О епитимии для превращающих священные места в жилые.
Тех людей, которые или тем, что живут с женой, или иным образом превращают священные места в обыкновенные, не делая между ними различия, относятся к ним с пренебрежением и с таким расположением остаются в них, мы повелеваем изгонять и из тех мест при священных домах, которые предназначены для оглашенных. Если же кто-то не соблюдет этого, то, если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен.
Τοὺς ἢ γαμετῇ συνοικοῦντας, ἢ ἄλλως ἀδιακρίτως τοὺς ἱεροὺς τόπους κοινοποιοῦντας, καὶ καταφρονητικῶς περὶ αὐτοὺς ἔχοντας, καὶ οὕτως ἐν αὐτοῖς καταμένοντας, καὶ ἐκ τῶν ἐν τοῖς σεβασμίοις ναοῖς κατηχουμένων ἐξωθεῖσθαι προστάσσομεν. Εἰ δέ τις μὴ τοῦτο παραφυλάξοι, εἰ μὲν κληρικὸς εἴη, καθαιρείσθω· εἰ δὲ λαϊκός, ἀφοριζέσθω.
Толкования
Зонара. Священными местами правило называет здесь не божественные храмы, но помещения около них, каковы суть так называемые места для оглашенных. Ибо никто не может быть до того дерзновенным, чтобы стал жить с женою внутри храма. Но в помещениях, совершенно соединенных с храмами, и в местах для оглашенных поселялись некоторые и вели себя, может быть, не скромно, небрежно относились к священным местам, и жили в них не рассудительно, то есть не различая и не разделяя между святым и нечистым. Итак, правило постановляет – изгонять из мест, назначенных для оглашенных тех, которые ведут себя не так, а не соблюдающих сего постановления клириков извергает, мирян же отлучает. А что и места, прилежащия к божественным храмам, имеют преимущества, об этом говорит 12-я глава 1-го титула 5-й книги (Василик), где содержится следующее: ищущие убежища пусть имеют безопасность до границы церкви с общественною площадью, и пусть пребывают во внутренних крещальнях, или садах, или домах, или галереях, или дворах, а спать, или есть внутри храма им должно быть запрещено.
Аристен. Женатый и с небрежением пребывающий во храме должен быть изгнан и из мест, назначенных для оглашенных; а если не захочет соблюдать сего, должен быть извержен или отлучен.
Обращающие священные домы в обыкновенные жилища и живущие в них с небрежением, хотя бы и не состояли в супружестве, изгоняются и из мест, назначенных для оглашенных; равно и сожительствующие с женами, если храм имеют жилищем. И кто не будет соблюдать сего, но нерассудительно будет относиться к самым божественным храмам; тот, если клирик, извергается, а если мирянин, отлучается.
Вальсамон. Священными местами называются места отделенные Богу, то есть божественные храмы, предхрамья, места для оглашенных и что есть около них. Но не называй священными местами все укрепленные за церквами, то есть жилые домы и прочие помещения. Некоторые, владея храмами, безразлично жили вместе с женами в находящихся при них зданиях для оглашенных и в помещениях, не различая между святым и нечестивым, но пользуясь ими без разбора. Посему святые отцы и определили, чтобы с таким небрежением обращающие священные места в обыкновенные изгоняемы были не только из церквей, хотя бы и имели права на них, но даже из самых мест, назначенных для оглашенных. Отцы потому именно и не внесли в законоположение упоминания об изгнании таковых из храмов, что знали, что это не подлежит сомнению. Но, поскольку владеющие церквами желали занимать хотя бы места назначенные для оглашенных, то отцы сказали, что они изгоняются не только из церквей, но и из мест, назначенных для оглашенных. Притом справедливо упомянули не о церквах, а священных местах; ибо жить с женою в церкви есть верх нечестия, и отцам и в мысль не пришло, чтобы кто-нибудь каким-нибудь образом дерзнул на таковое нечестие. А священныя места обращаются в обыкновенные вследствие пребывания в них с женами, а также пением бесстыдных и неприличных песней и устроением отхожих мест, или кухонь, или другого подобного. Нарушителей сего правила отцы определяют извергать, если они клирики, а мирян – отлучать. Прочти еще 12-ю главу 1-го титула 5-й книги (Василик), которая помещена в толковании 76-го правила, и не прими за противоречие, если она говорит, что крещальни, сады и галереи церковныя суть пределы церкви, и что поэтому никто не может взять оттуда ищущих в них убежища; ибо только в этом одном отношении и сии места признаются частями церкви; поскольку и в самой этой главе определяется, чтобы и спали и вкушали пищу в них, что возбранено делать в храме. Впрочем, 21-я глава той же книги и титула определяет и из церкви, и из ея пределов извлекать убийц, прелюбодеев, и похитителей; ибо для таковых нет места убежища; потому что, по словам ея, законы помогают не тем, которые причиняют обиды, а тем, которые оныя терпят. Прочти также 73-ю новеллу императора господина Льва Философа, по которой подобным же образом наказываются и те, кои дозволяют жить в местах, назначенных для оглашенных.
Славянская кормчая. Внутрь церквей святых и в притворех с женами и без жен, яко в простых домех не жить. Иже жену имый и, преобидя церковь Божию, в притворе живет, или внутрь, да изриновен будет от оглашенных. Аще ли же не сохранит, да извержется или да отлучится.
Толкование. Иже яко общыя домы творяще, и преобидяще святыя церкви, и в притворе живуще, или внутрь в церквах, аще и жен не имеют, да изриновени будут от оглашенных. Тако же и с женами живущии и пребывающии в церквах, аки в простых храмех. И аще сего кто не сохранит, но небрежение имать о таковых божественных храмех; аще есть причетник, да извержется, аще ли мирскии человек, да отлучится.
Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.
Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.
Комментировать