Правило 1

2

О епитимии для второбрачных.

О том, что, согласно церковному правилу, свободно (ἐλευθέρως) и законно вступившим во второй брак, а не тайно сочетавшимся, после непродолжительного времени, проведенного ими в молитве и посте, следует, по снисхождению, даровать общение.

Περὶ τοῦ δεῖν κατὰ τὸν ἐκκλησιαστικὸν κανόνα, τοὺς ἐλευθέρως καὶ νομίμως συναφθέντας δευτέροις γάμοις, μὴ λαθρογαμίαν ποιήσαντας, ὀλίγου χρόνου παρελθόντος, καὶ σχολάσαντας, ταῖς προσευχαῖς καὶ νηστείαις, κατὰ συγγνώμην ἀποδίδοσθαι αὐτοῖς τὴν κοινωνίαν ὡρίσαμεν.

Толкования

Зонара. Хотя второй брак не запрещен, но и не вовсе без епитимии он дозволяется. Ибо хотя великий Павел дозволяет второй брак, но заповедует вступать в брак молодым вдовам. И есть люди, которые говорят, что только женам дано это снисхождение по причине слабости их природы и удобопреклонности их к падению; но отцы допустили и мужам вступать во второй брак. И если, говорят, они законно вступили во второй брак, не согрешив прежде между собою тайным совокуплением; то по прошествии немногого времени, и по упражнении в посте и молитве, могут быть приняты в общение по снисхождению, то есть получая снисхождение ради естественной необходимости. Время в этом правиле оставлено неопределенным. А Василий Великий в своем 4‑м правиле говорит, что время епитимии – год; а другие, по его словам, определяют для второбрачных два года. Но оно должно быть – год, когда вступившие во второй брак прежде сего не имели предварительно тайного совокупления. А если прежде соединились тайным совокуплением, потом обратились к законному браку; то должны быть подвергнуты епитимии и как блудодействовавшие. И 22‑я Юстинианова новелла, помещенная в 28‑й книге Василик в 14‑м титуле, содержит много постановлений относительно вступающих во второй брак – и мужей и жен.

Аристен. Двоебрачный, не имевший тайного совокупления, после непродолжительного упражнения в епитимиях, остается невинен.
Двоебрачный отлучается на год, упражняясь в молитве и посте, и таким образом удостаивается общения. А если не свободно и не законно соединился вторым браком, но предварительно совокупившись тайно, после сего пришел и в общение брака, то подлежит епитимии блуда.

Вальсамон. Вступающие во второй брак, в силу настоящего правила, по очищении себя покаянием и молитвою, удостаиваются приобщения божественных Таин после непродолжительного времени, a по 4‑му правилу святого Василия – по истечении года. Впрочем, так наказываются те, которые вступили во второй брак законным сожительством. Ибо которые прежде имели тайное совокупление, то есть соблудили с сочетавшимися с ними в последствии законным образом, те должны подлежать наказанию, как блудники, не получая никакой пользы от законного сочетания. И это так. А законы рожденных от блуда считают как бы рожденными от законного сочетания, если впоследствии отец вступит в законный брак с их материю. Ищи еще 32‑ю книгу Василик весь 2‑й титул и 14‑й титул 28‑й книги Василик, то есть 22‑ю Юстинианову новеллу, которая дает иные постановления относительно вступающих во второй брак мужей и жен.

Славянская кормчая. Двоеженец аще в тайне не смесився с женою юже хощет пояти, мало прещение приим, и исполнив, прочее да будет без вины.

Толкование. Двоеженец лето едино отлучен бывает причащения, и в молитвах и в постех пребыв, и тако святого причащения да сподобится. Аще же не свободно, ни законно, ко второму совокупився браку, но прежде смесився в тайне с женою, юже хотяше прияти и потом на общение брака прииде, таковый блудника запрещению повинен есть.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать