Главная » Алфавитный раздел » Т » Теопасхитские выражения

Теопасхитские выражения

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (5 голос: 5,00 из 5)

Теопасхи́тские выраже́ния (от греч. Θεός [Тхео́с, позднегреч. Фео́с], Бог и πάσχω [па́схо], страдаю) – вероисповедные формулы о страдании Богочеловека Иисуса Христа, в которых происходит взаимное перемещение имен, когда человеческое называется божественным, а божественное человеческим именем.

Например: «Слово Божие пострадало плотию и было распято плотию и смерть вкусило плотию» (3-й Вселенский Собор) «Един из Троицы плотью пострадал» (положение скифских монахов), «Ты был распят, Христе Боже» (тропарь св. Юстиниана «Единородный Сыне…»).

Теопасхитские выражения отражают взаимное общение свойств Божественной и человеческой природы в единой ипостаси Иисуса Христа.

 
Кто именно страдал на Кресте? Человек или Бог?

Пытаясь разрешить этот вопрос многие впали в ересь. Одни считали, что страдал только человек, а Бог никак в этих страданиях не участвовал, и тогда получалось, что Иисус не самом деле не был Богом, а был лишь праведным человеком, отмеченным особой божественной благодатью. Такова ересь несторианства. Другие утверждали, что Господь — это только Бог, человеческое в Нем только видимость, и отсюда следовало, что Он на самом деле вовсе не страдал на кресте. А раз так — значит, и никакого искупления быть не может. Это ересь докетизма.

На IV Вселенском Соборе (451 год по Р. Х.) Церковь приняла такое определение: единая Личность Христа содержит в себя две природы — Божественную и человеческую, которые соединены в Нём «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Страдала не божественная или человеческая природа, а Личность Христа по человеческой природе. Поскольку Личность Христа есть Личность второго Лица Святой Троицы — Сына Божьего, постольку мы можем говорить, что страдал на Кресте, как это ни парадоксально, Сам Бог.

История теопасхитских формул

История теопасхитских формул связана со скифскими монахами, которые прибыли в Константинополь в 519 г. с обвинениями в неправославии на своих епископов. Между этими монахами были выдающиеся богословы – Леонтий Иерусалимский и Иоанн Максенций. Они требовали присоединить формулу «Един из Троицы плотью пострадал» (unum de Trinitate crucifixum esse) к определениям Халкидонского собора.
Поначалу их формула встретила противодействие со стороны императора Юстиниана. Но постепенно она была поддержана епископами и папой, а сам император в 533 г. не только издал эдикт в ее поддержку, но и стал автором теопасхитского тропаря «Единородный Сыне…». Юстиниан точно выразил учение об общении свойств во Христе словами: «ни чудеса без плоти, ни страдания без Божества».

 

 См. ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ, ПЕРИХОРЕЗИС

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru