Такой взгляд характерен для философии утилитаризма. Как говорил основатель этого направления мысли, Иеремия Бентам, «Природа отдала человечество во власть двух суверенных хозяев: боли и удовольствия».
Хотя страдание может быть (и обычно является) важным индикатором зла, того, что что-то пошло не так, и мы можем говорить о страдании как об одном из аспектов зла, страдание и зло — не одно и то же. Например, убийство человека внезапным выстрелом в голову (допустим, что у него нет родных, которые бы скорбели о нем) не причинит никому страдания. Тем не менее оно будет злом.
Подробнее: Этика утилитаризма и ее роковые дефекты
Ряд философских и религиозных учений представляют зло как невежество. Например, человек думает, что деньги сделают его счастливым, и совершает преступление, чтобы их заполучить. Он ошибается — счастья так и не обретает. Ложные представления о мире его губят.
Невежество, незнание истины действительно может лежать в основе совершения зла (скажем, совершая то или иное злодеяние, невежественный человек может даже и не осознавать, что действует как злодей). Но свести зло к невежеству невозможно — иногда люди прекрасно знают, что творят именно зло и всё равно творят его.
Сатана, бесы, нераскаянные злодеи и погибшие души в аду — несомненно, часть Божьего творения. Они существуют только потому, что Бог создал их и поддерживает в бытии.
Но здесь нам стоит различать природу и волю.
Например, крепкое здоровье, могучий интеллект, художественные таланты или внешняя привлекательность — никоим образом не зло само по себе. Это благие дары Божьи, присущие людям по естеству.
Но человек может злоупотребить этими дарами — некоторые высокоодаренные, даже гениальные, люди принесли много зла, используя свои таланты, свою гениальность.
Например, мыслители, создававшие безбожные тоталитарные идеологии, художники и поэты, придававшие им привлекательность в глазах масс, использовали те благие дары, которые они получили от Бога, во зло.
Так и сатана изначально создан как благой, светлый, прекрасный ангел; но он — обладая всеми эти дарами — восстал против Бога и обратил их во зло.
Существование — это благой дар Бога, и оно само по себе является благом. Поэтому мы можем сказать, что Бог не творит и не творил ничего худого. Он дает только благие дары, но некоторые из Его творений своевольно обращают их во зло.
Мы не знаем точно, как выглядел мир до грехопадения ангелов и людей, но можем предположить, что если бы мы не пали, эти грандиозные явления природы не причиняли бы нам вреда.
Они не являются злом сами по себе — это часть того, как функционирует планета Земля. Возможно, непадшие люди любовались бы этими явлениями, как мы сейчас любуемся северным сиянием.
Даже сейчас масштабы разрушений, которые причиняют землетрясения, зависят от людей — например, там, где власти и строители ведут себя недобросовестно (скажем, одни строят с нарушением специальных строительных норм, а другие принимают построенные ими объекты, как бы не замечая допущенные ими нарушения), последствия от землетрясений оказываются гораздо более плачевными и губительными, чем там, где власти и строители ведут себя ответственно.
Иногда в поддержку такой точки зрения цитируются некоторые ветхозаветные тексты — «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). На самом деле, речь здесь идет о промысле Божием — Бог контролирует всё происходящее и обращает злые дела, совершаемые Его творениями, к добрым последствиям.
Бог Библии благ и творит только благо: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:8-9). «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Он не является и не может быть автором или источником зла, и сама мысль об этом абсурдна.
Такие представления существовали в некоторых философских и религиозных системах, но Библия их отвергает. Бог творит мир из ничего — всё, что существует, возникло и остается в бытии только по Его воле.
Например, Священное Писание говорит: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3) или: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11).
Нет, как раз зло — это ущерб, неполнота, нехватка, недостаток, как тьма — это отсутствие света, дыра — это отсутствие ткани, а болезнь — это отсутствие здоровья.
Могущество Бога было явлено для творений уже тогда, когда в мире ещё не было явлено зла. Могущество Бога будет явлено и в суде над злом — но это не является самоцелью. У Бога нет каких-то неудовлетворенных потребностей, в том числе потребности демонстрировать Свое могущество.
Он действует из чистой щедрости.
Бог создал людей и ангелов нравственно свободными, в чем, помимо прочего, проявляется их совершенство: не имей они возможности осознанно и свободно выбирать между добром и злом, они не могли бы осознанно и свободно выбирать именно добро, стать добродетельными (заметим попутно: животные, руководствуемые инстинктами, не грешат, однако при этом не являются добродетельными). Бог ограничивает распространение зла и способствует распространению добра. Как говорит Иосиф своим братьям, «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20).
Ужаснейшее событие в истории — осуждение и распятие совершенно безгрешного Сына Божия. Но благодаря этому событию человек получил возможность обрести вечную блаженную жизнь. Так Бог обратит страдания и горести святых к их вечной славе и радости. Оглядываясь на свой земной путь, спасенные будут видеть все – в том числе самые тяжкие и мучительные – дни своей жизни, залитыми тем небесным светом, который откроет им подлинный смысл всего. Бог обратит смертную тень в ясное утро (Ам. 5:8) общего воскресения и в незаходимый день вечной жизни.
Подробнее: Рай и ад
Представление, что человек сам по себе неиспорчен, а портит его плохо устроенное общество, восходит к французскому мыслителю XVII века Жану Жаку Руссо. Эта точка зрения нашла отражение в целом ряде философских систем, в частности такой влиятельной, как марксизм.
Грандиозный социальный эксперимент по созданию нового общества и нового человека, в который было вовлечено до трети человечества (СССР, зависящие от него страны и Китай) показал, что этот подход не работает — зло не только не исчезает, но и приобретает особенно злокачественные формы и масштабы.
Подробнее: Могут ли люди построить рай?
Такой точки зрения придерживается так называемый фрейдо-марксизм — наши беды происходят от «репрессивного» характера цивилизации, подавляющей наши импульсы (прежде всего, сексуальные). Мыслители этого направления усматривали корни фашизма в репрессивной морали, свойственной европейскому обществу предвоенной эпохи.
Эта точка зрения, однако, противоречит современному опыту. В развитых странах люди живут в настолько «нерепрессивном» обществе, какое, казалось бы, только возможно, и все вольны следовать своим желаниям — что никак не решило проблему зла.
Подробнее: Учение о первородном грехе – почему мы в
него верим
Это популярное представление — и за ним можно признать некую частичную истину. Конечно, человеку, который вырос среди нищеты и преступности, гораздо труднее получить образование, найти хорошую работу и сделаться полезным гражданином, чем тому, кто вырос в обеспеченной семье среди любящей родни, получил надлежащее воспитание и образование.
Однако опасные злодеи появляются и в самой благополучной среде.
Ряд мыслителей придерживался такой точки зрения. Древнекитайский философ Сунь-Цзы писал: «Человек рождается завистливым и злобным; когда он следует этим качествам, то в результате рождаются жестокость и вероломство, исчезают верность и искренность… Поэтому необходимо воздействие на человека с помощью воспитания и закона, нужно заставить его соблюдать нормы ритуала и выполнять свой долг, только тогда у человека появится уступчивость и он станет культурным, что приведет к порядку». В Европе похожие взгляды высказывали Иммануил Кант и Фридрих Ницше.
Но для того, чтобы говорить о зле в человеке, мы должны исходить из каких-то критериев добра. Когда мы говорим о недолжном положении дел — например, о жестокости и вероломстве, — мы говорим о нехватке каких-то добрых качеств, в данном случае верности и искренности.
Упрекая людей в каком-то зле, мы тем самым утверждаем, что они должны вести себя иначе, что зло не соответствует подлинному предназначению человека. Если бы природа человека была тотально злой, мы бы не могли обнаружить этого зла — нам было бы не с чем сравнивать.
В некоторых восточных учениях говорится о самоустранении от борьбы со злом. За этим стоит отчасти верная интуиция, которую Библия передает словами: «Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» (Притч.20:3) .
Иногда много зла творят люди, уверенные, что они-то как раз борются со злом.
Но эта интуиция верна только в очень ограниченных масштабах — зло не исчезнет только от того, что мы станем его игнорировать.
Идея, что хорошие люди должны объединиться и убить всех плохих (или хотя бы железной рукой принудить их быть хорошими), очень стара и стоит почти за всеми войнами и революциями на свете. Но она не работает — стоит «хорошим» людям победить, как и в их собственной среде находится достаточное число плохих — и процесс заходит на следующий оборот.
Библия говорит, что то место, где нас атакует зло, и где нам нужно нанести ему поражение — это наше собственное сердце. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).
Самое необходимое для богоугодной борьбы со злодеями — самому не быть злодеем, а это совсем не так легко, как кажется.
Подробнее: Могут ли люди построить рай?
Такой точки зрения придерживался целый ряд мыслителей, она восходит к древнейшим мифам, в которых сам акт творения связан с первичной битвой (например, между Мардуком и Тиамат у древних вавилонян).
Такое зло, как война воспринимается в рамках такого взгляда на мир как необходимая часть жизни. Всё живое растет, развивается и совершенствуется в ходе непрестанной борьбы друг с другом.
Античный мыслитель Гераклит Эфесский учил: «Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон и что всё возникает через вражду и взаимообразно… Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными».
В XIX веке этот взгляд на вещи был подхвачен великим немецким мыслителем Фридрихом Ницше: «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель».
Как и войны, смерть, болезнь, голод и т. д. служат своей цели — они побуждают сильных бороться и развиваться и выбраковывают неприспособленных и слабых.
Эти взгляды достигли своего высшего развития в германском национал-социализме — и потерпели поражение в ходе той самой войны, целесообразность которой обосновывали.
Библейский рассказ о творении находится в разительном контрасте с языческими мифами по многим параметрам — но, в частности, акт творения никак не связан с войной и насилием.
Бог творит мир исключительно Своей волей, действенной и беспредельно могущественной, щедро дарит бытие Своему творению — растениям и рыбам, птицам и животным, и, наконец, людям.
Всё существует не благодаря вечной борьбе — но благодаря щедрости Создателя. В основании бытия лежит не вражда, а любовь. Люди сотворены «по образу Божию», и призваны отражать Его совершенство.
В языческих мифологиях, как правило, время циклично — мир движется к своей гибели, и это неизбежно и необходимо. Обветшавший мир должен быть разрушен, чтобы явился новый, который в свою очередь обветшает, и цикл совершится заново.
Библию отличает, напротив, линейное представление о времени. Мировая история придет к своему финалу, завершению, окончательной реализации, когда зло, вражда и смерть навсегда исчезнут из мироздания.
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9).
«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис.25:6-8).
Некоторые направления в современном западном богословии — «теология процесса» и т. д. — отрицают всемогущество (и всеведение Бога), предполагая, что Бог хотел бы, но не может покончить со злом.
Однако такой взгляд полностью противоречит Библейскому Откровению, которое подчеркивает, что Бог обладает всемогуществом и всеведением. Он достигнет Своих целей, и никто и ничто не сможет Ему помешать. Те, кто восстают против Бога, в конечном итоге только послужат (против своей воли) исполнению Его замыслов. Такую веру выражают апостолы, столкнувшись с преследованиями и гонениями за проповедь Евангелия:
«Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:23-28).
Это не так. Библия постоянно подчеркивает, что Бог нравственно благ и резко противостоит злу. Его отношение к нравственному злу описывается такими словами, как «ярость» «гнев» и «негодование».
Например: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч.6:16-19).
Бог покончит со злом навсегда:
«Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Ис.13:11-12).
Такой вариант может показаться привлекательным — нередко люди испытывают постоянные мучения из-за воспоминаний о каких-то пережитых ими страшных и трагических событиях, хотят, но не могут их забыть, и это отравляет их жизнь.
Для такого состояния есть специальное название — посттравматический синдром, и это тяжелое расстройство, которое может нуждаться в долгом лечении.
Но Писание говорит, что мы будем помнить о том, что происходило с нами во время земной жизни, доброе и худое — например, Лк.16:25; но для спасенных это никоим образом не будет источником мучения.
Подробнее: Чем занимаются души в раю?
Писание говорит, что будет. Спасенные будут помнить то, что пережили, но терпение и вера, которые они проявили перед лицом страданий, будет для них источником вечного утешения и торжества.
В пророчестве Исайи, которое повествует о страданиях Спасителя, есть удивительные слова: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис. 53:11). Обычно, когда люди переживают что-то действительно ужасное – как пытки, они потом вовсе не вспоминают это «с довольством».
В процессе земной жизни человека его сознание старается вытеснить невыносимые воспоминания, но они всё равно остаются источником боли, отравляющей жизнь. Распятие – невыразимо ужасная и мучительная смерть, о подробностях которой жутко и читать; но Писание говорит, что вошедший в славу Христос смотрит на неё «с довольством». Нечто подобное говорится и о страдании христиан, которое производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4:17).
Святой Апостол Петр говорит: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Петр 4:13).
Страдания, связанные с исполнением христианского долга, не просто останутся в прошлом – они обернутся славой и торжеством. Ужасные раны, покрывающие тела мучеников, преобразятся в знаки небесной славы; невыносимая скорбь обернется вечной радостью, семьи воссоединятся в одной великой семье, Отец которой – Бог.
Оглядываясь на свой земной путь, спасенные будут видеть все – в том числе самые тяжкие и мучительные – дни своей жизни, и их особенно, залитыми тем небесным светом, который откроет им подлинный смысл всего. Бог обратит смертную тень в ясное утро (Ам. 5:8) общего воскресения и в незаходимый день вечной жизни.
Подробнее: Рай и ад
Вы успешно прошли квиз.
Комментировать