Почему не при­нято сидеть при бого­слу­же­ниях?

Редко, или почти нико­гда, восточ­ные хри­сти­ане не сидят во время бого­слу­же­ний, согла­су­ясь с мне­нием Тер­тул­ли­ана, кото­рый в Книге о молитве гово­рит: «Непри­стойно вообще сидеть в при­сут­ствии и пред лицом того, кого боишься и почи­та­ешь, а тем более нече­стиво сидеть пред лицом Бога живого, кото­рому пред­стоят и Ангелы со стра­хом и тре­пе­том».

***

«Обя­за­тельно ли во время бого­слу­же­ния стоять? Почему нельзя сидеть?»

отве­чает архи­епи­скоп Викен­тий:

- В нашей Пра­во­слав­ной Церкви при­нято стоять на бого­слу­же­нии. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть тра­ди­ция ува­жать и почи­тать стар­ших. Поэтому мы при виде чело­века, кото­рый старше нас, с почте­нием к нему отно­симся и встаем. Об этом напи­сано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почи­тать Бога, так как Он явля­ется нашим Твор­цом, Про­мыс­ли­те­лем и Попе­чи­те­лем. Мы пришли в цер­ковь бесе­до­вать с Богом, попро­сить про­ще­ния в своих грехах. В знак того, что мы осо­знаем свою гре­хов­ность, мы при­но­сим этот малень­кий подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Гос­подь про­стил нам наши пре­гре­ше­ния. Для того, чтобы Гос­подь увидел нашу жертву, услы­шал наши молитвы и даро­вал нам Свою милость. Вот почему в нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

***

Я не хожу в храм, т.к. в огром­ном скоп­ле­нии народа мне очень тяжело сосре­до­то­чится на молитве. Осо­бенно тяжело перед испо­ве­дью. Сво­бод­ного вре­мени дома почти нет, и при­ходя в храм, я наде­юсь лишний раз оста­но­виться и поду­мать о своей жизни, настро­иться на нужный лад. Но в нашем храме так устро­ено, что ска­ме­ечки для пожи­лых и немощ­ных людей стоят как раз вдоль «пути» к испо­веди. И очень часто бабушки доста­точно громко обсуж­дают свои болезни, неустро­ен­ность, ново­сти и т.д. Все это очень раз­дра­жает. Я не могу от этого спря­таться (уши-то нам Гос­подь дал именно для этого – слы­шать).  Что делать, под­ска­жите?

отве­чает свя­щен­ник Михаил Немно­нов:

- Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч чело­век, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы нахо­димся в более ком­форт­ных усло­виях.

А Вам легко сосре­до­то­читься на молитве там, где нет боль­шого скоп­ле­ния народа? Напри­мер дома, утром и вече­ром? Так это Гос­подь вино­ват, что мы не можем молиться – Он послал нам бабу­шек и тесные храмы, и еще уши дал?

Духов­ная жизнь – это труд, а не отдых. Ее кра­сота откры­ва­ется тем, кто желает, что назы­ва­ется, «уда­рить палец о палец». А уте­ше­ние в ней полу­чают те, кто не уте­ше­ния ищет.

Давайте вместо того, чтобы искать, что мы можем полу­чить в Церкви, будем думать о том, что мы можем сде­лать, нахо­дясь в Церкви. Тогда и тес­нота, и уши, и бабушки нам не поме­шают.

***

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здо­ро­вому в общем-то чело­веку, неловко. Когда же реша­ешься сесть, обычно ока­зы­ва­ется, что лавочки уже заняты. Иногда греш­ным делом зави­дую като­ли­кам с их ска­ме­еч­ками. А они, гово­рят, ценят то, что мы в храме не при­вя­заны к одному месту, можем пере­дви­гаться, не мешая осталь­ным (если, конечно, храм не забит до отказа). Гово­рят, что когда-то и в пра­во­слав­ных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

отве­чает иерей Олег Давы­ден­ков, доктор бого­сло­вия:

Дей­стви­тельно, веру­ю­щие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было спе­ци­аль­ных сиде­ний, сади­лись прямо на пол. Но, как известно, чело­веку свой­ственно устра­и­ваться с мак­си­маль­ным ком­фор­том. Даже суще­ствует такая исто­рия про одного епи­скопа, насто­я­теля мона­стыря. Вла­дыка во время службы нико­гда не при­са­жи­вался хоть на минутку. Когда его спро­сили – почему, он отве­тил: «Если я сяду, осталь­ные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удоб­нее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Пра­во­слав­ная Цер­ковь отка­за­лась от ска­меек не в одно­ча­сье. Она пришла к этому, осно­вы­ва­ясь на прак­ти­че­ском опыте. Когда ты молишься стоя, ты не рас­слаб­ля­ешься, а стоит сесть, уже и в сон потя­нуло. Как пока­зы­вает прак­тика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о боль­ных людях, как сказал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже боль­ным, если они в силах, во время чтения Еван­ге­лия лучше стоять.

***

иеро­мо­нах Алек­сий:

- Каса­тельно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень- это не при­чина того, чтобы не понуж­дать себя к молитве стоя.

***

Как побо­роть уста­лость

Попро­сите своими сло­вами у Гос­пода укре­пить вашу немощь и вы убе­ди­тесь в Его мило­сти.

А еще самый про­стой способ есть — посмот­реть на Рас­пя­тие, вися­щего на Кресте Христа. И усты­диться своей сла­бо­сти.

Если Вы впер­вые на бого­слу­же­нии и регу­лярно не участ­ву­ете в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­стия, то силь­ная уста­лость, недо­ста­ток воз­духа и тяжело пере­но­си­мый запах фимиама при каж­де­нии отно­сятся больше к духов­ной, чем физи­че­ской сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искрен­ней испо­веди и При­ча­стия, как пра­вило, гне­ту­щие чув­ства исче­зают.

Суще­ствует и чисто пси­хо­ло­ги­че­ская сто­рона утом­ля­е­мо­сти у ново­на­чаль­ных: не зная состава и дли­тель­но­сти службы, не имея навыка в пони­ма­нии цер­ковно-сла­вян­ского языка молиться зна­чи­тельно слож­нее. Вообще, утом­ле­ние обратно про­пор­ци­о­нально актив­но­сти Вашей бого­слу­жеб­ной жизни. Чем чаще Вы моли­тесь в храме, тем есте­ствен­нее будет длиться служба.

И помните: чело­век растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки