Боговоплощение

***

Боговоплоще́ние — воче­ло­ве­чи­ва­ние Сына Божьего, заклю­чав­ше­еся в вос­при­я­тии в Его Боже­скую Ипо­стась чело­ве­че­ского есте­ства, осу­ществ­лён­ное ради спа­се­ния чело­века (и мира); собы­тие, не име­ю­щее равных в исто­рии, прин­ци­пи­ально изме­нив­шее отно­ше­ния между Богом и людьми.

Догмат о Бого­во­пло­ще­нии — один из осно­во­по­ла­га­ю­щих дог­ма­тов хри­сти­ан­ства. Согласно учению Церкви о Бого­во­пло­ще­нии, в Иисусе Христе соеди­нены две при­роды): Боже­ская и чело­ве­че­ская. В 451 г. на IV Все­лен­ском соборе было утвер­ждено дог­ма­ти­че­ское опре­де­ле­ние, согласно кото­рому, эти при­роды соеди­нены нес­литно, нераз­дельно, непре­ложно и нераз­лучно. В 680 г. на VI Все­лен­ском соборе было закреп­лено учение о нали­чии во Христе двух воль: Боже­ской и чело­ве­че­ской.

Хал­ки­дон­ское опре­де­ле­ние гласит, что Иисус Хри­стос есть совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век, еди­но­сущ­ный Богу Отцу по Боже­ству и еди­но­сущ­ный людям по чело­ве­че­ству, во всем нам подоб­ный, кроме греха. Оба есте­ства соеди­нены во Христе не сли­ва­ясь, но и не разъ­еди­ня­ясь. Это сле­дует пони­мать в том смысле, что Лич­ность Христа не чело­ве­че­ская, но Боже­ствен­ная. Однако в силу того, что в Ней заклю­чено не только Боже­ствен­ное, но и чело­ве­че­ское есте­ство (в пол­ноте), Он обла­дает и всеми свой­ствами чело­века, в том числе теми, кото­рые харак­те­ри­зуют чело­века как лич­ность.

Пра­во­сла­вие под­чер­ки­вает, что Бого­во­пло­ще­ние – чудо и тайна, во всей кон­крет­но­сти недо­ступ­ная чело­ве­че­скому разуму. Явле­ние во плоти Сына Божия и Его иску­пи­тель­ный подвиг есть духов­ный центр исто­рии чело­ве­че­ства. Все, что было до Христа и что имеет место после Его зем­ного слу­же­ния, обре­тает истин­ный смысл в зави­си­мо­сти от отно­ше­ния ко Христу и Его делу.

Бого­во­пло­ще­ние глав­ней­шая часть замысла Бога о твар­ном мире. Реше­ние о Бого­во­пло­ще­нии при­нято на Пред­веч­ном совете Божьем о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода. По слову св. Мак­сима Испо­вед­ника: «…еще до веков было про­ду­мано (Богом) соеди­не­ние пре­дела и бес­пре­дель­но­сти, меры и без­мер­но­сти, края и бес­край­но­сти, твари и Творца, дви­же­ния и покоя – то соеди­не­ние, кото­рое было явлено во Христе в конце времен».

***

Почему воплотился именно Сын?

Он Бог Слово, в нём откры­ва­ется Отец. Познать Его Богом люди могут только дей­ствием Свя­того Духа.  Апо­стол Павел утвер­ждает, что:  никто не может назвать Иисуса Христа Гос­по­дом, как только Духом Святым (1Кор.12:3). Это значит, что испо­ве­до­вать Христа Гос­по­дом может только тот, на чье ум и сердце воз­дей­ство­вала Боже­ствен­ная бла­го­дать, кто открыл сердце для Бога. Поэтому многие читают Библию, захо­дят в храм, но вос­при­ни­мают это как абстракт­ную инфор­ма­цию.

Почему осеняет Деву Святой Дух, а рождается Сын?

Дух Святый найдет на Тебя и сила Все­выш­него осенит Тебя; посему и рож­да­е­мое Святое наре­чётся Сыном Божиим.  (Лк.1:35).  В едином дей­ствии Святой Троицы, в данном случае Бого­во­пло­ще­ния, Святой Дух всегда явля­ется выра­зи­те­лем этого дей­ствия.

***

А.М. Леонов:
По учению Церкви, Сын Божий есть Слово, рож­да­е­мое в веч­но­сти от Бога Отца. Святой Дух – Выра­зи­тель и Сопро­во­ди­тель Слова. Нечто похо­жее можно наблю­дать и в чело­веке. Чело­ве­че­ская мысль, рож­да­е­мая от чело­ве­че­ского ума, отда­ленно срав­нима с Боже­ствен­ным Словом. Соб­ственно, чело­ве­че­ская мысль – это как бы его сокро­вен­ное слово, не выра­жен­ное во вне, ведь каждый чело­век строит мысль при помощи слов: пойду туда-то, сделаю то-то… Для того, чтобы мысль была озву­чена – выра­жена во вне – необ­хо­димо дей­ствие дыха­ния, голоса. И здесь наше дыха­ние напо­ми­нает Святой Дух, явля­ю­щийся Выра­зи­те­лем Божьего Слова. Осно­ва­ние для такой ана­ло­гии нахо­дится в Библии: «Словом Гос­пода сотво­рены небеса, и духом уст Его – все воин­ство их» (Пс. 32:6).
Давайте пред­ста­вим, что чело­ве­че­ский ум рож­дает какую-либо мысль, а чело­ве­че­ская рука фик­си­рует данную мысль на бумаж­ный листок. Мысль, запи­сан­ная на бумаге есть как бы мысль, соеди­нен­ная с бумаж­ным листом. Здесь можно видеть ана­ло­гию соеди­не­ния Боже­ствен­ного Слова с чело­ве­че­ским есте­ством (что, соб­ственно, и назы­ва­ется воче­ло­ве­чи­ва­нием Сына Божия). Но ведь соеди­ня­е­мая с бума­гой чело­ве­че­ская мысль (чело­ве­че­ское слово) в момент соеди­не­ния не раз­лу­ча­ется с умом. Она и пре­бы­вает в уме, и пере­но­сится на лист. Соеди­не­ние мысли с бума­гой не озна­чает отде­ле­ние мысли от рож­да­ю­щего ее ума. Соеди­не­ние Бога Слова с чело­ве­че­ским есте­ством (воче­ло­ве­чи­ва­ние, бого­во­пло­ще­ние) также не озна­чает отде­ле­ние Сына Божия от рож­да­ю­щего Бога Отца. В нашей ана­ло­гии со словом и бума­гой выра­зи­те­лем чело­ве­че­ской мысли (слова) яви­лась чело­ве­че­ская рука, запи­сав­шая мысль. Это озна­чает, что мысль «соеди­ни­лась» с бума­гой при содей­ствии выра­зи­теля-руки. Выра­зи­те­лем же Слова Отца явля­ется, как мы с вами выяс­нили, – Дух. Но и о вопло­ще­нии Слова мы читаем, что оно совер­ши­лось при содей­ствии Свя­того Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Все­выш­него осенит Тебя; посему и рож­да­е­мое Святое наре­чется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Троица при этом оста­лась нераз­дель­ной.

митр. Ила­рион Алфеев:
Бог равным обра­зом любит и пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков, не делая раз­ли­чия между ними: «У Него одна любовь по отно­ше­нию к нам и к святым Анге­лам. И к греш­ни­кам она такая же, как к пра­вед­ни­кам. Сви­де­тель­ством этого явля­ется Бого­во­пло­ще­ние». Прежде сотво­ре­ния чело­века Бог уже знал о его буду­щей гре­хов­ной жизни – и все-таки сотво­рил его. Бог знал всех людей прежде, чем они стали пра­вед­ни­ками или греш­ни­ками, и в Своей любви не изме­нился из-за того, что они под­верг­лись изме­не­нию.

***

См. ЦЕЛЬ ВОПЛОЩЕНИЯ, «СЛОВО СТАЛО ПЛОТИЮ», ХРИСТОЛОГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки