Пролог Еван­ге­лия по Иоанну

Про́логом Ева́нгелия от Иоа́нна названы первые 18 стихов его Еван­ге­лия. Они пред­став­ляют вели­че­ствен­ное вступ­ле­ние в Еван­ге­лие, рас­кры­вая Нетвар­ную при­роду Слова Божьего и повест­вуя о Его вопло­ще­нии. «Цен­траль­ное поня­тие Про­лога есть поня­тие Слова, по-гре­че­ски – Логоса. Пролог, с пер­вого до послед­него слова, есть учение о Логосе, о Его отно­ше­нии к Богу и миру и о Его вопло­ще­нии, – гово­рит еп. Кас­сиан (Без­об­ра­зов). – Учение о Логосе и внешне и внут­ренне сооб­щает един­ство Иоан­нов­скому Про­логу».

В Про­логе Еван­ге­лия от Иоанна содер­жатся извест­ные всему хри­сти­ан­скому миру воз­вы­шен­ные и вели­че­ствен­ные фразы «В начале было Слово» и «Слово стало плотию», откры­ва­ю­щие чело­ве­че­ству осно­ва­ния хри­сти­ан­ского веро­уче­ния.

Еван­ге­лие от Иоанна 1;1–18:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело­ве­ков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был чело­век, послан­ный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для сви­де­тель­ства, чтобы сви­де­тель­ство­вать о Свете, дабы все уве­ро­вали чрез него.

8 Он не был свет, но был послан, чтобы сви­де­тель­ство­вать о Свете.

9 Был Свет истин­ный, Кото­рый про­све­щает вся­кого чело­века, при­хо­дя­щего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не при­няли.

12 А тем, кото­рые при­няли Его, веру­ю­щим во имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими,

13 кото­рые ни от крови, ни от хоте­ния плоти, ни от хоте­ния мужа, но от Бога роди­лись.

14 И Слово стало плотию, и оби­тало с нами, полное бла­го­дати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Еди­но­род­ного от Отца.

15 Иоанн сви­де­тель­ствует о Нем и, вос­кли­цая, гово­рит: Сей был Тот, о Кото­ром я сказал, что Идущий за мною стал впе­реди меня, потому что был прежде меня.

16 И от пол­ноты Его все мы при­няли и бла­го­дать на бла­го­дать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; бла­го­дать же и истина про­изо­шли чрез Иисуса Христа.

18 Бога не видел никто нико­гда; Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

«Еван­ге­лие Иоанна начи­на­ется вели­че­ствен­ным вступ­ле­нием или про­ло­гом, в кото­ром гово­рится о том, как Еди­но­род­ный Сын Божий открылся в мир. Вступ­ле­ние это удобно делится на три строфы, содер­жа­ние кото­рых таково.

Строфа первая (ст. 1–5): Слово, Кото­рое было в начале у Бога и Само было Бог и чрез Кото­рое был сотво­рен мир, было жизнью и светом для людей и тьма не могла пога­сить этот свет.

Строфа вторая (ст. 6–13): Иоанн был послан от Бога, чтобы сви­де­тель­ство­вать о Слове как об истин­ном свете, но когда Слово яви­лось к своим, свои Его не при­няли. Нашлось, впро­чем, немного таких, какие при­няли Слово, и вот этим людям была дана Словом власть стать чадами Божьими.

Строфа третья (ст. 14–18.): Слово стало плотью в Иисусе Христе и оби­тало с людьми, кото­рые видели Его вели­чие как Еди­но­род­ного от Отца, пол­ного бла­го­дати и истины, так что веру­ю­щие в Него полу­чили от Него в изоби­лии бла­го­дать. Чрез Него, Кото­рый выше Иоанна Кре­сти­теля и зако­но­да­теля Моисея, воз­ве­щена бла­го­дать и истина неви­ди­мого Бога.

Основ­ная мысль про­лога выска­зана в ст. 14‑м: «И Слово стало плотию, и оби­тало с нами». Все пред­ше­ству­ю­щее и после­ду­ю­щее служит к харак­те­ри­стике Боже­ствен­ного Лица, Кото­рое в Иисусе Христе стало чело­ве­ком и открыло людям бла­го­дать и истину неви­ди­мого Бога. Из про­лога мы сна­чала узнаем, что Слово суще­ство­вало у Бога еще до сотво­ре­ния мира и что самый мир Ему обязан своим про­ис­хож­де­нием. Узнаем также, что, в част­но­сти, для чело­ве­че­ства Слово было светом и жизнью еще до Своего вопло­ще­ния. Затем, еван­ге­лист, чтобы под­го­то­вить вни­ма­ние своих чита­те­лей к сле­ду­ю­щему далее крат­кому изве­стию о вопло­ще­нии Слова, упо­ми­нает о посла­нии Богом Иоанна Кре­сти­теля как сви­де­теля о при­ше­ствии Слова к Своему народу и об отно­ше­нии иудей­ского народа к явив­ше­муся Слову. Таким обра­зом, еван­ге­лист вполне логично под­хо­дит далее к изоб­ра­же­нию самого вопло­ще­ния Слова и вели­чия при­не­сен­ных Им с Собою благ.

Заме­ча­тельно, что все содер­жа­ние про­лога состоит в исто­ри­че­ских фактах, а не рас­суж­де­ниях. Мы чув­ствуем, что еван­ге­лист дает нам не какое либо фило­соф­ское постро­е­ние, а крат­кую исто­рию вопло­тив­ше­гося Слова. Поэтому и речь про­лога напо­ми­нает собою речь исто­рика».

Тол­ко­вая Библия или ком­мен­та­рий на все книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов. А. П. Лопу­хина Еван­ге­лие от Иоанна

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки