Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – протоиерей Андрей Ефанов

Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – протоиерей Андрей Ефанов


Апо­стол Павел ска­зал: «Слово крест­ное поги­ба­ю­щим есть безу­мие, для нас же это сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Когда, нако­нец, пре­кра­ти­лись гоне­ния, когда народ уве­ро­вал в истин­ность слова Божия, то Гос­подь явил Древо Крестное.


Во имя Отца и Сына, и Свя­таго Духа!
Апо­стол Павел ска­зал: «Слово крест­ное поги­ба­ю­щим есть безу­мие, для нас же это сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Когда, нако­нец,  пре­кра­ти­лись гоне­ния, когда народ уве­ро­вал в истин­ность слова Божия, то Гос­подь явил Древо Крест­ное. То Древо, на кото­ром был рас­пят Он Сам, на кото­ром пре­тер­пел стра­да­ния и смерть, грехи все наши воз­нес на этот Крест и в Себе Самом уни­что­жил. Теперь мы можем не гре­шить! Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – протоиерей Андрей ЕфановИ если вет­хо­за­вет­ный чело­век не мог изба­виться от раб­ства гре­хов, то мы с вами можем быть сво­бод­ными от греха. Каж­дый из нас знает, как это тяжело, как тяжело оста­вить грех, страсть, кото­рая пора­бо­тила нашу душу. Также мы знаем, как бывает легко побе­дить отдель­ные пополз­но­ве­ния этой стра­сти молит­вой ко Гос­поду. Почему же тогда не полу­ча­ется нам одо­леть совер­шенно страсть? Да ведь при­чина про­ста! Если бы мы непре­станно моли­лись, если бы наша жизнь вся цели­ком была во Хри­сте, если бы мы вслед за Хри­стом все­гда несли крест свой, а не только по сре­дам и пят­ни­цам, также и вос­кре­се­ньям до обеда, и в суб­боту ино­гда еще – мы бы совер­шенно одо­лели, с помо­щью Божией, свои стра­сти. Если будем посту­пать так, если мы, проснув­шись, сразу же будем пом­нить, что мы чада Божии, что мы созданы для веч­ной жизни во Хри­сте и весь день с молит­вой, с пре­зре­нием своих гре­хов­ных чувств будем про­во­дить до самого вечера, тогда мы смо­жем пре­одо­леть стра­сти, тогда мы смо­жем пре­одо­леть те нападки бесов­ские, кото­рые про­ис­хо­дят еже­се­кундно, со всех сто­рон. Бесы пора­бо­тили нас, бесы опу­тали нас! В одном каноне бесы срав­ни­ва­ются с живот­ными, кото­рые могут окру­жить пищу «яко пчелы сот окру­жают мя лука­вые демоны». А далее с дру­гими живот­ными срав­ни­вает нечи­стых автор: «яко хищ­ные птицы, яко лука­вые лисицы, яко сыро­ядцы птиц пло­то­яд­ных окрест мене летают». Вот, дей­стви­тельно, вокруг нас демоны создали свою сеть, и эту сеть мы можем раз­ру­шить только лишь молит­вой ко Гос­поду, только лишь жиз­нью во Хри­сте. И глав­ное ору­жие, укреп­ля­ю­щее нас на этом пути, есть Зна­ме­ние Крест­ное. До чет­вер­того века Гос­подь, сокры­тым в земле, содер­жал  Крест Свой, тот, на кото­ром Он Сам постра­дал. В IV веке бла­го­че­сти­вая импе­ра­трица Елена в Иеру­са­лиме, на месте язы­че­ского капища, обрела Чест­ной Живо­тво­ря­щий Крест. Народ у нас знает: как при­во­зят какую-то свя­тыню в Москву – сразу обра­зу­ются огром­ные оче­реди. Сколько про­ста­и­вают? Часами, сут­ками люди стоят, а дру­гие веру­ю­щие всё под­хо­дят и под­хо­дят… Пред­ставьте себе, сколько же было людей в Иеру­са­лиме, что не могли все подойти к Кре­сту, и при­хо­ди­лось воз­дви­гать, под­ни­мать Крест, что бы люди хотя бы уви­дели его! Вот какое коли­че­ство людей соби­ра­лось в Иеру­са­лиме в день обре­те­ния Кре­ста Господня.

Сей­час на празд­ники соби­ра­ется совсем мало людей, храмы почти пусты, хотя насе­ле­ния стало намного больше, нежели в те вре­мена, когда эти храмы стро­и­лись. Это все потому, что Гос­подь стал без­раз­ли­чен мно­гим, люди живут вне Бога, а потом гово­рят: «За что же Гос­подь меня так нака­зал, за что же Он меня так не любит?» Так ведь мы живем без Него, мы живем без Бога.  Где же наша любовь к Богу? Ведь наше отно­ше­ние к Богу потре­би­тель­ское, мы все­гда у Бога что-то про­сим и ино­гда Его даже бла­го­да­рим! Даже в бла­го­дар­ствен­ной молитве ска­зано, что «помоги и на буду­щее прими молитвы бла­го­да­ря­щих и исполни дру­гое про­ше­ние». То есть мы «за это Тебя побла­го­да­рили, помоги нам и в сле­ду­ю­щем деле». Неужели это глав­ное во вза­и­мо­от­но­ше­ниях Отца и сына, во вза­и­мо­от­но­ше­ниях Отца и дочери?! Нет, конечно! Глав­ное между Богом и нами – любовь. Гос­подь взо­шел на Крест ради нас, а что мы можем сде­лать ради Бога? Мы, несмыш­ле­ные, глу­пые чада, мы можем лишь только, как мла­денцы, радо­ваться, когда видим Бога. Видит ребе­нок мать, тянет свои ручки, раду­ется, сме­ется. Да ему ведь мать-то нужна не только ради того, чтобы кор­мить, а еще про­сто потому, что он ее любит! Вот также и мы можем любить Бога. Должны — непра­виль­ное слово. Можем! Можем, но не хотим. Не хотим, потому что что-то мы поте­ряли. Мы поте­ряли эту дет­скость, дар, кото­рый был нам дан в пер­вый раз, когда мы были мла­ден­цами. Вто­рой раз он был нам дан, когда шло бур­ное юно­ше­ство. Вот здесь-то был повтор­ный шанс — про­сто любить, любить Бога. Но мы и теперь этим не вос­поль­зо­ва­лись. Нако­нец, мы при­шли к вере, при­шли к Богу.  Гос­подь и в этот раз нам, конечно, даро­вал эту радость дет­ско­сти, но мы снова ее поте­ряли! Почему? Потому, что нам было важ­нее осо­знать – кто же мы на самом деле, какое мы место зани­маем «у тре­тьего под­свеч­ника» в храме. Какое мое зна­че­ние в цер­ков­ной общине, что я делаю, какой вес имеет мое слово? Кроме этого, мы стали поучать дру­гих, не Еван­ге­лие нести дру­гим, не свет мира давать, а поучать! «Если ты будешь гре­шить, тебя Бог нака­жет!» Вряд ли стоит начи­нать раз­го­вор с ребен­ком со слов: «Если ты поле­зешь на под­окон­ник, тебя отец отлу­пит». Думаю, что это непра­вильно. Когда уж он не слу­ша­ется совсем, тогда это нужно ска­зать. Тогда Гос­подь и нака­жет, но только тогда, когда ребе­нок осо­знает, что отец любит его! И нака­жет-то он его для его же пользы, нака­жет и забу­дет о нака­за­нии, и больше не будет на него злиться. Так и Гос­подь не гне­ва­ется на нас. Он порой научает нас, нака­зует нас каким-либо обра­зом, а потом про­хо­дит немного вре­мени и Гос­подь опять радостно при­вет­ствует нас! Гос­подь опять вхо­дит в сердце наше – при­мите Его! Гос­подь вос­хо­дит на Гол­гофу, чтобы постра­дать ради нас!  А постра­дав ради нас, Он, опять же, воз­вра­ща­ется к нам. И вот сей­час Он с нами. Да при­бу­дет Гос­подь все­гда с нами! И, покло­ня­ясь Его Чест­ному и Живо­тво­ря­щему Кре­сту, в этом покло­не­нии воз­да­дим славу Богу и попро­сим: «Гос­поди, даруй нам ту веру, ту про­стоту, ту дет­скость, кото­рая была у нас в самом начале, когда Ты вошел в сердце наше! Вновь войди и обнови наше сердце, сде­лай нас при­част­ни­ками Жизни Веч­ной! Жизни, о кото­рой Ты мно­го­кратно гово­рил в Еван­ге­лии. Что Жизнь эта — как семя, кото­рое вырас­тает в дерево, как хлеб, кото­рый пекут, как та свя­тыня, кото­рая начи­на­ется здесь, на земле, в нашем сердце, но далее про­ис­те­кает в жизнь веч­ную, в Цар­ство Небес­ное Отца, кото­рое мы жаж­дем обре­сти. Аминь!»

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки