Ап. 10
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.
Об отлучении епископа, принявшего клирика без увольнительного письма.
О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года.
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается.
Об отлучении клириков, посещающих питейные дома.
Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону.
Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми.
О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению.
Об отлучении и извержении немилосердных клириков.
О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается.
Об отлучении насильников.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.
О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере.
Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань.
О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом.
О 6‑ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам уступив угрозам, но раскаялся в этом только к моменту сего собора.
О 2‑х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.
О семилетней епитимии для приносящих жертву не единожды.
О 10-ти летней епитимии для тех, кто не только добровольно принес жертвы идолам, но и братьев к сему принуждал.
Об отлучении епископов не принятых в те епархии, в которые наречены, но отошедших в другие и причинявших насилие предстоятелям их.
О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.
О степенях покаяния падших не по принуждению (12 лет).
Об отлучении от причащения (до 13 лет) вернувшихся на воинскую службу (требовало отречения).
Об отлучении от церковного общения вступившую в брак с двумя братьями.
О епитимии для обличенных во грехе оглашенных.
О 4‑х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”.
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цареградский Символ веры.
О дополнительной 40-дневной епитимии для падших под пытками в гонениях.
О дополнительной годовой епитимии для падших в гонениях пленниках.
О четырёхлетней епитимии для добровольно сдавшихся врагу по малодушию.
Об осуждении отчаявшихся и не раскаявшихся павших в гонениях.
О 6-месячной епитимии для притворно отрекшихся во время гонений.
О годовой епитимии для рабов, отрекшихся вместо своих господ по их принуждению.
О 3-летней епитимии для господ, заставивших своих рабов отречься вместо них.
Об анафеме порицающим и гнушающимся законным браком и супружеским общением.
Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.
Об анафеме тем, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия.
Об анафеме учащим пренебрегать храмами и общественными церковными богослужениями.
Об анафеме внецерковным молитвенным собраниям и дерзающим священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.
Об анафеме принимающим плодоприношения без епископа, или лица поставленного заведовать благотворениями.
Об анафеме девствующим не по причине красоты девства, но по гнушению браком.
Об анафеме превозносящимся своим девством над бракосочетавшимися.
Об анафеме презирающим вечери любви (агапы).
Об анафеме кичащимся своей грубой одеждой в противовес носящим шелка или общепринятое одеяние.
Об анафеме женщинам, ради мнимого подвижничества носящим мужскую одежду.
Об анафеме женщинам, оставившим мужей по причине гнушения браком.
Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них.
Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения.Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним.
Об анафеме постящимся в день воскресный ради мнимого подвижничества.
Об анафеме отвергающим церковные посты без телесных причин.
Об анафеме пренебрегающим празднования в честь святых мучеников
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана.
Об отлучении епископа, принявшего рукоположение, но уклоняющегося от епископского служения.
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
Об усилении епитимии (до извержении и прекращении церковного общения) епископам, самовольно переходящим со своих кафедр в более богатые.
Если епископ оправдывает свой переход в другую епархию (см. предыдущее Правило) мнимым народным волеизъявлением, то лишается святого причастия даже на смертном одре.
О запрете епископам принимать в общение клириков, отлучённых в других епархиях.
О порядке апелляций изверженных диаконов и священников на решения своего епископа.
О предании огню апокрифических повествований о мучениках.
О запрете мирянам произнесения публичной проповеди догматического содержания.
О епитимии для соблюдающих языческие обряды (скачущих через костры).
О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
О епитимии для повреждающих книги Священного Писания и святых отцов (отлучение 1 год).
О запрете изображения Креста на земле (полу) (чтобы не попирать ногами знамение нашей победы)
Запрет одного обряда, связанного с Рождеством Христовым.
Против армян, которые к трисвятой песне прибавляли слова: “распныйся за ны”.
О епитимии содержащим блудниц (извергать клириков, отлучать мирян).
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О епитимии для клянущихся языческими клятвами.
О епитимии для превращающих священные места в жилые.
О запрете вносить мясо в храм.
О епитимиях для второбрачных и троебрачных.
О возможности «церковным вдовицам» вступать в брак.
О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин.
О запрете нераскаявшимся еретикам входить в храм Божий.
Об отлучении до раскаяния посещающих кладбища еретиков для молитвы.
О запрете мыться в общественных банях вместе с женщинами.
Об анафеме сознательно почитающим еретических лжемучеников.
Об анафеме еретикам, почитающим Ангелов вместо Христа.
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждает, что Адам сотворён смертным независимо от грехопадения.
Против ереси Пелагия. Об анафеме отвергающим необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что Божественная благодать действенна только для отпущения содеянных грехов, но не подаёт помощи сверх того.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что благодатью не подается нам любовь и сила к деланию добра.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что человеку возможно исполнить заповеди без содействия Божественной благодати.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что не подобает говорить об отсутствии грехов лишь по смиренномудрию, а не по истине.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят по отношению к другим людям, а не о себе.
Против ереси Пелагия. Об анафеме тем, которые утверждают, что святые в молитве Господней прошение об оставлении грехов произносят лишь по смирению, а не по истине.
О санкциях епископам за небрежение об обращении донатистов.
О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.
О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся мысленной способности души.
О епитимии для обращавшихся к чародеям или прорицателям, или демонистам.
О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся раздражительной силы души.
О епитимии для непростительных гробокопателей.
Об отлучении для монахов, самовольно оставивших монастырь и игуменах нерадеющих об их возвращении.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
Об отречении епископа от своей кафедры, и о лишении архиерейства епископа, отсутствующего в своей епархии более 6-ти месяцев без уважительной причины.
Об анафеме всякому, кто осмелится бить, или заключать в темницу епископа.
О епитимии за незаконное супружество.
О епитимии за любостяжание.
О том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия.