Проповедь на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой — протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой — протоиерей Артемий Владимиров

(5 голосов4.8 из 5)

Сего­дня, в вось­мой день после Рож­де­ства Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста Спа­си­тель, по древ­нему свя­щен­ному обы­чаю, при­но­сится в храм Гос­по­день и, как осмо­днев­ный Мла­де­нец, посвя­ща­е­мый Небес­ному Отцу, тер­пит ради нас обре­за­ние плоти, пре­ду­ка­зы­вая про­ли­тие Своей Крови, на крест­ную, ука­зы­вая этим на крест­ную живо­тво­ря­щую смерть. Тер­пит ради нас стра­да­ния, являя вели­кое снис­хож­де­ние, любовь к пад­шей во грех чело­ве­че­ской при­роде, очи­щая ее и освя­щая. В этот же день свер­ша­ется наре­че­ние пра­вед­ным Иоси­фом Богом­ла­денцу свя­щен­ного имени Иисус, имени зем­ного, чело­ве­че­ского, но воз­ве­щен­ного пра­вед­нику Анге­лом, сшед­шим с небес. Это имя усва­и­ва­ется отныне Боже­ствен­ному Лицу Гос­пода Иисуса Хри­ста, соеди­нив­шему в Себе нам подоб­ную чело­ве­че­скую при­роду и неви­ди­мую Божественную.

Об этом имени в сего­дняш­ний день воз­ве­се­ли­лись и небо и земля. Чрез при­зы­ва­ние с верою этого имени отныне чело­ве­че­ский род дол­жен обре­сти вели­кое лекар­ство и сна­до­бие для бес­смерт­ного сво­его духа, для очи­ще­ния всего есте­ства сво­его. Об этом имени впо­след­ствии, будут сви­де­тель­ство­вать апо­столы, вся­кое колено под­к­ло­нится: и небес­ное, и зем­ное, и даже пре­ис­под­нее. И нет иного имени, – изре­чет неко­гда апо­стол Петр, – кото­рым над­ле­жало бы спа­стися чело­ве­кам под небе­сами. Сила этого имени, по изъ­яс­не­нию свя­тых отцов в том, что оно отно­сится к Самому Богу Вопло­щен­ному. Соеди­нив с этим име­нем Свое Боже­ствен­ное Лицо, Лич­ность, Гос­подь даро­вал этому имени воис­тину боже­ствен­ные свой­ства отно­си­тельно вра­че­ва­ния нашей при­роды. Этим име­нем Он запо­ве­дал при­зы­вать нам Его, Спа­си­теля нашего, засви­де­тель­ство­вав, что Небес­ный Отец, ради при­зы­ва­ния имени Гос­пода Иисуса Хри­ста, обо­га­тит нас вся­ким даром, и нис­по­шлет нам вся­кое бла­го­сло­ве­ние, и испол­нит вся­кое бла­гое про­ше­ние сер­дец наших. Вот почему Мать Цер­ковь не про­пу­стила, не оста­вила без вни­ма­ния это свя­тое имя, но воз­несла его, так ска­зать, на знамя спа­се­ния, при­зы­вая всех своих чад бла­го­го­веть, тре­пе­тать пред этим име­нем и при­зы­вать его во спа­се­ние душ и телес наших. Древ­ние учи­теля жизни во Хри­сте сви­де­тель­ство­вали, что все без исклю­че­ния хри­сти­ане, без раз­ли­чия зва­ний и состо­я­ний, при­званы в тече­ние дня, а, может быть, и ночи, обра­щаться ко Спа­си­телю, освя­щая в душе Его свя­тое пре­во­жде­лен­ное имя. Еще в 14‑м сто­ле­тии свя­ти­тель Фесал­ло­ник­ский Гри­го­рий Палама наста­и­вал на том, что и мир­ские особы, живу­щие посреди шум­ного мира, при­званы непре­станно вра­щать в уме и сердце это имя, и с его помо­щью дости­гать очи­ще­ния и освя­ще­ния души. Но осо­бенно лица мона­ше­ского зва­ния при­званы воз­рас­тать в любви к имени Иисуса Хри­ста. Не слу­чайно в самое обла­че­ние вхо­дят четки – «меч духов­ный», кото­рый при постри­же­нии вру­ча­ется вся­кому постри­га­е­мому лицу с запо­ве­дью на вся­кое время и на вся­ком месте при­зы­вать имя Гос­пода Иисуса Хри­ста. Для них это уже не только пред­мет бла­гого изво­ле­ния, но долг и обя­зан­ность. Ибо, по настав­ле­нию пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, вся­кое внеш­нее послу­ша­ние лица, отрек­ше­гося от мира, при­ни­мает освя­ще­ние по при­чине внут­рен­него воз­но­ше­ния ума и сердца к Богу.

В крат­ких сло­вах, бра­тие и сестры, напом­ним вам аске­ти­че­ское уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви о молитве Иису­со­вой, содер­жа­щей в себе имя Гос­пода Иисуса Хри­ста. Видим, что еще свя­тые Апо­столы познали силу имени Гос­пода. Свя­той Апо­стол Петр неко­гда на вопрос сво­его Учи­теля: «За кого почи­та­ете вы Меня, Сына Чело­ве­че­ского» – отве­тил: «Ты еси Хри­стос Иисус, Сын Бога Живаго». И в ответ на это испо­ве­да­ние, кото­рое легло в основу молитву Иису­со­вой, Гос­подь обе­щал Петру вели­кие мило­сти, ска­зав, что это пра­виль­ное испо­ве­да­ние Его, Сына Божия, Богом во плоти, при­зна­ние, соде­лает его твер­дым, как скала, так, что и врата адовы не сумеют поко­ле­бать сердце, хотя бы и не без­греш­ное, но веру­ю­щее в Гос­пода и при­зы­ва­ю­щее его свя­тое имя. «Если устами, – гово­рит Апо­стол Павел, – будешь испо­ве­до­вать Иисуса Хри­ста, а серд­цем веро­вать в Него, то это дела­ние будет тебе во спа­се­ние». И в этих сло­вах мы также видим сви­де­тель­ство о молитве Иису­со­вой. Для того при­шел Сын Божий в мир, дабы мы имели жизнь веч­ную чрез веру в Него, чрез при­зы­ва­ние имени Его, – сви­де­тель­ствует свя­той Иоанн Бого­слов. Итак, все Писа­ние убеж­дает нас в необ­хо­ди­мо­сти, ради нашего спа­се­ния, воз­лю­бить это имя и при­зы­вать его вни­ма­тель­ным умом и трез­вя­щимся чистым сердцем.

Позд­ней­шие настав­ники бла­го­че­стия, осо­бенно оте­че­ствен­ные – свя­той епи­скоп Игна­тий Кав­каз­ский, свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник – при­ме­ни­тельно к нашей немощи разъ­яс­няют нам всю пользу молитвы Иису­со­вой, пре­ду­пре­ждая и про­тив воз­мож­ных оши­бок в ее свя­щен­ном дела­нии. Так, свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник учит, что самому есте­ству чело­ве­че­скому при­над­ле­жит про­из­во­ле­ние в при­зы­ва­нии имени Иисуса Хри­ста. И тот, кто тру­дится в этом про­из­вод­стве, молитве Иису­со­вой, может, еще без явного содей­ствия Свя­того Духа, немало пре­успеть в молитве Иису­со­вой. От нашего есте­ства зави­сит, насколько мы при­леп­ля­емся умом и серд­цем к этому имени, насколько бла­го­го­вейно про­из­но­сим его. Впро­чем, «лишь Духом Свя­тым, – гово­рит Писа­ние, – можно при­зы­вать имя Гос­пода Иисуса Хри­ста». Это отно­сится к молитве чистой, к молитве, при­вно­ся­щей в нашу душу освя­ще­ние Божией бла­го­да­тью. Но даже, если подвиж­ник веры еще не имеет поня­тия о выс­ших сте­пе­нях молитвы, борется со стра­стями и с понуж­де­нием себя при­зы­вает имя Гос­пода, он не лиша­ется вели­ких мило­стей Божиих. Неосно­ва­тельна забота и тре­вога тех, кто гово­рит: «Вот я настолько обре­ме­нен послу­ша­ни­ями и обя­зан­но­стями, обща­юсь среди людей, что при­зы­ва­ние мною имени Гос­пода весьма несо­вер­шенно. Я часто рас­се­и­ва­юсь и обна­ру­жи­ваю все погреш­но­сти, кото­рые только отно­сятся до молит­вен­ного дела­ния». Да, мы грешны, мы немощны, но Гос­подь мно­гого не тре­бует от нас. Он видит наши уси­лия памя­то­вать о Нем, видит, сколь мы иску­ша­емы лука­вым духом, и поэтому раду­ется Боже­ствен­ною радо­стью, когда заме­чает в ком из Своих детей стрем­ле­ние при­зы­вать Слад­чай­шее имя Свое. Ради этого имени мы бываем хра­нимы от умно­же­ния гре­хов. Ради этого имени Гос­подь не попус­кает бого­враж­деб­ным помыс­лам надолго оста­ваться в нашей греш­ной душе. Ради этого имени Гос­подь хра­нит нас от встречи с небла­го­на­ме­рен­ными, под­чи­нен­ными диа­волу людьми. Ради этого имени Гос­подь отго­няет самого лука­вого духа, упразд­няя мно­гие неви­ди­мые нашему взору козни, силки, засады, кото­рые он измыш­ляет, желая сбить нас с пути истин­ного. Ради при­зы­ва­ния этого имени освя­ща­ется и душа и тело даже несо­вер­шен­ного молит­вен­ника, самое про­стран­ство вокруг него. Ради этого имени Ангелы Божии охотно вспо­мо­ще­ствуют нам в наших тру­дах, хотя и оста­ются неви­димы для нашего взора.

Впро­чем, по уче­нию епи­скопа Фео­фана Затвор­ника, успех в дела­нии свя­щен­ной молитвы нужно пола­гать вовсе не в том, чтобы она, часто повто­ряя себя самое, непре­станно зву­чала в нашей душе. И мно­гие, осо­бенно в начале 20-го сто­ле­тия, забыв и не усвоив, как сле­дует, свя­то­оте­че­ского насле­дия, посвя­щен­ного молитве, думали, что лишь меха­ни­че­ское про­из­не­се­ние имени Иисуса Хри­ста явля­ется целью этого дела­ния. Нет, не так. Свя­ти­тель Фео­фан доста­точно в рез­ких сло­вах уко­ряет тех людей, кто при­пи­сы­вали маги­че­скую силу самому имени Иисуса Хри­ста, остав­ляя в сто­роне подвиг трез­ве­ния, вни­ма­ния, наблю­де­ния за своей душой, остав­ляя в сто­роне под­ме­ча­ние, насколько бла­го­дать Гос­подня содей­ствует этому дела­нию. Совре­мен­ные подвиж­ники бла­го­че­стия даже заме­чают, что можно встре­тить людей, кото­рые достигли непре­стан­ного повто­ре­ния, вра­ще­ния в своем созна­нии имени Божия и, как это не пара­док­сально, оста­ются при этом погру­жен­ные в соб­ствен­ные стра­сти: само­лю­бие, гор­дость, нелю­бовь, непри­ми­ри­тель­ное обра­ще­ние с людьми, неужив­чи­вость и даже зло­сло­вие. Кажется неве­ро­ятно, можно ли, имея в сердце Боже­ствен­ный огонь, оста­ваться холод­ным, словно ледышка, по отно­ше­нию к ближ­ним. Но настолько ныне извра­щена наша пад­шая при­рода, настолько воз­росло в нас гор­де­ли­вое само­со­зна­ние, само­лю­бие, что совре­мен­ные люди часто упо­треб­ляют имя Иисуса Хри­ста напо­до­бие каких-то маги­че­ских неосмыс­лен­ных закли­на­ний, нисколько не забо­тясь о стя­жа­нии про­чих нрав­ствен­ных доб­ро­де­те­лей, кото­рые явля­ются неот­мен­ным усло­вием для свер­ше­ния пра­виль­ной пока­ян­ной молитвы. Вот почему, – гово­рит свя­ти­тель Фео­фан, – самое важ­ное, это то, что дает нам при­зы­ва­ние молитвы Иису­со­вой. Его можно упо­до­бить неко­ему древу с глу­бо­кими кор­нями. Но древо, по необ­хо­ди­мо­сти, должно про­из­ве­сти отрасли, ветви, кото­рые покры­ва­ются лист­вой и пло­дами. Цель свя­щен­ного при­зы­ва­ния имени Иисуса Хри­ста заклю­ча­ется не столько в непре­стан­но­сти этого дей­ствия, сколько в ожи­во­тво­ре­нии души Божией бла­го­да­тью. И только в слу­чае, если бла­го­дать Божия будет содей­ство­вать молит­вен­нику, в про­стоте духа, в сми­ре­нии сердца, в совер­шен­ном незло­бии, в любви к людям, немало не воз­но­ся­ще­муся умом, только если бла­го­дать Гос­подня будет содей­ство­вать нам, тогда будет под­лин­ный и жела­е­мый нами успех. Заклю­ча­ется он в том, что посред­ством имени Гос­пода Иисуса Хри­ста, памя­туя о Боге, мало-помалу испол­няться созна­нием непри­ступ­ного вели­чия, свя­то­сти, непо­сти­жи­мо­сти Боже­ства, то есть, иными сло­вами, стя­жа­ние бла­го­го­ве­ин­ства и страха пред Гос­по­дом Богом и всем, что мы назы­ваем свя­ты­нею. Воз­рас­тая, по мило­сти Божией, в страхе Гос­под­нем, вни­ма­тельно и пра­вильно моля­щийся име­нем Иисуса Хри­ста хри­сти­а­нин, мало-помалу все в боль­шей и боль­шей сте­пени откры­вает для себя самого под­лин­ное состо­я­ние души своей. Он убеж­да­ется, насколько его сердце не сво­бодно от стра­стей, как редко сердцу уда­ется из глу­бины воз­дох­нуть ко Гос­поду. Он начи­нает видеть те мно­го­чис­лен­ные путы и узы, кото­рыми ско­вана душа, нахо­дя­ща­яся в нечув­ствии ока­ме­нен­ном, он испол­ня­ется созна­ния своей нечи­стоты и недо­сто­ин­ства и обре­тает поня­тие о себе самом как воис­тину худей­шем вся­кого иного чело­века. Видеть свою худость и всем при этом отда­вать пред­по­чте­ние в срав­не­нии с самим собою. Вот к чему должно при­во­дить пра­виль­ное при­зы­ва­ние имени Гос­пода Иисуса Христа.

Если душа пре­тер­пит в этом подвиге, то мало-помалу она при­об­ре­тет чув­ство пол­ной зави­си­мо­сти от Гос­пода, не на сло­вах, а на деле она будет испо­ве­до­вать истину Писа­ния: «Без Меня, – гово­рит Гос­подь, – ничего доб­рого сотво­рить не можете». Даже и паль­чи­ком поше­ве­лить не можем мы без тай­ной помощи Гос­пода нашего. Воз­рас­тая в этих бла­го­го­вей­ных чув­ствах, испо­ве­дуя свою немощь, сла­во­словя Гос­пода за Его вели­чие и свя­тость, мы мало-помалу, воз­лю­бив имя Иисуса Хри­ста, уже не захо­тим надолго с ним рас­ста­ваться. Дей­стви­тельно, никто не может без помощи молитвы при­ве­сти ум в необ­хо­ди­мое для свер­ше­ния молитвы состо­я­ние. И свя­тые отцы дружно сви­де­тель­ствуют: лишь со вни­ма­нием при­зы­ва­ние имени Гос­пода спо­собно очи­стить наш ум от вся­кого образа, вся­кого меч­та­ния, вся­кого ненуж­ного вос­по­ми­на­ния, сде­лать его чистым зер­ка­лом, в кото­ром непо­сти­жимо отра­зится Неви­ди­мый Бог. Лишь с помо­щью имени Гос­пода Иисуса Хри­ста мы смо­жем в наше сердце вве­сти Хри­стовы доб­ро­де­тели, осо­бенно те, кото­рые отно­сятся к тай­ному дела­нию хри­сти­а­нина, а именно: доб­ро­де­тели жало­сти и состра­да­ния, сми­ре­ния и кро­то­сти, чистоты, доб­ро­де­тель боже­ствен­ного сми­ре­ния. Имя Иисуса Хри­ста не тот­час и не вдруг соеди­ня­ется с есте­ством чело­века. Но, если душа пре­тер­пит необ­хо­ди­мые боре­ния, то вскоре она обре­тет спо­соб­ность радо­ваться о Гос­поде, как и сви­де­тель­ствует о том царь Давид: «О имени Твоем воз­ра­ду­емся весь день». Имя Гос­подне, по сви­де­тель­ству пре­муд­рого царя Соло­мона, есть некая кре­пость, в кото­рую вбе­гает и пря­чется от неви­ди­мых вра­гов подвиж­ник веры. Имя Гос­подне есть щит, посред­ством кото­рого мы удобно уга­сим все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого духа.

Попро­сту ска­зать, в при­зы­ва­нии имени Гос­пода состоит все суще­ство духов­ной жизни, если только мы пони­маем, что от этого цветка должно исхо­дить обя­за­тельно бла­го­уха­ние – любви, сми­ре­ния, кро­то­сти, незло­бия и чистоты. И без­условно, ника­кие заботы, ника­кая обре­ме­нен­ность послу­ша­ни­ями, даже житель­ство в миру посреди шум­ного города с соблаз­нами его и пре­льще­ни­ями не мешают хри­сти­а­нину еди­ному с еди­ным Богом бесе­до­вать и мало-помалу, по слову пре­по­доб­ного Сера­фима, вос­ходя от сте­пени в сте­пень, дости­гать совер­шен­ного очи­ще­ния души. В чем и да помо­жет нам Гос­подь, если мы будем все­гда рас­пи­нать свою гор­дость, само­лю­бие, свое­во­лие, непо­слу­ша­ние, все­гда зази­рать себя в наших немо­щах, уко­ряя себя, оправ­ды­вать ближ­них, памя­туя, что лишь «вера, дей­ству­е­мая любо­вью» воз­во­дит хри­сти­а­нина на высоту нрав­ствен­ного совер­шен­ства. Аминь.

14 января 2000 г.

Православие.ru

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки