Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого — протоиерей Александр Шаргунов

Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого — протоиерей Александр Шаргунов

(2 голоса5.0 из 5)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

В празд­ник Обре­за­ния Гос­подня и свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого Цер­ковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало пло­тию. Днесь Гос­подь обре­за­ние тер­пит и при­ни­мает имя, наре­чен­ное архан­ге­лом Гав­ри­и­лом прежде Сво­его рож­де­ния. «Аз есмь дверь», – гово­рит Он, и при­зы­вает Свою Цер­ковь идти Его путем послу­ша­ния даже до смерти и смерти Крест­ной. И о имени Иису­сове побеж­дать супо­статы. Этим путем шел свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, про­ти­во­стоя Ари­еву зло­сло­вию, когда оно имело мощ­ную под­держку госу­дар­ствен­ной вла­сти в лице импе­ра­тора Валента, и когда мно­гие архи­пас­тыри и пас­тыри после­до­вали ему. Это было огнен­ное испы­та­ние пра­во­слав­ной веры. Ныне тор­же­ство Церкви, и в Еван­ге­лии на Утрени Гос­подь воз­ве­щает нам о том, что в ней все­гда при­сут­ствуют пас­тыри и воры, кото­рые отли­ча­ются друг от друга по тому, как вхо­дят во двор овчий. Одни – «инде», через ограду, дру­гие – через дверь. Двор овчий – не поэ­ти­че­ски кра­си­вое место для Гос­пода. Это место, где надо защи­титься от разбойников.

Гос­подь пред­ла­гает образ хри­сти­ан­ской жизни, кото­рый есть, прежде всего, образ сра­же­ния. Не слу­чайно это слово Спа­си­теля про­зву­чало после жест­кого Его столк­но­ве­ния с духов­ными вождями Изра­иля, когда Гос­подь исце­лил сле­по­рож­ден­ного. Того, кто был изгнан из Храма фари­се­ями как пар­ши­вая овца.

«А вхо­дя­щий две­рью есть пас­тырь овцам, ему при­двер­ник отво­ряет, и овцы слу­ша­ются голоса его». Гос­подь про­ти­во­по­став­ляет лже­пас­ты­рям – «ворам и раз­бой­ни­кам», пре­тен­ду­ю­щим на духов­ное руко­вод­ство наро­дом Божиим, не имея на то под­лин­ных пол­но­мо­чий, – истин­ного Пас­тыря, вхо­дя­щего две­рью и вво­ди­мого при­двер­ни­ком. Не услы­шим слиш­ком поверх­ностно это «при­двер­ник». Все Еван­ге­лие ясно обо­зна­чает Его – это Отец Небес­ный. Он послал Гос­пода, Он все пре­дал в руку Его, Он вве­рил Ему Своих овец. Это вхож­де­ние совер­ша­ется в Духе Свя­том. И об этой тайне нашего спа­се­ния Свя­той Тро­и­цей – все труды свя­ти­теля Васи­лия Великого.

Пас­тырь зовет Своих овец по имени и выво­дит их. «И когда выве­дет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Под­линно веру­ю­щий – это тот, кто слу­шает голос Гос­пода и сле­дует за Ним. Слово «слу­шать» повто­ря­ется около шести­де­сяти раз в Еван­ге­лии от Иоанна. Хри­стос – Слово, Гла­гол, Откро­ве­ние. Он откры­вает вни­ма­тель­ному слуху любя­щих Его то, что Он слы­шал от Отца. Слу­шая это сего­дняш­нее Еван­ге­лие, слы­шим ли мы, каж­дый из нас, голос Хри­ста? Сколько вре­мени посвя­щаем мы под­лин­ному слу­ша­нию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взы­ваем при этом к имени Иису­сову с тем покло­не­нием, кото­рое должно при­но­ситься Ему от всех – небес­ных, зем­ных и пре­ис­под­них? Вни­маем ли про­по­веди истин­ных пас­ты­рей, таких, как свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, кото­рые по дару бла­го­дати стали воис­тину Хри­сто­выми устами, потому что две­рью вошли в жизнь?

Сию притчу Хри­стос ска­зал фари­сеям, но они не поняли, что Он хотел им ска­зать. Они не поняли, потому что не хотели понять. Потому что в сле­поте своей мнили себя зна­ю­щими истину. Фари­сеи – это во все вре­мена те, кто хотят быть вождями дру­гих, но от кото­рых овцы бегут, потому что они недоб­рые пас­тыри, воры и раз­бой­ники. Вот почему Гос­подь повто­ряет им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни при­хо­дило предо Мною, суть воры и раз­бой­ники; но овцы не послу­шали их». Не эти ли слова вдох­но­вили свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого в его сра­же­нии про­тив нече­сти­вого Ария? Если Хри­стос – только тво­ре­ние, только чело­век, Его пре­тен­зии, дей­стви­тельно, более чем чрез­мерны. Как может Он пред­став­лять Себя един­ствен­ным Пас­ты­рем чело­ве­че­ства? «Все, сколько их ни при­хо­дило предо Мною, суть воры и раз­бой­ники». Чело­век, гово­ря­щий такое, либо безу­мец, либо Он на самом деле носи­тель истины, Сам – Истина, все на свете меня­ю­щая, не срав­ни­мая ни с чем, что знало до сих пор человечество.

В два­дцать пер­вом веке мы все слиш­ком хорошо знаем, что люди могут сле­до­вать за дру­гими учи­те­лями и вождями, мно­гие из кото­рых изоб­ра­жают из себя «спа­си­те­лей чело­ве­че­ства». Но Хри­стос пре­ду­пре­ждает нас со всею серьез­но­стью: вас обкра­дут, убьют и погу­бят. Все соста­ви­тели пре­крас­ных обе­ща­ний и про­грамм – воры и раз­бой­ники. Подоб­ное утвер­жде­ние Хри­ста не может не шоки­ро­вать совре­мен­ное созна­ние, при­учен­ное к толе­рант­но­сти и плю­ра­лизму. Кто этот Чело­век, дер­за­ю­щий гово­рить с такой уве­рен­но­стью и пре­тен­до­вать на абсо­лют­ную исклю­чи­тель­ность? Что обе­щает Он нам – в отли­чие от всех других?

«Аз есмь дверь». Гос­подь гово­рит, что Он – дверь, един­ствен­ная дверь. В дру­гих Еван­ге­лиях мы уже слы­шали этот образ двери – узких врат, веду­щих в Цар­ство. Но здесь слова Спа­си­теля обре­тают более глу­бо­кий смысл – тот, о кото­ром Он скоро ска­жет: «Аз есмь путь, истина и жизнь. Никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). Мы пом­ним в Свя­щен­ном Писа­нии, еще в Вет­хом Завете, этот таин­ствен­ный образ – «врата небес­ные» (Быт.28,17) – откро­ве­ние Иакову о Божией Матери и Спа­си­теле. Врата Иеру­са­лима опи­саны у про­рока Исаии как вход в место мира, правды, в дом Гос­по­день. «Кто вой­дет Мною, тот спа­сется, и вой­дет и вый­дет и пажить най­дет». Хри­стос – пере­ход, Пасха, дверь, откры­ва­ю­щая доступ к новой жизни.

Чтобы лучше понять то, что пред­ла­гает нам Гос­подь, мы должны глу­боко осо­знать, что чело­ве­че­ство заклю­чено в замкну­тое про­стран­ство. Мы живем как бы «при закры­тых две­рях», как ска­зал совре­мен­ный фило­соф. Даже не зна­ю­щий истины мыс­ли­тель порою точно обо­зна­чает ситу­а­цию, в кото­рой ока­зы­ва­ется чело­век без Бога. Уместно вспом­нить здесь, что свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий именно в этом смысле сове­то­вал юно­шам зна­ко­миться с сочи­не­ни­ями выда­ю­щихся язы­че­ских писа­те­лей. Да, чело­ве­че­ство явля­ется как бы плен­ни­ком без­жа­лост­ного, ничем не раз­ры­ва­е­мого круга, напри­мер такого: работа, метро, сон – и зав­тра все сна­чала. Неужели гори­зонт чело­века замы­ка­ется в этом узком пре­деле? Неужели чело­ве­че­ство при­го­во­рено ходить по этому кругу в ожи­да­нии послед­него кру­ше­ния – будь это цунами в мас­штабе всей пла­неты или все истреб­ля­ю­щий, неиз­вест­ного про­ис­хож­де­ния, огонь? Суще­ствует ли выход для человека?

Именно здесь явля­ется в нашу жизнь Хри­стос и гово­рит нам, что Он – дверь, что Он – выход. Образ, кото­рый Он пред­ла­гает, – образ сво­боды: «Вы вой­дете и вый­дете». Вы най­дете пажить – это образ жизни и све­же­сти. Эта таин­ствен­ная дверь ведет туда, где чистый воз­дух, где зелень паст­бищ, зали­тых солн­цем. Хри­стос гово­рит нам, что чело­ве­че­ство не должно быть отча­янно замкнуто на себе. Перед ним откры­ва­ется бес­ко­неч­ное про­стран­ство – жизнь впе­реди. Чудо, по слову свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, заклю­ча­ется в том, что Бог пред­ла­гает Свое соб­ствен­ное про­стран­ство для чело­века. Неужели мы не вос­поль­зу­емся воз­мож­но­стью войти в эту дверь, в надежде вдох­нуть, нако­нец, пол­ной гру­дью? От каж­дого из нас зави­сит, чтобы эта дверь, откры­тая в бес­ко­неч­ность, не откры­лась для нас только в послед­ний день – день нашей смерти. Эта дверь открыта туда, где Бог, – и Хри­стос зовет войти в нее сейчас.

«Вор при­хо­дит только для того, чтобы украсть, убить и погу­бить». Гос­подь снова пока­зы­вает нам нашу печаль­ную реаль­ность – с тем, чтобы мы лучше могли уви­деть, что Он хочет нам дать. В обла­сти эко­но­мики, поли­тики, науки и тех­ники, искус­ства чело­век ищет раз­лич­ные «осво­бож­де­ния», к кото­рым мы не должны отно­ситься свы­сока, и в кото­рых все хри­сти­ане при­ни­мают то или иное уча­стие. Но Гос­подь гово­рит нам, что един­ствен­ное под­лин­ное осво­бож­де­ние – то, кото­рое пред­ла­гает Бог. Все осталь­ные обе­ща­ния сво­боды, сча­стья – раз­ного рода обман, вид воров­ства. Чело­ве­че­ство не создано, чтобы доволь­ство­ваться затх­лым воз­ду­хом вче­раш­него или нынеш­него мате­ри­а­лизма. Ате­изм дает жизнь только уре­зан­ного непол­но­цен­ного чело­века. Это и озна­чает – убить и погу­бить его. Чело­век не живет в пол­ноте, пока не откро­ется Богу. И Хри­стос – дверь. Кто вой­дет этой две­рью – спа­сется. Спа­сется! Без этого пере­хода он погиб­нет. Един­ствен­ная среда оби­та­ния чело­века – Боже­ствен­ная среда. Только там – его радост­ный бес­ко­неч­ный рост.

«Я при­шел для того, чтоб имели жизнь, и имели с избыт­ком». Здесь бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на все небес­ное и зем­ное, на то, чтобы наш путь к Богу начался сего­дня. Не потому ли вино на браке в Кане Гали­лей­ской было дано в таком изоби­лии – шесть­сот лит­ров! И живая вода, пред­ло­жен­ная сама­ря­нам, потекла, уто­ляя вся­кую жажду. А от хле­бов, чудесно умно­жен­ных, после насы­ще­ния всех оста­ется две­на­дцать коро­бов. И после чудес­ной ловли так пере­пол­ня­ется лодка от мно­же­ства рыб, что она начи­нает тонуть. Но это не про­сто образы. Реаль­ность еще пре­крас­ней. Есть жизнь с избыт­ком – это жизнь с Богом.

Об этой жизни с такой бла­го­дат­ной силой воз­ве­щает свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, потому что он в пол­ноте при­об­щился ей. Бог родился на земле. Он сми­ренно при­ни­мает с самого начала все скорби и всю нищету нашего суще­ство­ва­ния. Он с пер­вых дней пока­зы­вает без­услов­ное послу­ша­ние всем Боже­ствен­ным уста­нов­ле­ниям, чтобы мы уви­дели, как мы должны вхо­дить в эту дверь. Без Него ничто не изба­вит нас от фаталь­ного состо­я­ния быть только людьми, отпав­шими от Бога, и потому теми, кому над­ле­жит уме­реть. Но Гос­подь Иисус Хри­стос, Бого­че­ло­век, соеди­ня­ется с нашей немо­щью и вво­дит нас в Боже­ствен­ную жизнь. Эта дверь открыта в бес­ко­неч­ность и веч­ность. Аминь.

2007 г.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки