Слово на Пасху – архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово на Пасху – архимандрит Кирилл (Павлов)


Поздрав­ляю вас, доро­гие бра­тия и сестры, с вели­ким, с радост­ным празд­ни­ком, все­мир­ной радо­стью Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния! На языке цер­ков­ных пес­но­пе­ний празд­ник Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния име­ну­ется празд­ни­ком всех празд­ни­ков и тор­же­ством всех торжеств.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа! Хри­стос Воскресе!

Поздрав­ляю вас, доро­гие бра­тия и сестры, с вели­ким, с радост­ным празд­ни­ком, все­мир­ной радо­стью Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния! На языке цер­ков­ных пес­но­пе­ний празд­ник Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния име­ну­ется празд­ни­ком всех празд­ни­ков и тор­же­ством всех тор­жеств. Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние есть тор­же­ство и утвер­жде­ние нашей хри­сти­ан­ской веры, тор­же­ство нашей хри­сти­ан­ской надежды и утвер­жде­ние хри­сти­ан­ской любви. Тор­же­ство и утвер­жде­ние всего доб­рого, свет­лого и свя­того, доро­гого для нас.

Мы ска­зали, что Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние есть утвер­жде­ние, тор­же­ство нашей хри­сти­ан­ской веры. Гос­подь наш Иисус Хри­стос, вопло­тив­шись на земле, вос­при­няв на Себя наше чело­ве­че­ское есте­ство, пре­по­дал чело­ве­че­скому роду истин­ное уче­ние о всем суще­ству­ю­щем. И о Боге, о суще­стве Его, при­роде Его и о делах Его; и о про­ис­хож­де­нии чело­века, при­роде его, назна­че­нии, насто­я­щем состо­я­нии и буду­щей судьбе его; и о мире, про­ис­хож­де­нии мира, при­роде его, назна­че­нии и буду­щей судьбе мира. Но что может быть твер­дым руча­тель­ством того, что пре­по­дан­ное нам Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом истин­ное уче­ние о всем суще­ству­ю­щем явля­ется Боже­ствен­ным уче­нием, истин­ным откро­ве­нием Бога? Сам, пре­по­дав­ший его, явля­ется истин­ным Богом. И оттого само уче­ние Хри­стово имеет на себе печать Боже­ствен­ного про­ис­хож­де­ния и по сво­ему харак­теру, и по сво­ему содер­жа­нию и досто­ин­ству, и оно, конечно, воз­вы­шен­нее и свя­тее, и отли­ча­ется в корне от уче­ния муд­ре­цов мира сего. В нем нет чуже­род­ной при­меси к истине, лжи и заблуж­де­ния, кото­рые мы заме­чаем в про­из­ве­де­ниях людей с огра­ни­чен­ным чело­ве­че­ским умом.

Но несмотря на это, в уче­нии Хри­сто­вом встре­ча­ются такие тайны, кото­рые при­во­дят в недо­уме­ние и сомне­ние неко­то­рых людей, кото­рые мыс­лят по чело­ве­че­ски, то есть огра­ни­ченно. Поэтому пол­ного сви­де­тель­ства о Боже­ствен­но­сти уче­ния Хри­стова Его внут­рен­нее досто­ин­ство дать не может, для удо­сто­ве­ре­ния тре­бу­ется более силь­ное внеш­нее сви­де­тель­ство Его Боже­ства и Боже­ствен­но­сти Его уче­ния. Такими внеш­ними сви­де­тель­ствами Боже­ства Хри­стова, Его Боже­ствен­ного уче­ния явля­ются прежде всего чудеса, кото­рые Спа­си­тель совер­шает во время про­по­веди Еван­ге­лия. Воз­ве­щая людям о Своем Боже­стве, воз­ве­щая им жизнь веч­ную, Гос­подь в то же время отвер­зал очи сле­пым, воз­вра­щал слух глу­хим, исце­лял рас­слаб­лен­ных, изго­нял бесов из бес­но­ва­тых, насы­щал пять тысяч чело­век, вос­кре­шал уже раз­ла­гав­шихся. И эти сви­де­тель­ства вполне удо­сто­ве­ряют ту истину, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос есть Все­мо­гу­щий Бог и пре­по­дан­ное Им уче­ние явля­ется уче­нием Боже­ствен­ным. И эти сви­де­тель­ства были бы вполне доста­точны, неоспо­римы, если бы не одно собы­тие в жизни Бого­че­ло­века, кото­рое на время поко­ле­бало эту истину.

Собы­тие это — смерть Хри­ста Спа­си­теля. Спа­си­тель доб­ро­вольно пошел на нее ради нашего спа­се­ния. Путем сми­ре­ния, путем край­него само­уни­чи­же­ния — ради нашего спа­се­ния, Гос­подь идет на крест­ный подвиг, но мало­веры не хотят оце­нить и понять эту тайну искуп­ле­ния чело­ве­че­ского рода и видят в Том, Кого почи­тали за Вели­кого Чудо-творца и Бога, видят в Нем только бес­си­лие. Злоб­ные и лука­вые враги злоб­ными насмеш­ками ста­ра­ются эту истину поко­ле­бать. И если бы жизнь Спа­си­теля огра­ни­чи­лась бы только одними стра­да­ни­ями и смер­тью и не было бы Вос­кре­се­ния Его из мерт­вых, то что бы мы могли ска­зать этим злей­шим вра­гам и их злобе? Апо­стол Павел гово­рит: если Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Стало быть, наша вера стоит в тес­ной связи с Вос­кре­се­нием Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Вера наша стоит, если Хри­стос вос­крес. Она падает, если Хри­стос не вос­крес. Вот так велико зна­че­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова для нашей веры. Но Хри­стос вос­крес из мерт­вых. И вос­крес Своею соб­ствен­ной силою. Этим Он пока­зал, что Он — истин­ный Бог, потому что власть над смер­тью и жиз­нью имеет только один Бог. А Гос­подь наш Иисус Хри­стос, вос­крес­ший из мерт­вых, явил Себя Вла­ды­кою над жиз­нью и смер­тью. Стало быть, Он истин­ный Бог. А раз Гос­подь наш Иисус Хри­стос — истин­ный Бог, то и пре­по­дан­ное Им уче­ние явля­ется уче­нием Боже­ствен­ным. И вера наша в Него спа­си­тельна, а недо­ве­рие, кото­рое вра­гами Хри­сто­выми было явлено, — ложно. Истинны и чудеса Хри­стовы. Именно Вос­кре­се­ние Хри­стово вос­кре­сило и эту веру, эту силу чудес Хри­сто­вых, опять при­дало им зна­че­ние, и люди поняли, что Гос­подь Иисус Хри­стос только ради спа­се­ния нашего при­нял стра­да­ния и смерть, сни­зо­шел до край­него само­уни­чи­же­ния, что Он мог бы, как все­мо­гу­щий Бог, и отме­нить бы, избе­жать этой смерти, этих стра­да­ний, и сойти со Кре­ста, и уни­что­жить Своих вра­гов. Но Он не хотел мино­вать той чаши стра­да­ния, кото­рая Ему была преду­го­то­вана Отцом Небес­ным. Таким обра­зом, Вос­кре­се­ние Хри­стово есть тор­же­ство, утвер­жде­ние нашей хри­сти­ан­ской веры.

Оно есть и утвер­жде­ние хри­сти­ан­ской надежды. Бла­гою надеж­дою каж­дого хри­сти­а­нина в его жизни явля­ется то радост­ное упо­ва­ние, что после вре­мен­ных зем­ных стра­да­ний, скор­бей, лише­ний, несча­стий, после телес­ной смерти в опре­де­лен­ное Богом время люди, веру­ю­щие во Хри­ста, вос­крес­нут из мерт­вых и вой­дут в веч­ность для нескон­ча­е­мой бла­жен­ной жизни. Эта бла­гая радост­ная надежда услаж­дает горечь зем­ной жизни, помо­гает веру­ю­щему чело­веку муже­ственно и тер­пе­ливо пере­но­сить все его скорби и, не падая под их бре­ме­нем, муже­ственно нести воз­ло­жен­ный на каж­дого из нас про­мыс­лом Божиим крест.

Но что может быть твер­дым руча­тель­ством того, что эта надежда на буду­щее вос­кре­се­ние, на веч­ную бла­жен­ную жизнь не посра­мит, что после смерти насту­пит вос­кре­се­ние, вос­со­еди­не­ние души и тела? И в Вет­хом и в Новом Заве­тах име­ется много ука­за­ний на то, что кроме вре­мен­ной жизни есть веч­ная жизнь, что насту­пит все­об­щее вос­кре­се­ние. Так, об этом гово­рили древ­ние про­роки: ожи­вут мерт­вецы Твои, вос­ста­нут мерт­вые тела! (Ис. 26, 19). Про­рок Иезе­ки­иль своим про­ро­че­ским оком зрел вели­чай­шее чудо, когда по пове­ле­нию Божию кости сбли­жа­лись друг с дру­гом, схо­ди­лись, затем покры­ва­лись жилами, пло­тью, кро­вью и затем в них вошел дух, они встали на ноги — вели­чай­шее мно­же­ство людей (Ср.: Иез. 37, 1–10). В Еван­ге­лии Гос­подь наш Иисус Хри­стос гово­рит, что насту­пает время, в кото­рое все, нахо­дя­щи­еся во гро­бах, услы­шат глас Сына Божия; и изы­дут тво­рив­шие добро в вос­кре­се­ние жизни, а делав­шие зло — в вос­кре­се­ние осуж­де­ния (Ин. 5, 28–29). Эти слова Боже­ствен­ного Писа­ния окры­ляют душу веру­ю­щего чело­века и, конечно, все­ляют надежду.

Но для того, чтобы эту надежду сохра­нять, тре­бу­ется силь­ная вера в слово Божие, потому что мы посто­янно видим перед собою смерть, когда тело раз­ру­ша­ется, но не видим никого вос­кре­са­ю­щим. Хотя мы имеем и при­меры вос­кре­ше­ния мерт­вых — про­роки Илия, Ели­сей вос­кре­шали мерт­вых, и Гос­подь наш Иисус Хри­стос вос­кре­шал мерт­вых, и уче­ники Его, но это вос­кре­се­ние не явля­ется тем все­об­щим вос­кре­се­нием, кото­рое будет в конце мира. Ибо здесь вос­крес­шие люди вос­кре­сали в том же брен­ном виде, в кото­ром и мы живем. И они потом снова уми­рали. А при все­об­щем вос­кре­се­нии люди вос­ста­нут нетлен­ными, духов­ными и бес­смерт­ными. Но вот есть более силь­ное сви­де­тель­ство из жизни Хри­ста Спа­си­теля, кото­рое пол­но­стью утвер­ждает в надежде на все­об­щее и наше соб­ствен­ное вос­кре­се­ние, и на веч­ную бла­жен­ную жизнь, — это вос­кре­се­ние из мерт­вых Самого Хри­ста Спа­си­теля. Хри­стос вос­крес из мерт­вых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним вла­сти. Хри­стос не уми­рает. Хри­стос вос­крес как пер­ве­нец из умер­ших. И при­дет время, когда все, веро­вав­шие во Хри­ста, так же вос­крес­нут, но вос­крес­нут уже в новом, про­слав­лен­ном теле, подобно тому, как вос­крес Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Стало быть, вос­кре­се­ние Хри­стово есть и утвер­жде­ние, и тор­же­ство нашей хри­сти­ан­ской надежды.

Нако­нец, вера в вос­кре­се­ние Хри­стово явля­ется и вели­чай­шим утвер­жде­нием хри­сти­ан­ской любви. Любовь, в осо­бен­но­сти истинно хри­сти­ан­ская, тре­бует от веру­ю­щего чело­века боль­ших жертв, боль­шого само­от­ре­че­ния; под­час — вплоть до само­по­жерт­во­ва­ния, до смерти. Любить Бога — зна­чит всю свою жизнь, все силы посвя­тить слу­же­нию Богу. Это тре­бует само­от­ре­че­ния и само­по­жерт­во­ва­ния, готов­но­сти пожерт­во­вать жиз­нью ради славы имени Божи­его, ради свя­той веры, ради Закона Божи­его. Любовь к ближ­ним тре­бует неустан­ных тру­дов, попе­че­ния о их веч­ном душев­ном спа­се­нии и о бла­го­по­лу­чии, о их телес­ной жизни, тре­бует также и готов­но­сти пожерт­во­вать своим иму­ще­ством и жиз­нью ради блага ближ­него. Таковы жертвы, кото­рых тре­бует любовь. Но как решиться на эти жертвы, когда наша само­лю­би­вая при­рода ищет все­гда пользы, выгоды только для себя? Когда наше само­лю­бие вну­шает нам, что мы должны жить только для сво­его соб­ствен­ного удо­воль­ствия, насла­жде­ния, для соб­ствен­ной пользы? Не лучше ли, дей­стви­тельно, жить в свое удо­воль­ствие? Но нет. Что посеет чело­век, то и пожнет. Сею­щий в плоть свою от плоти пожнет тле­ние, а сею­щий в дух от духа пожнет жизнь веч­ную (Гал. 6, 8). И при­ме­ром тому явля­ется любовь Хри­стова. Чем чело­век само­от­вер­жен­нее при­но­сит себя в жертву для блага ближ­него, тем любовь бывает бла­го­плод­ней. И это мы видим на при­мере Хри­ста Спа­си­теля. Гос­подь любил Бога Отца бес­пре­дель­ной любо­вью. Для Него пищею было тво­рить волю Отца Небес­ного. И по любви к Отцу Небес­ному, из послу­ша­ния Ему Гос­подь вос­при­нял на Себя вели­чай­ший подвиг — искуп­ле­ние, спа­се­ние греш­ного чело­ве­че­ского рода. И по любви к Нему Гос­подь поло­жил душу Свою за ближнего.

Гос­подь воз­лю­бил и греш­ный род чело­ве­че­ский. Он Себя пре­дал ради него, ради его спа­се­ния пошел на все стра­да­ния и на смерть позор­ную. И каков же резуль­тат этой Его бес­пре­дель­ной любви? Резуль­таты бес­ценны. Прежде всего, Гос­подь после стра­да­ний и смерти вос­крес — также для людей. Вос­крес в новом, про­слав­лен­ном теле и полу­чил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со сла­вою воз­несся на Небеса и вос­сел одес­ную Отца. Гос­подь иску­пил чело­ве­че­ство от греха, про­кля­тия и смерти, даро­вал ему сво­боду, открыл ему сво­бод­ной вход в Цар­ствие Небес­ное, вос­кре­сил чело­ве­че­ский род. И эти плоды стра­да­ний, крест­ной смерти и Вос­кре­се­ния Хри­сто­вых поис­тине бес­ценны. Спа­си­тель и Своим стра­да­нием про­сла­вил Отца Небес­ного: осно­вал на земле Свое Цар­ствие Небес­ное — Цер­ковь Хри­стову. И мно­гие веру­ю­щие по при­меру Хри­ста Спа­си­теля, в ответ на Его любовь, воз­жгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спа­си­телю, и к ближ­нему. И эта любовь при­несла радость всему миру. Вот таковы бес­цен­ные плоды любви Хри­сто­вой. Поэтому Вос­кре­се­ние Хри­стово есть и утвер­жде­ние нашей хри­сти­ан­ской любви.

Сей день — день Вос­кре­се­ния Хри­стова — да будет для нас днем радо­сти. И все­гда помня, что этот празд­ник явля­ется именно утвер­жде­нием нашей хри­сти­ан­ской веры, будем любить нашу свя­тую веру, доро­жить ею и ста­раться свою жизнь управ­лять по этой вере. И помня то, что Вос­кре­се­ние Хри­стово есть утвер­жде­ние нашей надежды, будем наде­яться, и все труды, скорби, лише­ния будем с радо­стью пере­но­сить в чая­нии буду­щего нашего вос­кре­се­ния и буду­щей нашей веч­ной жизни. И памя­туя, что Вос­кре­се­ние Хри­стово есть тор­же­ство и нашей, хри­сти­ан­ской любви, обле­чемся в доб­ро­де­тель хри­сти­ан­ской любви и будем при­но­сить обиль­ные плоды, будем любить друг друга. Этим мы пока­жем, что мы явля­емся дей­стви­тель­ными после­до­ва­те­лями Хри­ста, Кото­рый по любви к чело­ве­че­скому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою, — гово­рит Сам Гос­подь в Еван­ге­лии Своем (Ин. 13, 35). Пусть этот свет­лый празд­ник, свет­лое Вос­кре­се­ние, все­гда будет для нас празд­ни­ком радо­сти, празд­ни­ком победы жизни над смер­тью. И пусть он помо­гает нам тер­пе­ливо, без­ро­потно пере­но­сить все тяготы зем­ной жизни в надежде, что при­дет время, когда мы услы­шим вожде­лен­ный глас Спа­си­теля нашего: при­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира (Мф. 25, 34). Аминь. Хри­стос воскресе!

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки