О молитвенном поминовении усопших – архимандрит Кирилл (Павлов)

О молитвенном поминовении усопших – архимандрит Кирилл (Павлов)


Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! Свя­тая Пра­во­слав­ная Хри­сти­ан­ская Цер­ковь, твердо веруя этим нелож­ным сло­вам Спа­си­теля, все­гда во все­услы­ша­ние испо­ве­дует непре­ре­ка­е­мую истину, что со смер­тью чело­века жизнь его не пре­кра­ща­ется. Что мы видим умирающим?

(про­по­ведь в мясо­пуст­ную роди­тель­скую субботу)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), — ска­зал Хри­стос Спа­си­тель неве­ро­вав­шим в вос­кре­се­ние мерт­вых саддукеям.

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! Свя­тая Пра­во­слав­ная Хри­сти­ан­ская Цер­ковь, твердо веруя этим нелож­ным сло­вам Спа­си­теля, все­гда во все­услы­ша­ние испо­ве­дует непре­ре­ка­е­мую истину, что со смер­тью чело­века жизнь его не пре­кра­ща­ется. Что мы видим уми­ра­ю­щим? Только тело, кото­рое взято из земли и опять воз­вра­ща­ется в землю. Плоть раз­ла­га­ется и обра­ща­ется в прах, а сам по себе чело­век, со всеми сво­ими чув­ствами и со своей бес­смерт­ной душой, про­дол­жает жить, пере­ходя только из этого мира в дру­гой, загроб­ный. Сле­до­ва­тельно, обще­ние между живыми и мерт­выми смер­тью не раз­ру­ша­ется, а про­дол­жает существовать.

На осно­ва­нии этой истины Цер­ковь все­гда, начи­ная со вре­мен Вет­хо­за­вет­ных, а осо­бенно в Ново­за­вет­ное время — время Апо­столь­ское, совер­шала и про­дол­жает совер­шать поми­но­ве­ние и тво­рить молитвы по усоп­шим еди­но­вер­ным своим бра­тиям. Свя­тая Цер­ковь, при­нося еже­днев­ные молитвы за усоп­ших своих чад, побуж­дает к этому и всех веру­ю­щих, чтобы они еди­ными устами и еди­ным серд­цем воз­но­сили к Пре­столу Божию пла­мен­ные молитвы с прось­бой о упо­ко­е­нии усоп­ших своих срод­ни­ков в местах бла­жен­ства. К молитве за усоп­ших побуж­дает нас хри­сти­ан­ская любовь, кото­рая соеди­няет нас вза­имно во Иисусе Хри­сте во еди­ное брат­ство. Усоп­шие еди­но­верцы — наши ближ­ние, кото­рых Бог при­ка­зы­вает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не ска­зал: любите ближ­них, пока они живут на земле. Стало быть, Гос­подь не огра­ни­чи­вает любовь к ближ­ним гра­ни­цами зем­ного бытия, а про­сти­рает ее и в веч­ный загроб­ный мир. Но чем, как не поми­но­ве­нием, чем, как не молит­вою, мы можем дока­зать свою любовь к пере­шед­шим в жизнь загроб­ную? Каж­дому из нас жела­тельно, чтобы по отше­стии нашем из сей жизни наши ближ­ние нас не забы­вали и моли­лись о нас. Чтобы это испол­ни­лось, надобно и нам поми­нать усоп­ших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), — гово­рит Спа­си­тель. Поэтому тех, кто поми­нает усоп­ших, помя­нет Гос­подь, помя­нут и люди по отхож­де­нии их из сего мира. Велико уте­ше­ние и велика награда тому, кто ближ­него спа­сает от вре­мен­ного несча­стия, но гораздо боль­шая награда и боль­шее уте­ше­ние ожи­дает того, кто сво­ими молит­вами помо­жет усоп­шему ближ­нему полу­чить про­ще­ние гре­хов и перейти из мрач­ных адских тем­ниц в свет­лые бла­жен­ные обители.

Необ­хо­димы ли наши молитвы за усоп­ших? Да, необ­хо­димы, потому что ока­зы­вают им весьма боль­шое бла­го­де­я­ние. Дело в том, что после смерти есть две веч­но­сти: или веч­ное бла­жен­ство пра­вед­ни­ков, или веч­ное муче­ние греш­ни­ков. Известно также и то, что нет на земле чело­века, кото­рый бы пожил и не согре­шил. Так что верно утвер­жде­ние, что во гре­хах мы рож­да­емся, во гре­хах про­во­дим жизнь, во гре­хах и окан­чи­ваем свое зем­ное суще­ство­ва­ние. Но все ли согре­шив­шие при­но­сят пол­ное и искрен­нее рас­ка­я­ние перед смер­тью? Ведь ино­гда смерть насти­гает чело­века, нахо­дя­ще­гося в состо­я­нии такой тяж­кой болезни, когда у него и память теря­ется, и душев­ные силы при­хо­дят в пол­ное изне­мо­же­ние. И ясно, что в таком состо­я­нии чело­век не может при­пом­нить своих про­ступ­ков и рас­ка­яться в них, — и он уми­рает со гре­хами. Часто смерть пора­жает чело­века вне­запно, и он, не при­неся ника­кого пока­я­ния, также отхо­дит со гре­хами. Сам он уже не может помочь себе ника­кими сред­ствами. Изме­нить свою участь чело­век может только, когда он жив, творя доб­рые дела и моля о своем спа­се­нии ко Гос­поду. Вот в таких-то слу­чаях молитва за усоп­ших весьма необ­хо­дима и достав­ляет им вели­чай­шее благодеяние.

Мно­гих наших прис­ных уже давно нет на земле, однако любя­щее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подоб­ным обра­зом и усоп­шие смот­рят из поту­сто­рон­него мира в нашу сто­рону, горя любо­вью к тем, кто здесь их сердцу был осо­бенно бли­зок. Если же кто из умер­ших достиг оправ­да­ния перед Богом, то он, отве­чая на нашу любовь вза­им­ной любо­вью, нис­по­сы­лает нам свыше небес­ную помощь; а тому, кто еще не достиг оправ­да­ния, в облег­че­нии его загроб­ной уча­сти может очень помочь наша молитва. При­дет время, когда мы уви­димся с ними. Как же радостно будет услы­шать от них слово бла­го­дар­но­сти за молитву! Они ска­жут: “Вот ты пом­нил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Бла­го­дарю тебя”. И напро­тив: как горько будет услы­шать упрек тому, кто не молился за умер­ших! “Вот ты не вспо­ми­нал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упре­каю тебя”.

Состо­я­ние усоп­ших подобно поло­же­нию чело­века, плы­ву­щего по очень опас­ной реке. Молитва за усоп­ших — это как бы спа­са­тель­ный канат, кото­рый бро­сает чело­век уто­па­ю­щему ближ­нему. Если бы каким-нибудь обра­зом перед нами отво­ри­лись врата веч­но­сти и мы уви­дели бы эти сотни, тысячи мил­ли­о­нов людей, рву­щихся к мир­ному при­ста­нищу, — то какое бы сердце не пора­зи­лось и не сокру­ши­лось при виде своих еди­но­вер­ных и еди­но­кров­ных близ­ких, без слов взы­ва­ю­щих к нашей молит­вен­ной помощи!

О том, насколько необ­хо­димы молитвы за усоп­ших, и о том, что суще­ствует обще­ние с загроб­ным миром, я при­веду вам сей­час чудес­ную, но истин­ную повесть из жизни одного храма нашей Рус­ской Церкви. В селе Лысо­горка скон­чался батюшка. На его место был при­слан дру­гой свя­щен­ник — моло­дой, кото­рый за пер­вой же служ­бой неожи­данно скон­чался — прямо в алтаре. При­слали еще одного свя­щен­ника, но и с ним слу­чи­лось то же самое: в пер­вый день его слу­же­ния, после того, как про­пели “Отче наш” и при­част­ный стих, батюшка очень долго не выхо­дил со Свя­тыми Дарами, и когда ста­ро­ста вошел в алтарь, то уви­дел свя­щен­ника, лежа­щего во всем обла­че­нии у Свя­того Пре­стола мерт­вым. Все ужас­ну­лись, узнав об этой таин­ствен­ной смерти, и, не зная при­чины ее, гово­рили, что какой-то тяж­кий грех тяго­теет над при­хо­дом, если жерт­вою за него стали две моло­дые ни в чем непо­вин­ные жизни. Слух об этом про­шел по всей округе, и никто из свя­щен­ни­ков не решался идти на тот приход.

Согла­сие изъ­явил лишь один ста­рец-инок. “Мне все равно скоро уми­рать. Пойду отслужу там первую и послед­нюю Литур­гию, смерть моя никого не осиротит”.

Во время службы, когда допели до “Отче наш”, чув­ство само­со­хра­не­ния все же заявило о своих пра­вах, и ста­рец рас­по­ря­дился, чтобы открыли и боко­вые двери, и Цар­ские врата. Во время запри­част­ного стиха он уви­дел за Гор­ним местом какой-то силуэт. Этот силуэт высту­пал все резче и резче, и вдруг за Пре­сто­лом выде­лился мрач­ный образ оде­того в ризы свя­щен­ника, кото­рый был опу­тан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через неко­то­рое время все же собрался с силами, укре­пился духом и вышел при­ча­щать веру­ю­щих. Все поняли, что с ним слу­чи­лось что-то неладное.

А при­зрак все стоял, ляз­гая цепями, и ско­ван­ными руками ука­зы­вал на сто­я­щий в алтаре ящик.

По окон­ча­нии Литур­гии иеро­мо­нах при­звал ста­ро­сту, и они открыли ящик, в кото­ром ока­за­лись… поми­наль­ные записки. Дело в том, что когда покой­ному свя­щен­нику пода­вали поми­наль­ные записки, он их, не про­чи­ты­вая, откла­ды­вал на буду­щее время. Теперь ста­рец понял при­чину виде­ния и стал еже­дневно слу­жить пани­хиды и про­чи­ты­вать нако­пив­ши­еся записки.

В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­ние он уже слу­жил заупо­кой­ную Литур­гию по душе усоп­шего батюшки. Когда запели запри­част­ный стих, силуэт умер­шего свя­щен­ника появился снова. Но он был уже не тра­гич­ным, гроз­ным, каким являлся в пер­вый раз, а со свет­лым, весе­лым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как слу­жив­ший ста­рец-иеро­мо­нах при­об­щился Свя­тых Таин, при­зрак заше­ве­лился, покло­нился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом при­мере, как молитвы за усоп­ших при­но­сят им пользу и облег­чают их участь. И не слу­чайно мы гово­рим об этом именно сего­дня. Потому что сего­дня Свя­тая Цер­ковь отме­чает осо­бый день, назы­ва­е­мый мясо­пуст­ной роди­тель­ской суб­бо­той, и соби­рает пра­во­слав­ных для сов­мест­ной молитвы пред Пре­сто­лом Божиим о еди­но­вер­ных наших бра­тиях, ото­шед­ших в жизнь веч­ную. А зав­тра Свя­тая Цер­ковь вос­по­ми­нает страш­ное Вто­рое При­ше­ствие Гос­пода и кон­чину мира.

Побуж­дая своих чле­нов быть гото­выми ко Страш­ному Суду, Свя­тая Цер­ковь про­сит нас помо­литься Пра­вед­ному Судии об усоп­ших наших срод­ни­ках, да про­стятся им все согре­ше­ния и да очи­стится пред ними путь пере­хода из мрач­ного под­зе­ме­лья в свет­лые оби­тели Отца Небесного.

Воз­не­сем же, доро­гие бра­тия и сестры, молитву ко Хри­сту Богу и от всего сердца возо­вем: Со свя­тыми упо­кой, Хри­сте, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки