Препятствия к участию в Евхаристии

См. также: Как гото­виться ко Свя­тому При­ча­ще­нию

Вопрос: Что может слу­жить пре­пят­ствием к уча­стию в при­ча­ще­нии Святых Тайн?

Ответ: «Евха­ри­стия — цен­траль­ное Таин­ство Церкви. Регу­ляр­ное при­ча­ще­ние необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния, в соот­вет­ствии со сло­вами Гос­пода Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день” (Ин.6:53-54)» (из доку­мента «Об уча­стии верных в Евха­ри­стии»).

В любом из Таинств Церкви, если оно пра­вильно совер­шено, тому, кто его при­ни­мает, пода­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать. Однако Таин­ство, как может послу­жить на пользу чело­веку, так и навре­дить ему, в зави­си­мо­сти от того, в каком рас­по­ло­же­нии и состо­я­нии он участ­вует в нем. Так, по учению Церкви, «пре­чи­стое Тело и Кровь Гос­подня раз­да­ются и входят в уста и утробы при­ча­ща­ю­щихся, как бла­го­че­сти­вых, так и нече­сти­вых. Только бла­го­че­сти­вым и достойно при­ни­ма­ю­щим достав­ляют отпу­ще­ние грехов и жизнь вечную, а нече­сти­вым и недо­стой­ным уго­тов­ляют осуж­де­ние и вечное нака­за­ние» (Посл. восточ. пат­ри­ар­хов, чл. 17).

Пре­пят­ствия духовно-нрав­ствен­ного харак­тера:

• нали­чие тяже­лых неис­по­ве­дан­ных грехов или непро­щен­ных обид;
• состо­я­ние озлоб­лен­но­сти, гнева;
• нахож­де­ние под запре­ще­нием от архи­ерея или свя­щен­ника-духов­ника;
• мно­го­яде­ние и мно­го­пи­тие с вечера;
• осквер­не­ние во сне (пол­лю­ция), если оно было вызвано гре­хов­ными при­чи­нами (см. 4 канон. ответ свт. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского, 12 канон. ответ Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского);
• состо­я­ние одер­жи­мо­сти демо­ном, если одер­жи­мый хулит Святые Тайны (см. 3 канон. ответ Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского).

Пре­пят­ствия дис­ци­пли­нар­ного порядка:

• интим­ная бли­зость в ночь нака­нуне при­ча­стия (см. 5 и 13 канон. ответ Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского);
• вку­ше­ние пищи и питье с полу­ночи до свя­того при­ча­ще­ния (см. 41 (50) канон Кар­фа­ген­ского собора). Тре­бо­ва­ние евха­ри­сти­че­ского поста не при­ме­ня­ется к мла­ден­цам, а также к лицам, стра­да­ю­щим тяже­лыми ост­рыми или хро­ни­че­скими забо­ле­ва­ни­ями, пред­по­ла­га­ю­щими неопу­сти­тель­ный прием лекарств или пищи (как, напри­мер, при сахар­ном диа­бете), и к уми­ра­ю­щим. Кроме того, это тре­бо­ва­ние, по усмот­ре­нию духов­ника, может быть ослаб­лено в отно­ше­нии бере­мен­ных и кор­мя­щих женщин;
• состо­я­ние жен­ской нечи­стоты (мен­стру­а­ция), кроме слу­чаев смерт­ной опас­но­сти, а также когда кро­во­те­че­ние про­дол­жа­ется дли­тель­ное время в связи с хро­ни­че­ским или острым забо­ле­ва­нием (см. 2 канон. ответ свт. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского, 7 канон. ответ Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского);
• опоз­да­ние на Боже­ствен­ную литур­гию без ува­жи­тель­ной при­чины, осо­бенно когда веру­ю­щие при­бы­вают в храм после чтения апо­стола и Еван­ге­лия.

Пре­пят­ствия изло­жены на осно­ва­нии доку­мента «Об уча­стии верных в Евха­ри­стии» и инструк­ции под назва­нием «Изве­стие учи­тель­ное».

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки