им­ное про­ник­но­ве­ние (вза­им­ное обще­ние)  свойств Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской природ в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Пере­хо­ре­зис в Хри­сто­ло­гии есть взам­ное про­ник­но­ве­ние дей­ствий (энер­гий) Бога и чело­века, оха­рак­те­ри­зо­ван­ное В. Н. Лос­ским как «энер­ге­ти­че­ское вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние твар­ного и нетвар­ного во Христе». В этом зна­че­нии пери­хо­ре­зис явля­ется сино­ни­мом вза­и­мо­об­ще­ния свойств двух природ во Христе (греч. αντιμεθίστασισ των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum).

***

«Обе при­роды во Христе, не сме­ши­ва­ясь, обла­дают неко­то­рой вза­и­мо­про­ник­но­вен­но­стью. Боже­ствен­ные энер­гии излу­ча­ются Боже­ством Христа и про­ни­зы­вают Его чело­ве­че­ство, отчего оно и обожено с самого момента вопло­ще­ния; как рас­ка­лен­ное железо ста­но­вится огнем, и все же оста­ется по своей при­роде желе­зом. Пре­об­ра­же­ние отча­сти откры­вает апо­сто­лам это пыла­ние Боже­ствен­ных энер­гий, оза­ря­ю­щих чело­ве­че­скую при­роду Учи­теля. Это вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние двух природ, про­ник­но­ве­ние Боже­ства в плоть, и, отныне, навсе­гда при­об­ре­тен­ная воз­мож­ность для плоти про­ник­но­ве­ния в Боже­ство, назы­ва­ется «пери­хо­ре­зой», как пишет святой Максим Испо­вед­ник, или по-латыни, communicatio idiomatum. «Плоть, не утеряв того, чем обла­дала, стала Словом, отож­де­ствив­шись со Словом по Ипо­стаси», – пишет святой Иоанн Дамас­кин. Хри­стос ста­но­вится чело­ве­ком по любви, оста­ва­ясь Богом, и огнь Его Боже­ства навсе­гда вос­пла­ме­няет чело­ве­че­скую при­роду; вот почему святые, оста­ва­ясь людьми, могут быть при­част­ни­ками Боже­ства и ста­но­виться богами по бла­го­дати».
В.Н. Лос­ский

В учении о св. Троице гово­рится о вза­и­мо­про­ник­но­ве­нии и обще­нии Ипо­ста­сей (Лиц) Святой Троицы как соуча­стии в дей­ствиях Друг Друга. Все Три Лица Святой Троицы обла­дают Единой Боже­ствен­ной при­ро­дой. «Раз­ли­ча­ясь друг от друга по личным свой­ствам, все Лица пресв. Троицы нахо­дятся, одна­коже, в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10), – гово­рит митр. Мака­рий (Бул­га­ков).

«Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей. Прот. Геор­гий Фло­ров­ский так гово­рит о пони­ма­нии тер­мина «еди­но­су­щее» вели­кими Кап­па­до­кий­цами: «Еди­но­су­щие – не совер­шен­ное сов­па­де­ние, не только тож­де­ство свойств и опре­де­ле­ний, но неиз­ре­чен­ное един­ство тро­ич­ной жизни”».
иерей Олег Давы­ден­ков (Догм. Бого­сло­вие. Курс лекций)

***

См. ТЕОПАСХИТСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки