Тест: Христианин и политика

  • 1. Существовала ли в истории человечества теократия - прямое Божественное правление?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В древнем Израиле до периода Царств (1Цар.8:7)  существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю.


  • 2. Сопоставьте пророка и царя, которого обличал пророк за беззаконие:
    • Нафан
    • Илия
    • Иона
    • Иеремия
    • Иоанн
    • царь Ниневии
    • Иоаким
    • Ахав
    • Давид
    • Ирод
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    Учреждение царской власти в Израиле не было делом богоугодным и в этой связи интересно проследить взаимоотношение пророческого института с монархическим. Учреждение царской власти в Израиле вносит существенную перемену в служение пророков. Отныне служение пророков кроме всего прочего принимает строго-охранительный характер по отношению к основным началам теократического строя. На первых порах профетизм положительно доминировал над монархизмом. Пророки не только строго обличали царей за нарушение Закона Божия, но и властно чинили суд над ними, низлагали с трона одних и возводили других - достойных. Но скоро положение изменилось. С момента разделения Израиля (931 г.) на Северное и Южное царства для пророков наступает наиболее ответственный период служения, сопряженный с постоянной опасностью. От истинной теократии не осталось и следа: цари живут одной мыслью - укрепить политическое положение своих царств. Ради этой цели заключаются запрещенные союзы с языческими царями и их народами. Результат этого - религиозное блуждание и нравственное развращение народа. 

    Более всего пророчество развивалось в период нечестивых царей, когда царской власти, готовой совратить народ с истинного пути, нужно было противопоставить силу духовную, которая удерживала бы народ от соблазна.


  • 3. Сопоставьте правильно:
    • Пророк
    • Судия
    • Царь
    • Самсон
    • Езекия
    • Наум
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!

  • 4. Какого правителя Христос назвал лисицей (Лк.13:32)?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Ирод Антипа - (20 г. до Р. Х.- после 39 г. по Р. Х.), 3-й сын Ирода Великого и самарянки Малтаки (4-й его жены), тетрарх Галилеи и Переи (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.).

    Лисица хитра, лукава и кровожадна; поэтому Христос и назвал лисицей хитрого и кровожадного Ирода. 
    Б.И. Гладков


  • 5. Согласно Социальной концепции Русской Православной Церкви, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Церкви, то следует:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
    Основы социальной концепции

    Существует «устоявшееся у многих представление, что Церковь должна служить своему Отечеству, то есть государству. Это заблуждение. Церковь должна служить Богу, а с государством может иметь отношения только постольку, поскольку государство не препятствует Церкви выполнять ее миссию. Если препятствует, Церковь вправе обличить это государство, что отчасти предполагается в Основах социальной концепции». 
    протоиерей Георгий Митрофанов


  • 6. Может ли быть власть не от Бога в том смысле, что её деяния противны и не угодны Богу?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В Священном Писании мы читаем, что всякая власть от Бога. Но она может быть благословленной от Бога, а может быть попущенной за грехи.


  • 7. Какую ветхозаветную заповедь нарушает властитель, тем или иным способом узурпировавший власть?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Любой диктатор нарушает восьмую заповедь: "Не укради". Власть можно украсть путём грубых методов (государственный переворот) и лукавства (обман на выборах через вбросы бюллетеней и махинации с их подсчётом; непреодолимый законодательный ценз для независимых кандидатов и искусственный выбор в качестве конкурентов очевидно непопулярных политиков; нагнетание внешней и внутренней напряжённости в государстве с целью подчёркивания безальтернативности своей кандидатуры как защитника отечества).


  • 8. Пацифизм как идеология для христианина:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    По сути, пацифизм является гуманистической, антихристианской идеологией, не имеющей корней в Священном Предании. Такие добродетели, как всепрощение, не воздаяние злом за зло, любовь к своим врагам, не принадлежат собственно идеологии непротивленчества и лежат в сфере личного подвига христианина, и обман пацифизма заключается в экстраполяции относящегося ко внутреннему духовному деланию христианина в область общественного, что недопустимо и при осуществлении на практике может причинить непоправимый вред. Так, если распространить личную добродетель нестяжательства на сферу общественного бытия, итогом станет нищета и разорение государства. Если перенести личное всепрощение в область государственного законодательства, получим ничем не сдерживаемый рост преступности.
    священник Димитрий Познанский


  • 9. Может ли политик-христианин оправдывать свои греховные действия тем, что аналогичным образом поступают руководители влиятельных стран мира?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Может ли христианин оправдывать свои грехи тем, что они популярны в обществе и среди правящего класса? Например, оправдывать блуд тем, что этот порок имеет широчайшее распространение, чревоугодие - тем, что, это болезнь населения многих экономически развитых держав? Можно ли оправдывать вооружённый грабёж тем, что в некоторых странах совсем просто приобрести легальное оружие? Для христианина, независимо от его должности, ориентиром являются Заповеди Христа, а не обычаи падшего человеческого мира. 


  • 10. Уместно ли христианину келейно молиться за властителей, если они не являются христианами? Например, если к власти придёт мусульманин или язычник?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» (1 Тим. 2:1-2).

    Основы соцконцепции: «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, "дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте"» (1Тим.2:2).

    Молитва не означает согласие с действиями того, за кого молишься. Ярким примером могут служить заключительные слова из Определения Святейшего Синода от 20-22.02.1901г. об отлучении от Церкви графа Л.Н.Толстого: «Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».


  • 11. По какому критерию в первую очередь можно оценить то, что властитель является христианином?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Правитель-христианин должен являть своё христианство богоугодными делами, которые являются плодами его духовной жизни. Например, он не может быть нейтрален к абортам, должен деятельно заботиться не только о материальном, но в первую очередь о нравственном благополучии народа.

    Оценкой его деятельности могут служить такие показатели, как снижение самоубийств, преступности, количества разводов, потребления наркотиков, увеличение рождаемости коренного населения, повышение качества образования и доступная медицина. Должно неуклонно снижаться воровство государственных средств (витиевато именуемое коррупцией).


  • 12. Какой тезис более верный:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Наличие государств с единым этносом и кординально разным руководством, таких, как Гонконг и Китай, ФРГ и ГДР или Северная и Южная Кореи, опытно показывают ведущую роль политического лидера (или клана) в управлении государством. Все кандидаты как правило обещают народу "манну небесную", но придя к власти получают мощнейший идеологический, информационный и карательный аппарат для управления этим же народом.Современная история прибавляет для нечестивого лидера возможность идеологического зомбирования населения через подконтрольные СМИ.
    Одновременно следует учесть, что правители стремятся к узурпации власти, если народ безмолствует и готов терпеть любое беззаконие, не пытаясь переизбрать тех, кто перестаёт служить ему.


  • 13. Задачи у Церкви и государства:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.
    Основы социальной концепции


  • 14. Религиозные принципы политика-христианина:



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Социолог Питирим Сорокин как-то сказал о пуританах: «По воскресеньям они верят в Бога, а в остальные дни – в фондовую биржу».
    Является ли религия частным делом? «Безусловно, является. Это личное – может быть, самое личное и самое интимное дело, которое есть в жизни человека». Но этим религия не исчерпывается никогда. Вера проявляется в делах и поступках. Если я говорю, что я православный христианин, но выхожу из храма и начинаю в метро толкать всех локтями, если я православный бизнесмен и в кризис сокращаю половину работников, если я православный политик и выступаю в поддержку абортов, значит, моя вера не определяет мои поступки.
    Владимир Легойда

     

    Губернатор Нью-Йорка Марио Гийомо однажды заявил, что как христианин он выступает против абортов, но как губернатор обязан обеспечить право женщины на свободу выбора. А вот бельгийский король Бодуэн I поступил иначе. Когда в 1990 году парламент Бельгии пытался провести закон о легализации абортов, он отрекся от престола, дабы не совершать поступков, противоречащих его христианской совести. Настоящая вера и религия – это не совокупность убеждений, а совокупность действий, порождённых этими убеждениями.


  • 15. В конституциях каких ещё двух европейских государств, кроме России, используется термин «светское государство»?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Этот термин в нашей Конституции появился впервые в истории России в 1993 году. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светским – это Турция (с 1927 г.) и Франция (с 1946 г.). Но из них только Конституция РФ содержит также принцип отделения религиозных объединений от государства.


  • 16. Церковь можно считать государственной, слившейся с государством, в случае:








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4,5,6,8
    Верно!

  • 17. Как называются отношения между государственной властью и церковью, в которых глава государства выступает главой церкви?




    Правильный ответ: №1
    Верно!

  • 18. Подобает ли христианину, живущему в миру, участвовать в выборах государственной власти?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Если христианин живет в пустыне, совершенно отрекся от всего мирского и занимается только непрестанной молитвой, то он может с чистой совестью ни в какие мирские дела не вникать, в том числе и не ходить на выборы. Но в таком случае он и на плохую работу коммунальных служб роптать не будет, и, если его пустынную келью ограбят разбойники, не будет жаловаться на бездеятельность правоохранительных органов.

    Большинство из нас не живет в пустыне, и чаще, по-видимому, бывает, что мы просто ленимся участвовать в общественных делах, но при этом чуть что — ругаем власти. Это инфантильная, незрелая позиция, а значит, не христианская. Живя в мире, мы не должны уклоняться от ответственности за то, что в нем происходит. И, если общество устроено так, что многие руководящие должности выборные, взрослые люди должны принимать участие в выборах.

    Отказ от участия в выборах это тоже выбор, и за него человек тоже ответствен. Ведь совсем без власти не бывает, и если мы ее никому не вручим, то кто-то возьмет ее сам. Кто? Мечтается, что самый смелый и умный, а может быть, самый наглый и хитрый.
    протоиерей Константин Островский


  • 19. Церковь освящает оружие, чтобы:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    "Непротивление злу силой, предписанное Евангелием (Лк.6:29), часто пытаются представить, как запрет для христианина участвовать в войне. И, как следствие, духовенство обвиняется в освящении оружия, говорят, что Церковь занимается не своим делом, предавая заветы Евангелия... О том, что непротивление злу, направленному непосредственно на нас, кардинально отличается от отношения к злу, совершаемому по отношению к другим, мы можем прочитать в самом Евангелии. Впоследствии, апостол Павел учит: «Начальник не зря носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Как мы видим, апостол не просто допускает возможность существования оружия, но и допускает его применение именно как Божие служение... Оружие необходимо для противоборства злу. Только это оружие – средство защиты, а не нападения – освящает Церковь. Это видно из молитвы на благословение оружия: священник молится и просит Господа благословить оружие «ко укреплению и заступлению Церкви Твоея Святыя, сирых же и вдовиц», а не для ведения захватнических войн. Окропляя святой водой оружие, священник произносит слова: «Благословение Бога… в окроплении воды сея священныя, да снидет и пребудет на оружие сие и на носящих я к защищению и заступлению истины Христовы». Поэтому-то может быть освящено лишь то оружие, которое используется исключительно как средство защиты от внешнего врага или же носителей смуты внутри государства." (протоиерей Андрей Ефанов)

    При всем вышесказанном, убийство, даже врага на освободительной войне, не перестает быть тяжким грехом, требующим сугубого покаяния, большим которого, однако, будет предательство ближних врагу.

    Также необходимо иметь ввиду, что освящение, благословение, как и любая молитва вообще, во-первых, может и должна совершаться только по просьбе и в присутствии верующих владельцев, в данном случае военнослужащих, а во-вторых, есть их просьба к Богу, которая не "гарантирует" ее исполнения. У Бога могут быть Свои планы, Своя Воля относительно судьбы нас и нашей страны, и, как мы неоднократно видим в истории, в том числе Священной, Он может попустить поражение Своих верных рабов.


  • 20. Существуют ли каноны, запрещающие священнослужителям заниматься государственной (мирской) политической деятельностью?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    81-е Апостольское правило гласит: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных». О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора.


  • 21. Когда появился современный запрет на политическую деятельность священнослужителей?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Современный запрет на участие православного духовенства в политической деятельности был принят на расширенном заседании Священного Синода 8 октября 1993 года, которое проходило всего через несколько дней после расстрела Белого Дома президентскими танками.


  • 22. Могут ли православные миряне заниматься политикой?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Православные миряне как граждане своей страны имеют право принимать участие в политической деятельности. Личная позиция и форма участия христианина в политической деятельности может определяться и тем, насколько существующая власть содействует или препятствует воплощению заповедей Бога. Выражаться она может различно: от участия в выборах до протестных акций. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс.84:11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову».


  • 23. Какая форма власти наиболее приемлема с христианской точки зрения?





    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    С христианской точки зрения приемлема та форма власти, которая наиболее способствует распространению и укоренению в обществе евангельских ценностей. В идеале Церковь всегда должна выдвигать главное утверждение политикам: законы внутри страны должны соответствовать нравственным законам, данным нам Самим Господом. Следует учитывать, что государственные законы могут противоречить Божиему Закону или быть внутренне противоречивы. От того, например, что аборты ради комфорта могут быть разрешены законодательством той или иной страны или даже оплачиваться из госбюджета, они не перестают быть тягчайшим грехом — убийством родителями своего ребенка. Или законодательные акты об ограничении митингов могут противоречить Конституции в части свободы собраний.


  • 24. Кто из перечисленных церковных иерархов обличал беззаконие политиков?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Святитель Филипп II (Колычев) (1507–1569), митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 г., обличал злодейства царя Ивана Грозного и погиб в застенках.
    Священномученик Ермоген, патриарх Московский (~1530–1612) был противником семибоярщины; находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.
    Святитель Митрофан Воронежский (Васильев) (1623–1703) не побоялся отказать во встрече царю Петру I, когда, войдя во двор, ведущий ко дворцу, увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Разгневанный Петр приказал передать епископу: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец.
    Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. В 1991 г. в Вильнюсе, будучи настоятелем православного собора в Каунасе, иеромонах Иларион призвал по литовскому радио советских солдат не исполнять возможного приказа стрелять в людей, всем же «убийцам — и тем, кто отдает приказы, и тем, кто их выполняет, — позор, проклятье, анафема!».


  • 25. Как переводится древнегреческое слово πόλις, от которого происходит слово «политика»?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Древнегреческое слово πολιτική переводится как «государственная деятельность», древнегреческое слово πόλις переводится как «город, государство».


Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки