Почему не принято сидеть при богослужениях?

Редко, или почти нико­гда, восточ­ные хри­сти­ане не сидят во время бого­слу­же­ний, согла­су­ясь с мне­нием Тер­тул­ли­ана, кото­рый в Книге о молитве гово­рит: «Непри­стойно вообще сидеть в при­сут­ствии и пред лицом того, кого боишься и почи­та­ешь, а тем более нече­стиво сидеть пред лицом Бога живого, кото­рому пред­стоят и Ангелы со стра­хом и тре­пе­том».

pochemu ne prinjato sidet pri bogosluzhenijah - Почему не принято сидеть при богослужениях?

***

«Обя­за­тельно ли во время бого­слу­же­ния стоять? Почему нельзя сидеть?»

отве­чает архи­епи­скоп Викен­тий:

- В нашей Пра­во­слав­ной Церкви при­нято стоять на бого­слу­же­нии. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть тра­ди­ция ува­жать и почи­тать стар­ших. Поэтому мы при виде чело­века, кото­рый старше нас, с почте­нием к нему отно­симся и встаем. Об этом напи­сано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почи­тать Бога, так как Он явля­ется нашим Твор­цом, Про­мыс­ли­те­лем и Попе­чи­те­лем. Мы пришли в цер­ковь бесе­до­вать с Богом, попро­сить про­ще­ния в своих грехах. В знак того, что мы осо­знаем свою гре­хов­ность, мы при­но­сим этот малень­кий подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Гос­подь про­стил нам наши пре­гре­ше­ния. Для того, чтобы Гос­подь увидел нашу жертву, услы­шал наши молитвы и даро­вал нам Свою милость. Вот почему в нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

***

Я не хожу в храм, т.к. в огром­ном скоп­ле­нии народа мне очень тяжело сосре­до­то­чится на молитве…

отве­чает свя­щен­ник Михаил Немно­нов:

- Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч чело­век, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы нахо­димся в более ком­форт­ных усло­виях. А Вам легко сосре­до­то­читься на молитве там, где нет боль­шого скоп­ле­ния народа? Напри­мер дома, утром и вече­ром?… Духов­ная жизнь – это труд, а не отдых… А уте­ше­ние в ней полу­чают те, кто не уте­ше­ния ищет.

***

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здо­ро­вому в общем-то чело­веку, неловко. Когда же реша­ешься сесть, обычно ока­зы­ва­ется, что лавочки уже заняты. Иногда греш­ным делом зави­дую като­ли­кам с их ска­ме­еч­ками. А они, гово­рят, ценят то, что мы в храме не при­вя­заны к одному месту, можем пере­дви­гаться, не мешая осталь­ным (если, конечно, храм не забит до отказа). Гово­рят, что когда-то и в пра­во­слав­ных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

отве­чает иерей Олег Давы­ден­ков, доктор бого­сло­вия:

Дей­стви­тельно, веру­ю­щие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было спе­ци­аль­ных сиде­ний, сади­лись прямо на пол. Но, как известно, чело­веку свой­ственно устра­и­ваться с мак­си­маль­ным ком­фор­том. Даже суще­ствует такая исто­рия про одного епи­скопа, насто­я­теля мона­стыря. Вла­дыка во время службы нико­гда не при­са­жи­вался хоть на минутку. Когда его спро­сили – почему, он отве­тил: «Если я сяду, осталь­ные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удоб­нее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Пра­во­слав­ная Цер­ковь отка­за­лась от ска­меек не в одно­ча­сье. Она пришла к этому, осно­вы­ва­ясь на прак­ти­че­ском опыте. Когда ты молишься стоя, ты не рас­слаб­ля­ешься, а стоит сесть, уже и в сон потя­нуло. Как пока­зы­вает прак­тика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о боль­ных людях, как сказал мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже боль­ным, если они в силах, во время чтения Еван­ге­лия лучше стоять.

***

иеро­мо­нах Алек­сий:

- Каса­тельно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень – это не при­чина того, чтобы не понуж­дать себя к молитве стоя.

***

про­то­и­е­рей Сергий Бара­нов:

Почему мы стоим на бого­слу­же­нии? Мы делаем жертву Богу. Понуж­да­емся. И этим дока­зы­ваем, что наша любовь дея­тель­ная. Вся аскеза пра­во­слав­ная на этом смысле стоит: мы все время жерт­вуем ради люби­мого, понуж­даем себя. Совре­мен­ные либе­ралы гово­рят: «Богу не нужны наши поклоны земные и прочее. Надо просто всех любить и всё». Да не смо­жешь ты всех любить, не пройдя аскезу по вытес­не­нию своего эго. Вот это эго не даст тебе любить дру­гого. Оно всегда будет доми­ни­ро­вать. Насто­я­щая любовь начи­на­ется только там, где пре­одо­лен эгоизм. А пре­одо­ле­ние эго­изма под­ра­зу­ме­вает аске­тику. Долго, всю жизнь. Бес­по­щад­ную, стро­гую к самому себе. Это сло­во­блу­дие – гово­рить о любви без аскезы.

***

Как побо­роть уста­лость

Попро­сите своими сло­вами у Гос­пода укре­пить вашу немощь и вы убе­ди­тесь в Его мило­сти.

А еще самый про­стой способ есть — посмот­реть на Рас­пя­тие, вися­щего на Кресте Христа. И усты­диться своей сла­бо­сти.

Если Вы впер­вые на бого­слу­же­нии и регу­лярно не участ­ву­ете в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­стия, то силь­ная уста­лость, недо­ста­ток воз­духа и тяжело пере­но­си­мый запах фимиама при каж­де­нии отно­сятся больше к духов­ной, чем физи­че­ской сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искрен­ней испо­веди и При­ча­стия, как пра­вило, гне­ту­щие чув­ства исче­зают.

Суще­ствует и чисто пси­хо­ло­ги­че­ская сто­рона утом­ля­е­мо­сти у ново­на­чаль­ных: не зная состава и дли­тель­но­сти службы, не имея навыка в пони­ма­нии цер­ков­но­сла­вян­ского языка молиться зна­чи­тельно слож­нее. Вообще, утом­ле­ние обратно про­пор­ци­о­нально актив­но­сти Вашей бого­слу­жеб­ной жизни. Чем чаще Вы моли­тесь в храме, тем есте­ствен­нее будет про­те­кать служба.

И помните: чело­век растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки