5

Правило 6

7

О 6‑ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам уступив угрозам, но раскаялся в этом только к моменту сего собора.

О тех, которые от одной угрозы наказания, лишения имущества или изгнания не устояли и принесли жертву и до настоящего времени не покаялись и не обратились, но сейчас, во время этого Собора, пришли с намерением обратиться, решено: до Великого дня да будут приняты в число слушающих, после Великого дня 3 года да припадают и затем следующие 2 года да будут в общении без причащения Святых Таин, после чего приступят к причащению и так да исполнят целое 6‑летие. Если же некоторые были приняты на покаяние до этого Собора, то для них надо отсчитывать начало 6‑летия с того времени. Однако при опасности смерти из-за болезни или другой причины таких принимать в общение условно.

Περὶ τῶν ἀπειλῇ μόνον εἰξάντων κολάσεων, καὶ ἀφαιρέσεως ὑπαρχόντων, ἢ μετοικίας, καὶ θυσάντων, καὶ μέχρι τοῦ παρόντος καιροῦ μὴ μετανοησάντων, μηδὲ ἐπιστρεψάντων, νῦν δὲ παρὰ τὸν καιρὸν τῆς συνόδου προσελθόντων, καὶ εἰς διάνοιαν τῆς ἐπιστροφῆς γενομένων, ἔδοξε μέχρι τῆς μεγάλης ἡμέρας εἰς ἀκρόασιν δεχθῆναι, καὶ μετὰ τὴν μεγάλην ἡμέραν ὑποπεσεῖν τρία ἔτη, καὶ μετὰ ἄλλα δύο ἔτη κοινωνῆσαι, χωρὶς προσφορᾶς, καὶ οὕτως ἐλθεῖν ἐπὶ τὸ τέλειον, ὥστε τὴν πᾶσαν ἑξαετίαν πληρῶσαι. Εἰ δέ τινες πρὸ τῆς συνόδου ταύτης ἐδέχθησαν εἰς μετάνοιαν, ἀπ᾽ ἐκείνου τοῦ χρόνου λελογίσθαι αὐτοῖς τὴν ἀρχὴν τῆς ἑξαετίας. Εἰ μέν τοι κίνδυνος καὶ θανάτου προσδοκία ἐκ νόσου, ἢ ἄλλης τινὸς προφάσεως συμβαίη, τούτους ἐπὶ ὅρῳ δεχθῆναι.

Толкования

Зонара. О тех, которые не дошли и до испытания мучений, но уступили угрозам и убоялись отнятия денег, или переселения, то есть ссылки, и принесли жертвы идолам и после этого не раскаялись, и не обратились, а ныне, говорят отцы, во время сего собора пришли и пожелали покаяться, рассуждено, чтобы таковые были приняты в число слушающих Писания до великого дня. А великим днем назвали святую Пасху, то есть воскресение Господа. И после Пасхи таковые 3 лета должны быть в числе припадающих, то есть стоять вместе с оглашенными и выходить с ними; и другие 2 лета быть в общении, кроме приношения, то есть стоять вместе с верными, не причащаясь, и таким образом приходить в совершенное общение, то есть к причащению святых Таин, так, чтобы на всех местах епитимий исполнилось 6‑летие. А если некоторые, говорят отцы, пришли прежде сего собора и были приняты на покаяние; то с того времени считать, то есть распределять им время 6‑летия. Если же некоторые из состоящих под епитимиями неприобщения будут находиться в болезни, или каким-нибудь другим образом явится вероятная опасность смерти, таковых должно принимать в общение святых даров, но с условием, то есть с замечанием, что, если случится им не умереть, а выздороветь, они опять не должны приобщаться доколе не пройдет определенное время 6‑летия.

Аристен. Муж, уступивший только угрозе и принесший жертвы идолам, потом покаявшийся, да подвергнется 5‑летней епитимии.
Не претерпевшие мучений, но от одной угрозы падшие и принесшие жертвы идолам и некоторое время пребывшие в этом заблуждении, потом покаявшиеся и обратившиеся, в течение года должны быть в числе слушающих, в течение 3‑х лет находиться с припадающими, в течение 2‑х лет должны стоять вместе с верными и иметь общение только в молитвах; и по исполнении целого 6‑летия, могут прийти в совершенное общение и сподобиться божественного Причастия.

Вальсамон. Святые отцы, сказав, что должно быть с идоложертвовавшими по причине нестерпимых мучений, теперь рассуждают о тех, которые принесли жертвы идолам вследствие одной угрозы наказаниями, или по причине отнятия у них имущества, или ссылки, и до времени собора не принесли покаяния. Итак, они определяют, что, поскольку ныне они обращаются к церкви, то должны быть подвергнуты епитимии, и прежде всего должны слушать божественные Писания в притворе до великого дня, то есть до Пасхи и после этого находиться в числе припадающих в продолжение 3‑х лет, и с того времени в течение 2‑х лет присутствовать в собрании с верными, и таким образом достигнуть приобщения святых Таин, когда уже исполнится 6‑летие. А поскольку, говорят отцы, некоторые из них приняты в покаяние, то 6‑летие должно исчислять им с того времени, когда они обратились к покаянию. Впрочем, те из них, которые находятся в опасности скончаться от болезни, или от другой какой причины, должны быть удостаиваемы божественных Таин; только если случится, что они не умрут, то опять не должны приобщаться, как не исполнившие епитимии, доколе не пройдет определенное 6‑илетие; ибо это значит выражение с условием, то есть, что таковые должны быть допущены к причащению божественных Таин с замечанием. Таким образом заметь, что те, которые не потерпели мучений и принесли жертвы идолам, наказываются более, нежели те, которые были мучены и принесли жертвы.

Славянская кормчая. О пожерших идолом, и паки покаявшихся. Муж прещения убоявся токмо, и пожер идолом, и потом покаявся, 5 лет да припадает.

Толкование. Иже не понесше никакия муки, но токмо прещения убоявшеся, и пожерше идолом, на время довольно в таковей льсти бывше, и потом покаявшеся, и обращьшеся, лето убо едино в послушающих да будут, и 3 лета с припадающими да сотворят: 2 же лета да стоят с верными, токмо молитвы с ними приобщающеся. И по исполнении всех 6 лет приидут на совершение, и божественного сподобятся Причащения.

Книга правил. Разумеется то условие, чтобы, если останутся в живых, исполнили время покаяния, по сему правилу.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать