44

Правило 45

46

О запрете крестить в Великую субботу катехуменов, которые сообщили об этом желании епископу менее чем за две недели.

О том, что по истечении двух недель Четыредесятницы не должно принимать к просвещению.

Ὅτι οὐ δεῖ μετὰ δυὸ ἑβδομάδας τῆς Τεσσαρακοστῆς δέχεσθαι εἰς τὸ φώτισμα.

Толкования

Зонара. Церковь приняла от обычая совершать крещение в великую субботу, потому что крещение есть образ погребения и воскресения Господа; а эта суббота есть средина между погребением и воскресением. Итак, те, которые готовятся просветиться в великую субботу, должны во всю четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием, и таким образом приступать к просвещению. А если кто придет после 2‑й седмицы с намерением крестится, не должно принимать его ко крещению в Пасху, как постившегося не целую четыредесятницу, но он может получить крещение после сего, ибо слова: «не должно принимати» – следует понимать не без ограничения, но о великой субботе.

Аристен. He должно принимать к просвещению после 2‑х седмиц четыредесятницы; ибо готовящиеся ко крещению должны постится от начала ее.
Это правило может быть понимаемо двояко: или в том смысле, что приступающие к вере по прошествии 2‑х седмиц четыредесятницы и начавшие поститься не должны быть удостаиваемы крещения в великую субботу, наравне с теми, которые показывали подвиг от самого начала четыредесятницы и достаточно постились; или в том, что, если некоторые пришли к вере прежде четыредесятницы и начали поститься, потом прежде чем удостоились крещения, наступила четыредесятница, таковые не должны дожидаться великой субботы для просвещения наравне с теми, кои начали поститься от начала самой четыредесятницы; но если достаточно постились, должны бы удостаиваемы крещения за 2 седмицы; если же по истечении 2‑х седмиц четыредесятницы откроется, что они недостаточно постились, то не должны получить просвещения, но и они должны ожидать вместе с имеющими креститься в великую субботу, потому что только те принимаются, которые постились от самого начала четыредесятницы, так как подвиг их полный, а не сокращенный.

Вальсамон. Святое крещение есть образ погребения и воскресения Господа, почему и узаконено совершать крещения в великую субботу как посредствующую между погребением Господним и воскресением. Итак, желающие просветиться в великую субботу должны во всю четыредесятницу предочищаться постом и подвигом. А если кто после второй седмицы придет с тем, чтобы принять оглашение и в пасху креститься, не должен быть принят, как не постившийся в течение целой четыредесятницы, и в это время не должен быть принят по таковой причине; а после этого, если приготовится по правилам, должен быть крещен; ибо выражение: «не должно принимати» – не следует понимать без ограничения, но о великой субботе.

Славянская кормчая. 44. Нe подобает первую неделю великого поста приимати на просвещение. Умни бо суть приступающе от начала поститися.

Толкование. Правило се дващи можется разумети; или яко по двою неделю святого и великого поста приходяще к вере и поститися наченше, не сподобятся крещения в великую субботу, якоже от начатка святого поста воздержание показавше, и довольно постившеся. Или яко аще прежде великого поста приступивше нецыи к вере, и начаша поститися, и потом прежде даже не сподобитися им святого крещения, наста великий пост, не ожидают великие субботы крещения ради, якоже от начала великого поста поститися наченше: но прежде скончания 2‑е недели поста, скончавше реченый им пост, да сподобятся святого крещения. Аще же дотоле не докончаша постящеся, по скончании 2‑е недели поста, не подобает им креститися: но да ожидают и тии хотящих креститися в великую субботу, яко тии токмо прияти суть, от начала великого поста постившеся, якоже се тех воздержанию сущу совершену и не постыдну.

Книга правил. Правило сие относится к крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в великую субботу. Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течении 2‑х первых недель ее, не изъявил решительного желания принять крещение, и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия в вере.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать