Рас­су­док

***

Рассу́док — 1) спо­соб­ность рас­суж­дать, осмыс­лять дей­стви­тель­ность; спо­соб­ность логи­че­ски мыс­лить; 2) ум, здра­вый смысл, опре­де­ля­ю­щий пове­де­ние чело­века.

 Ум (nous) отнюдь не адек­ва­тен рас­судку, ибо зна­че­ние его может быть пере­дано такими поня­ти­ями, как «сущ­ност­ное ядро», «лич­ность» или биб­лей­ский «внут­рен­ний чело­век». 

Позна­нием вещей види­мых и ося­за­е­мых зани­ма­ется рас­су­док, сто­я­щий в услу­же­нии соб­ственно души, забота кото­рой вся направ­лена на устро­е­ние быта зем­ного. Мате­риал же для рас­судка соби­рают низшие силы позна­ва­тель­ной спо­соб­но­сти, кото­рые так или иначе, свя­заны с телес­ными орга­нами. Это такие силы как ощу­ще­ние, вооб­ра­же­ние, память и другие. Рас­су­док неспо­со­бен к созер­ца­ниям мира духов­ного (2Кор.12:4).

***

Что значит иметь трез­вый рас­су­док?

Духов­ное трез­ве­ние — одно из важ­ней­ших поня­тий хри­сти­ан­ской аске­тики. С этим поня­тием близко соот­но­сится другое — «бодр­ство­ва­ние». Оба эти поня­тия свя­заны с обо­зна­че­нием веру­ю­щих как сынов света и дня, в про­ти­во­вес сынам ночи и тьмы (1Сол.5:5).

Как в обы­ден­ной жизни днём не при­нято ни спать, ни упи­ваться (1Сол.5:7), так и в жизни духов­ной ходя­щим во Свете при­нято бодр­ство­вать и не упи­ваться соблаз­нами грехов.

По ана­ло­гии с физи­че­ской трез­во­стью, под­ра­зу­ме­ва­ю­щей сво­боду душев­ных и телес­ных сил от помра­че­ния дур­ма­ном вина, духов­ное трез­ве­ние под­ра­зу­ме­вает сво­боду духовно-нрав­ствен­ных качеств от вли­я­ний греха и воз­дей­ствий со сто­роны демо­ни­че­ских сил (состо­я­ние обльще­ния, пре­ле­сти также сопо­став­ля­ется с опья­не­нием; см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

Как в рамках обы­ден­ной, обы­ва­тель­ской жизни не зату­ма­нен­ный алко­го­лем, спо­соб­ный к пра­виль­ному осмыс­ле­нию дей­стви­тель­но­сти рас­су­док име­ну­ется трез­вым, так и в рамках духов­ной жизни трез­вым может быть назван рас­су­док, спо­соб­ный к здра­вому осмыс­ле­нию и оцен­кам в духовно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии.

Стало быть, трез­вый рас­су­док под­ра­зу­ме­вает трез­вен­ный кон­троль разума как над внеш­ними фак­то­рами, так над внут­рен­ними дви­же­ни­ями душев­ных и плот­ских начал (кон­троль над помыс­лами, мыс­лями, чув­ствами, дви­же­нием воли, побуж­де­ни­ями плоти).

Духов­ное трез­ве­ние тре­бует нали­чия таких хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей как вера, надежда, любовь (1Фес.5:8). Оно осу­ще­ствимо лишь при содей­ствии бла­го­дати Хри­сто­вой (Ин.15:5).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки