Церковная дисциплина

***

Церко́вная дисципли́на — обя­за­тель­ное для веру­ю­щих под­чи­не­ние тре­бо­ва­ниям уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью (в Церкви) зако­нов и правил общего порядка.

Духов­ная жизнь хри­сти­а­нина под­ра­зу­ме­вает дис­ци­плину мыслей, слов и поступ­ков и рас­про­стра­ня­ется на регу­ляр­ное молит­вен­ное дела­ние, уча­стие в цер­ков­ных таин­ствах, соблю­де­ние постов и т.д.

Новый Завет ясно пока­зы­вает, что мерам дис­ци­пли­нар­ного воз­дей­ствия при­над­ле­жит важное место в вос­пи­та­нии: (1Кор.5:1–13; 2Кор.2:5–11; 2Фес.3:6,14–15; Тит. 1:10–14; Тит. 3:9–11).

Спа­си­тель уста­но­вил цер­ков­ную дис­ци­плину, упол­но­мо­чив Своих апо­сто­лов запре­щать или поз­во­лять опре­де­лен­ные дей­ствия и поступки, «вязать и раз­ре­шать» грехи т.е. про­щать или остав­лять в силе (Мф.18:18, Ин.20:23). «Ключи цар­ства», данные Петру и опре­де­лен­ные как власть свя­зы­вать и раз­ре­шать (Мф.16:19), пони­ма­ются как пол­но­мо­чия свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Среди цер­ков­ных взыс­ка­ний известны заме­ча­ние, отлу­че­ние от Евха­ри­стии и исклю­че­ние из общины, кото­рое опи­сы­ва­ется как пре­да­ние согре­шив­шего чело­века сатане, князю мира сего (Мф.18:15–17; 1Кор.5:1–5; 1Кор.11:1; 1Тим.1:20; Тит.3:10–11). 

***

Не про­ти­во­ре­чит ли цер­ков­ная дис­ци­плина сво­боде чело­века?

Сво­бода воли — одна из черт образа Божьего в чело­веке, а рас­кры­тие образа есть одна из глав­ных задач хри­сти­ан­ского дела­ния.

При­зы­вая людей в Цар­ство Божье, Гос­подь Иисус Хри­стос обра­щал вни­ма­ние слу­ша­те­лей на доб­ро­воль­ный харак­тер спа­се­ния: «если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).

Насколько же сво­бода воли хри­сти­а­нина соче­та­ется с цер­ков­ной дис­ци­пли­ной? Вопрос неод­но­знач­ный. Ответ на него во многом зави­сит от того, что, соб­ственно, вкла­ды­ва­ется в поня­тие «сво­бода».

Если отож­деств­лять сво­боду со все­доз­во­лен­но­стью, то такая форма сво­боды в Пра­во­сла­вии, конечно же, недо­пу­стима (как, в прин­ципе, недо­пу­стима вообще в любых чело­ве­че­ских обще­ствах, где дей­ствуют нормы внут­рен­них зако­нов и тра­ди­ций).

Доста­точно часто об огра­ни­че­нии сво­боды в Церкви «сиг­на­ли­зи­руют» не хри­сти­ане, но неве­ру­ю­щие греш­ники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наобо­рот, то-то и то-то нужно выпол­нять даже тогда, когда не хочешь. В дей­стви­тель­но­сти же, ложно ощущая себя более сво­бод­ными, нежели рев­ност­ные хри­сти­ане, такие люди явля­ются куда более огра­ни­чен­ными в воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции личных свобод, и на деле более несво­бод­ными явля­ется именно они.

Ведь любой греш­ник, не стре­мя­щийся осво­бож­даться от власти греха, пре­бы­вает в гре­хов­ном плену, посто­янно завися как от внеш­них иску­ше­ний, так и от своих соб­ствен­ных гре­хов­ных при­вы­чек, поро­ков, стра­стей.

Имея это в виду Спа­си­тель сказал: «если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники, и позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными» (Ин.8:31–32). Сле­до­ва­тельно, можно ска­зать, что огра­ни­чи­вая чело­ве­че­скую сво­боду, Цер­ковь, будучи «стол­пом и утвер­жде­нием истины» (1Тим.3:15), огра­ни­чи­вает, в первую оче­редь, ту её сто­рону, кото­рая обра­щена в направ­ле­нии зла, а значит спо­соб­ствует не зака­ба­ле­нию, но осво­бож­де­нию чело­века (от уз и оков греха), в соот­вет­ствии со сви­де­тель­ством апо­стола Павла: «где Дух Гос­по­день, там сво­бода» (2Кор.3:17).

Добро же ни Бог, ни Его Цер­ковь тво­рить не запре­щает. В этом отно­ше­нии чело­век, дей­ствуя в лоне Все­лен­ской Церкви, пре­бы­вает сво­бод­ным.

Доба­вим, что «несво­бода» хри­стиан, свя­зан­ная с необ­хо­ди­мо­стью под­чи­няться опре­де­лен­ному цер­ков­ному порядку, не есть несво­бода, ибо сама при­над­леж­ность веру­ю­щего к Пра­во­слав­ной Церкви обу­слов­лена сво­бо­дой его рели­ги­оз­ного выбора.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки