42

Правило 43

44

О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы.

О том, что не должно служителям даже и ненадолго оставлять без присмотра двери и предаваться молитве.

Ὅτι οὐ δεῖ ὑπηρέτας, κἂν βραχύ, τὰς θύρας ἐγκαταλείπειν, καὶ τῇ εὐχῇ σχολάζειν.

Толкования

Зонара. Слугами (ὑπηρέται) отцы называют иподиаконов; а иподиаконам определено стоять у дверей святых церквей. Итак, правило говорит, что этим во время литургии не должно оставлять дверей и упражняться в молитве; ибо молиться в это время и освящать божественные дары есть дело священников. Итак, слугам как запрещено носить орари, или прикасаться к владычным сосудам по 21 и 22 правилам, так запрещено и упражняться в молитве. Должно прочесть и написанное в 22‑м правиле.

Аристен. Слуге не должно молиться, оставив двери, хотя бы и на малое время.
Во время священных литургий слуге не должно, хотя бы на малое время, оставлять двери алтаря и упражняться в молитве, дабы не оказалось, что он пренебрегает лежащею на нем службою, и собственную молитву предпочитает церковному благочинию.

Вальсамон. Мы сказали в 22‑м правиле, что слуги суть иподиаконы и что они имеют всякую необходимость стоять во время литургии у дверей святых церквей, дабы вводить и изводить оглашенных, находящихся в покаянии и прочих. Итак, поскольку некоторые из них, оставив возложенную на них службу, прикасались к Божественным тайнам; то отцы определили, что они должны пребывать у церковных дверей, а не прикасаться к Божественным тайнам и не молиться за людей, подобно священникам. Прочти 21‑е и 22‑е правила, и что в них написано.

Славянская кормчая. 42. Слугам не подобает, ни вмале дверей оставльше помолитися.

Толкование. Егда совершаются святые службы, не подобает поддиаконом алтарных дверей ни вмале отступити, и на молитву упразднитися, да не обрящутся небрегуще о лежащей на них работе, и свою молитву честнейшию творяще церковного строения.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать