Главная » Алфавитный раздел » Ц » Церковная дисциплина

Церковная дисциплина

(4 голоса: 5 из 5)

Церковная дисциплина — обязательное для верующих подчинение требованиям установленных Церковью (в Церкви) законов и правил общего порядка.

Духовная жизнь христианина подразумевает дисциплину мыслей, слов и поступков и распространяется на регулярное молитвенное делание, участие в церковных таинствах, соблюдение постов и т.д.

Новый Завет ясно показывает, что мерам дисциплинарного воздействия принадлежит важное место в воспитании: (1 Кор.5:1-13; 2Кор.2:5-11; 2Фес.3:6,14-15; Тит. 1:10-14; Тит. 3:9-11).

Спаситель установил церковную дисциплину, уполномочив Своих апостолов запрещать или позволять определенные действия и поступки, «вязать и разрешать» грехи т.е. прощать или оставлять в силе (Мф.18:18, Ин.20:23). «Ключи царства», данные Петру и определенные как власть связывать и разрешать (Мф.16:19), понимаются как полномочия священнослужителей.

Среди церковных взысканий известны замечание, отлучение от Евхаристии и исключение из общины, которое описывается как предание согрешившего человека сатане, князю мира сего (Мф.18:15-17; 1Кор.5:1-5; 1Кор.11:1; 1Тим.1:20; Тит.3:10-11). 

Не противоречит ли церковная дисциплина свободе человека?

Свобода воли — одна из черт образа Божьего в человеке, а раскрытие образа есть одна из главных задач христианского делания.

Призывая людей в Царство Божье, Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).

Насколько же свобода воли христианина сочетается с церковной дисциплиной? Вопрос неоднозначный. Ответ на него во многом зависит от того, что, собственно, вкладывается в понятие «свобода».

Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии, конечно же, недопустима (как, в принципе, недопустима вообще в любых человеческих обществах, где действуют нормы внутренних законов и традиций).

Достаточно часто об ограничении свободы в Церкви «сигнализируют» не христиане, но неверующие грешники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наоборот, то-то и то-то нужно выполнять даже тогда, когда не хочешь. В действительности же, ложно ощущая себя более свободными, нежели ревностные христиане, такие люди являются куда более ограниченными в возможности реализации личных свобод, и на деле более несвободными является именно они.

Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей.

Имея это в виду Спаситель сказал: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32). Следовательно, можно сказать, что ограничивая человеческую свободу, Церковь, будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15), ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Добро же ни Бог, ни Его Церковь творить не запрещает. В этом отношении человек, действуя в лоне Вселенской Церкви, пребывает свободным.

Добавим, что «несвобода» христиан, связанная с необходимостью подчиняться определенному церковному порядку, не есть несвобода, ибо сама принадлежность верующего к Православной Церкви обусловлена свободой его религиозного выбора.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru