О достоверности будущей вечной загробной жизни – архимандрит Кирилл (Павлов)

О достоверности будущей вечной загробной жизни – архимандрит Кирилл (Павлов)


Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! Свя­тая Цер­ковь, как неж­ная и чадо­лю­би­вая мать, кото­рая забо­тится не только о спа­се­нии живых, но про­сти­рает свою заботу и о спа­се­нии душ отшед­ших от нас отцев и бра­тий, собрала нас сего­дня, чтобы мы воз­несли молитвы ко Гос­поду о упо­ко­е­нии всех усоп­ших в месте светле, в месте покойне.

 

(про­по­ведь в роди­тель­скую суб­боту 3‑й сед­мицы Вели­кого поста)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! Свя­тая Цер­ковь, как неж­ная и чадо­лю­би­вая мать, кото­рая забо­тится не только о спа­се­нии живых, но про­сти­рает свою заботу и о спа­се­нии душ отшед­ших от нас отцев и бра­тий, собрала нас сего­дня, чтобы мы воз­несли молитвы ко Гос­поду о упо­ко­е­нии всех усоп­ших в месте светле, в месте покойне.

Воз­нося свои молитвы, мы должны, не сомне­ва­ясь, быть уве­рены в том, что Гос­поду они при­ятны, и Он при­и­мет их как жертву, кото­рая бла­го­творно повли­яет на состо­я­ние душ усоп­ших. Мы не должны забы­вать усоп­ших, ибо они — наши бра­тия по духу и плоти, кото­рые живут сей­час в дру­гом мире и ждут от нас молит­вен­ной помощи. Если бы перед нами отверз­лась сей­час та без­дна, в кото­рой нахо­дятся души усоп­ших, то мы могли бы уви­деть тро­га­тель­ную кар­тину их без­молв­ной мольбы к живым чле­нам Церкви Хри­сто­вой — мольбы о том, чтобы мы помогли им сво­ими молитвами.

А совер­шая молитву за усоп­ших, мы вме­сте с тем должны и сами себя гото­вить к пере­ходу в иной мир, помыш­ляя почаще о своем смерт­ном часе и укреп­ляя веру в буду­щую загроб­ную жизнь. К сожа­ле­нию, в наше время неко­то­рые люди совер­шенно отвер­гают бытие бес­смерт­ной души и бытие буду­щей загроб­ной жизни, а между тем вера в бес­смер­тие души для каж­дого чело­века явля­ется глав­ным источ­ни­ком его нрав­ственно-разум­ной жизни. Смотря по тому, как чело­век отно­сится к вере в буду­щую жизнь, у него скла­ды­ва­ется опре­де­лен­ное миро­воз­зре­ние, опре­де­лен­ный взгляд на свое зем­ное суще­ство­ва­ние. Если чело­век твердо верует в буду­щую жизнь, то он ста­ра­ется свою жизнь на земле про­ве­сти доб­ро­де­тельно, без­грешно, укло­ня­ясь от вся­кого зла. При забве­нии же о веч­но­сти чело­век ходит во тьме и не знает, куда идет. И жизнь зем­ная для такого чело­века явля­ется даром напрас­ным и слу­чай­ным, и порою такие люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своей зем­ной жизни и окан­чи­вают ее само­убий­ством. В том, что буду­щая загроб­ная жизнь суще­ствует, нисколько не при­хо­дится сомне­ваться, ибо име­ется много суще­ствен­ных дока­за­тельств в пользу этой истины.

Прежде всего, доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры, во все вре­мена и у всех наро­дов, наряду с верой в боже­ство, все­гда суще­ство­вала вера в буду­щую загроб­ную жизнь.

Греки, рим­ляне, персы, арабы, индусы, даже дикари раз­ных пле­мен — все, так или иначе, верили и верят, что жизнь чело­века не пре­кра­ща­ется с его смер­тью. Эта все­общ­ность веры в суще­ство­ва­ние загроб­ного мира имеет для нас весьма нази­да­тель­ное зна­че­ние, потому что она крас­но­ре­чиво гово­рит, что буду­щая жизнь дей­стви­тельно суще­ствует, потому что вера в нее непо­сред­ственно зало­жена в саму при­роду, в созна­ние каж­дого человека.

Дру­гим суще­ствен­ным дока­за­тель­ством бытия буду­щей жизни явля­ются пока­за­ния здра­вого разума, кото­рые убеж­дают в том, что кроме насто­я­щей жизни есть жизнь буду­щая. Обра­тим вни­ма­ние на види­мую внеш­нюю при­роду. “В целом мире, — гово­рит прис­но­па­мят­ный мос­ков­ский свя­ти­тель мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов), — нельзя найти при­мера, при­знака и дока­за­тель­ства уни­что­же­ния какой бы то ни было ничтож­ной вещи; нет про­шед­шего, кото­рое не при­го­тов­ляло бы к буду­щему, нет конца, кото­рый бы не вел к началу. Вся­кая осо­бен­ная жизнь схо­дит в свой­ствен­ный ей гроб лишь только для того, чтобы оста­вить там свою обвет­ша­лую ста­рую одежду, а сама вос­хо­дит в сферу иной жизни, чтобы облечься в новую пре­крас­ную одежду. Солнце захо­дит, чтобы взойти опять, звезды утром уми­рают, чтобы вос­крес­нуть вновь вече­ром. Реки погре­ба­ются в море, а вос­кре­сают в источ­ни­ках; целый мир зем­ных про­зя­бе­ний осе­нью уми­рает, а вес­ною вос­кре­сает. Зерно, бро­шен­ное в землю, в земле уми­рает, чтобы вос­крес­нуть в новом злаке. Уми­рает пре­смы­ка­ю­щийся червь, а вос­кре­сает кры­ла­тая бабочка. Если низ­шие твари раз­ру­ша­ются только для вос­со­зда­ния новой жизни, то неужели чело­век — этот венец тво­ре­ния, кра­сота всей все­лен­ной — хуже червя, или зерна горчичного?”

Дру­гое дока­за­тель­ство бытия бес­смерт­ной жизни мы чер­паем из свойств нашей души. В то, что Бог есть, мы несо­мненно веруем и знаем, что Он пра­во­су­ден и все­свят. Им вло­жено в суще­ство нашей при­роды стрем­ле­ние к добру и отвра­ще­ние от зла. И мно­гие люди дей­стви­тельно ста­ра­ются делать добро, под­ни­мая на себя нелег­кий подвиг само­от­вер­же­ния. Но мы видим, что часто в этой жизни нече­сти­вые люди насла­жда­ются бла­жен­ством, а пра­вед­ные стра­дают до самой смерти, и очень часто — от нече­сти­вых. Если бы не было дру­гой жизни и воз­да­я­ния по делам каж­дому, то ока­за­лось бы, что Бог непра­во­су­ден и несвят, неми­ло­сер­ден к пра­вед­ни­кам и слиш­ком снис­хо­ди­те­лен к греш­ни­кам. Но этого пред­ста­вить невоз­можно, потому что будет дру­гая жизнь, где каж­дый и полу­чит награду по своим делам.

Для веру­ю­щего чело­века суще­ствен­ным дока­за­тель­ством бытия буду­щей жизни слу­жит Свя­щен­ное Писа­ние. Для пра­во­слав­ного чело­века Писа­ние явля­ется источ­ни­ком всех позна­ний, в том числе и позна­ния о буду­щей жизни. Еще в Вет­хом Завете эта тайна была воз­ве­щена людям, и люди уве­ро­вали в буду­щую жизнь. Пре­муд­рый Соло­мон гово­рит: И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его (Еккл. 12, 7).

В Новом Завете эта истина откры­ва­ется с еще боль­шей ясностью.

Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии неод­но­кратно уве­ряет нас в бытии буду­щей загроб­ной жизни: Истинно, истинно говорю вам: насту­пает время, … когда мерт­вые услы­шат глас Сына Божия и, услы­шав, ожи­вут … и изы­дут тво­рив­шие добро в вос­кре­се­ние жизни, а делав­шие зло — в вос­кре­се­ние осуж­де­ния (Ин. 5, 25, 29). Свя­тые Апо­столы, имея твер­дую веру в буду­щую жизнь, все свои посла­ния осно­вы­вали на этой незыб­ле­мой вере. Свя­той Апо­стол Павел гла­го­лал: Как в Адаме все уми­рают, так во Хри­сте все ожи­вут… как мы носили образ перст­ного [Адама], будем носить и образ небес­ного [Адама] (Хри­ста) (1 Кор. 15, 22, 49).

Нако­нец, есть и опыт­ное дока­за­тель­ство дей­стви­тель­ного суще­ство­ва­ния буду­щей жизни — явле­ние душ умер­ших. В хри­сти­ан­ской Церкви име­ется мно­же­ство сви­де­тельств явле­ния из поту­сто­рон­него мира людей как про­слав­лен­ных, так и самых про­стых смерт­ных. Начи­ная с явле­ния свя­тых про­ро­ков Мои­сея и Илии, явив­шихся во славе на Фаворе при Пре­об­ра­же­нии Гос­под­нем, свя­тые часто по изво­ле­нию Божию явля­лись людям на земле и воз­ве­щали им те или дру­гие истины ради спа­се­ния чело­ве­че­ских душ. Были и при­меры явле­ний из поту­сто­рон­него мира греш­ни­ков. Вот что повест­вует об этом свя­той Гри­го­рий Двое­слов. Он гово­рит, что в его время жил один пре­сви­тер, кото­рый часто ходил в баню. Одна­жды, придя в баню, он уви­дел подо­шед­шего к нему незна­комца, кото­рый начал ему при­слу­жи­вать; он при­слу­жи­вал так же и по окон­ча­нии бани. Так повто­ря­лось несколько раз. Пре­сви­тер, желая отбла­го­да­рить незна­комца, взял одна­жды в баню две просфоры. Незна­ко­мец при­шел и на этот раз и стал помо­гать пре­сви­теру сни­мать сапоги и пода­вать поло­тенце после купа­ния. Пре­сви­тер про­тя­нул ему за его усер­дие и любовь обе просфоры, но незна­ко­мец изрек с горь­кими сле­зами: “Отче! Что ты дела­ешь! Ведь это хлеб свя­той, мне его есть нельзя. Я, кото­рого ты видишь, был гос­по­ди­ном этих мест, но за свои грехи осуж­ден. Если ты хочешь ока­зать мне любовь, то при­неси этот хлеб Гос­поду и помо­лись обо мне у Пре­стола Божия, и если меня в сле­ду­ю­щий раз здесь не уви­дишь, то зна­чит, твоя молитва была услы­шана”. Пре­сви­тер целую неделю со сле­зами молился о душе этого незна­комца, при­нося за него каж­дый день бес­кров­ную жертву. Когда он снова посе­тил баню, незна­ко­мец ему более не являлся.

Итак, будучи удо­сто­ве­рены в бытии буду­щей жизни, ста­нем молиться с усер­дием за наших почив­ших род­ных и за всех пра­во­слав­ных хри­стиан. А что молитва весьма полезна для усоп­ших, под­твер­дит дру­гая повесть, из жития пре­по­доб­ного Мака­рия Еги­пет­ского, име­ну­е­мого еще и Великим.

Одна­жды этот свя­той муж, про­ходя по пустыне, уви­дел череп, лежа­щий на земле. Когда он стал пово­ра­чи­вать его посо­хом, то из черепа послы­шался стон. Ста­рец спро­сил: “Чей ты, череп?” И услы­шал в ответ: “Я был здесь началь­ни­ком над жре­цами, а ты, авва Мака­рий, испол­нен­ный Духа Божия, молишься за нас, сущих в муках, и мы испы­ты­ваем неко­то­рую отраду”. “Какие же вы испы­ты­ва­ете муче­ния и какую отраду?” — спро­сил ста­рец. “Как далеко отстоит небо от земли, так высок пла­мень, кото­рый опа­ляет нас с ног до головы, да так, что мы друг друга не видим. Когда же ты молишься за нас, то мы имеем воз­мож­ность лице­зреть друг друга и это достав­ляет нам неко­то­рое уте­ше­ние”. Про­сле­зился ста­рец и ска­зал: “Несча­стен тот день, когда чело­век пре­сту­пает запо­ведь Божию! А есть ли еще более тяж­кие муче­ния в аду?” Голос из черепа отве­тил: “Есть. Мы, кото­рые не познали Бога, имеем хотя бы неко­то­рое снис­хож­де­ние. А те, кото­рые познали Бога и отрек­лись от Него, не испол­няя Его запо­ве­дей, испы­ты­вают еще более ужас­ные мучения”.

Доро­гие бра­тия и сестры, помо­лимся Гос­поду об отшед­ших наших срод­ни­ках, чтобы Гос­подь про­стил им грехи и все­лил их в селе­ния пра­вед­ни­ков. Пусть наши молитвы сольются в еди­ный плач ко Гос­поду, чтобы те, о ком мы молим, воз­ра­до­ва­лись духом за нашу любовь к ним. Со свя­тыми упо­кой, Хри­сте, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки