Псал­мо­пе­ние

***

Псалмопе́ние — 1) неспеш­ное, про­тяж­ное чтение псал­мов и других молитв; 2) часть бого­слу­же­ния, вклю­ча­ю­щая пение пса­лом­ских стихов.

***

Почему веру­ю­щие, в ряде слу­чаев, поют, а не просто читают псалмы?

Тра­ди­ция пения псал­мов сфор­ми­ро­ва­лась ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Соб­ственно, многие псалмы были пред­на­зна­чены именно для пения.

Свя­щен­ное Писа­ние сооб­щает, что во время псал­мо­пе­ния многие иудеи испы­ты­вали особое чув­ство бли­зо­сти к Богу.

Неко­то­рые из псал­мов, ввиду того, что в дохри­сти­ан­скую эпоху они вос­пе­ва­лись на сту­пе­нях храма, до сих пор име­ну­ются пес­нями сте­пе­ней.

Гос­подь Иисус Хри­стос освя­тил прак­тику духов­ного пения тем (в част­но­сти), что по завер­ше­нии Тайной Вечери воспел с апо­сто­лами, после чего напра­вился с ними на Еле­он­скую гору (Мф.26:30).

Впо­след­ствии сами апо­столы, под­ра­жая Учи­телю, при­бе­гали к духов­ному пению. Так, Павел и Сила, молясь, вос­пели Бога, нахо­дясь в тем­нице (Деян.16:25). После­до­вав­шее за этим дей­ствием зем­ле­тря­се­ние, поко­ле­бав­шее осно­ва­ние тем­ницы, крас­но­ре­чи­вее слов пока­зало, что пение было угодно Гос­поду.

Обра­ща­ясь с уве­ще­ва­ни­ями к Колос­ся­нам, апо­стол Павел, помимо про­чего, при­звал их учить, вра­зум­лять друг друга посред­ством духов­ных песен (Кол.3:16). Обра­ща­ясь к Ефе­ся­нам, он отме­тил, что духов­ные пес­но­пе­ния спо­соб­ствуют обу­че­нию и самих поющих (Еф.5:19).

К ска­зан­ному важно доба­вить, что умест­ность пения псал­мов объ­яс­ня­ется не только кано­ни­че­ской, но и пси­хо­ло­ги­че­ской аргу­мен­та­цией. Дело в том, что дей­ствен­ность молитв во многом зави­сит от того внут­рен­него духов­ного состо­я­ния, с каким веру­ю­щие при­сту­пают к моле­нию. Хоро­шая же музыка (мело­дия) может спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию доб­рого душев­ного настроя.

Ещё во вре­мена Вет­хого Завета было заме­чено, что, напри­мер, радост­ное бого­угод­ное пение спо­соб­ствует общему лико­ва­нию (Неем.12:42–43).

Стало быть, тор­же­ствен­ное псал­мо­пе­ние, осу­ществ­ля­е­мое в хри­сти­ан­ских храмах, может влиять на созда­ние общей празд­нич­ной атмо­сферы (скажем, в Дни Празд­ни­ков). В свою оче­редь общая радость помо­гает луч­шему еди­не­нию веру­ю­щих во Христе, поз­во­ляет ещё и ещё раз про­чув­ство­вать, что они — единая Цер­ковь, единый народ, братья и сестры по вере.

Помимо того, что музыка (мело­дия) может настро­ить бого­мольца на празд­нич­ный лад, она может спо­соб­ство­вать внут­рен­нему уми­ро­тво­ре­нию, успо­ко­е­нию страст­ных дви­же­ний в душе. Так, Давид успо­ка­и­вал Саула игрой на гуслях, в резуль­тате чего от него отсту­пал даже злой дух (1Цар.16:23).

Опять же, музыка (мело­дия) может спо­соб­ство­вать пре­одо­ле­нию сует­ли­вых душев­ных дви­же­ний, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на глав­ном, луч­шему сосре­до­то­че­нию на молитве.

Об этом свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский писал так: “Гос­подь, желая, чтобы мело­дия была сим­во­лом духов­ной гар­мо­нии души, назна­чил петь псалмы мерно и читать их нарас­пев. Сопро­вож­дать псалмы пением озна­чает не забот­ли­вость о бла­го­зву­чии, а есть знак гар­мо­ни­че­ского состо­я­ния душев­ных помыс­лов. Хорошо поющий настра­и­вает свою душу и как бы из неров­но­сти при­во­дит ее в ров­ность, так что при­шедши в есте­ствен­ное свое поло­же­ние, она ника­ким не пора­жа­ется сму­ще­нием, а напро­тив, дела­ется спо­соб­ною к воз­вы­шен­ным мыслям и силь­ное полу­чает рас­по­ло­же­ние к благам буду­щим; настро­ив­шись по мело­дии слов, она забы­вает о стра­стях, с радо­стью взи­рает на ум Хри­стов и помыш­ляет только о всем лучшем”.

Иная музыка, соче­та­ясь с соот­вет­ству­ю­щими пса­лом­скими сти­хами, спо­собна содей­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию над­ле­жа­щего пока­ян­ного настроя.

Вот почему в Церкви Хри­сто­вой упо­треб­ля­ется прак­тика пения псал­мов.

***

Святые отцы счи­тают, что если у чело­века нет внут­рен­ней молитвы, то и ника­кой нет. Кафизмы, каноны, ака­фи­сты, пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию и все другие молитвы, кото­рые мы с вами читаем, — они назы­вают внеш­ними, «псал­мо­пе­нием». А внут­рен­няя молитва, тво­ри­мая в глу­бине сердца своими сло­вами, — это и есть, соб­ственно молитва. Внеш­няя молитва — это тоже, конечно, молитва, но она ниже по своему досто­ин­ству, чем молитва внут­рен­няя, это только вве­де­ние в истин­ную молитву, всего лишь ее фун­да­мент.
Апо­стол Павел гово­рит: Всякою молит­вою и про­ше­нием моли­тесь во всякое время духом, и ста­рай­тесь о сем самом со всяким посто­ян­ством (Евр.6:18).
С жизни бого­лю­би­вых святых отцов мы должны брать пример. Утром мы должны больше вре­мени уде­лить молитве, для чего надо найти в себе силы встать пораньше и не просто в тече­ние 10–15 минут ско­ро­го­вор­кой про­чи­тать молитвы, может быть, даже на ходу, готовя зав­трак. Это не духов­ная жизнь, ничего бла­гого и хоро­шего из этого выйти не может. Надо при­учать себя к посто­ян­ной и вдум­чи­вой молитве, чтобы потом полю­бить молиться.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

Петь псалмы — значит читать их нарас­пев, как, напри­мер, в церкви про­чи­ты­вают после «Гос­поди воз­звах» на вечерне.
свт. Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки