Православное вероучение

Источ­ни­ком пра­во­слав­но­го веро­уче­ния является…
Дог­ма­та­ми веры называются…
Для того, что­бы некая исти­на счи­та­лась дог­ма­том, необходимо…
Дог­ма­ты веры содержатся…
Для того, что­бы част­ное бого­слов­ское мне­ние хри­сти­а­ни­на име­ло пра­во на существование, …
Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния Все­лен­ских Пра­во­слав­ных Собо­ров, а так­же Помест­ных Собо­ров, при­ня­тые пол­но­той Церкви…
В сво­их веро­учи­тель­ных опре­де­ле­ни­ях Все­лен­ская Церковь…
Ересь – это…

Источ­ни­ком пра­во­слав­но­го веро­уче­ния явля­ет­ся как Св. Писа­ние, так и Св. Пре­да­ние.
1) Не все поло­же­ния пра­во­слав­ной веры пред­став­ле­ны в Биб­лии в широ­ко раз­вёр­ну­том виде (напри­мер, уче­ние о молит­ве за умер­ших или прис­но­дев­стве Бого­ма­те­ри). 
2) Не всё то, о чём гово­рит­ся в Свя­щен­ном Писа­нии, сле­ду­ет пони­мать бук­валь­но (напри­мер, ука­за­ния на то, что Бог ходит, рас­ка­и­ва­ет­ся, име­ет очи и пр.). Такие поло­же­ния Писа­ния ста­но­вят­ся понят­ны­ми лишь в све­те Пре­да­ния. 
3) Сам состав книг Свя­щен­но­го Писа­ния утвер­ждал­ся на осно­ве Пре­да­ния. Свя­щен­ное Пре­да­ние име­ет нача­лом уче­ние Гос­по­да и апо­сто­лов. 
См. подроб­нее: Пре­да­ние Священное

Дог­ма­та­ми веры назы­ва­ют­ся бого­от­кро­вен­ные исти­ны, пре­по­да­ва­е­мые людям Цер­ко­вью, как непре­ре­ка­е­мые и неиз­мен­ные пра­ви­ла спа­си­тель­ной веры.
1) Не вся­кая исти­на, име­ю­щая отно­ше­ние к хри­сти­ан­ской вере явля­ет­ся дог­ма­том веры.
2) Для того, что­бы исти­на счи­та­лась дог­ма­том веры, она долж­на обла­дать четырь­мя при­зна­ка­ми: веро­учи­тель­но­стью, бого­от­кро­вен­но­стью, цер­ков­но­стью, обще­обя­за­тель­но­стью.
3) Боже­ствен­ное Откро­ве­ние содер­жит не толь­ко дог­ма­ти­че­ские исти­ны, но так­же целый ряд истин нрав­ствен­ных, исто­ри­че­ских и др. Кро­ме того, отдель­ные веру­ю­щие и бого­сло­вы выска­зы­ва­ют исти­ны, соб­ствен­ные мне­ния, отно­ся­щи­е­ся к веро­уче­нию, кото­рые не толь­ко не про­ти­во­ре­чат содер­жа­нию Откро­ве­ния, но даже име­ют в нём частич­ное под­твер­жде­ние.
4) В отно­ше­нии к подоб­ным исти­нам нуж­но избе­гать край­но­стей. С одной сто­ро­ны, нель­зя при­рав­ни­вать такие мне­ния по сво­е­му зна­че­нию к дог­ма­там (бого­от­кро­вен­ные исти­ны, при­зна­ва­е­мые за дог­ма­ты всей пол­но­той Церк­ви) и счи­тать их самы­ми важ­ны­ми для спа­се­ния. С дру­гой сто­ро­ны, не сле­ду­ет думать, что все подоб­ные мне­ния явля­ют­ся лож­ны­ми толь­ко пото­му, что они не были дог­ма­ти­зи­ро­ва­ны Цер­ко­вью.
См. подроб­нее: Поня­тие о хри­сти­ан­ских дог­ма­тах, как пред­ме­те пра­во­­слав­­но-дог­­ма­ти­­че­ско­­го Богословия

Для того, что­бы некая исти­на счи­та­лась дог­ма­том, необ­хо­ди­мо, что­бы она была пре­по­да­на Богом и при­зна­на Цер­ко­вью за дог­мат.
1) Посколь­ку Цер­ковь не может изоб­ре­тать новое веро­уче­ние, то толь­ко та исти­на веры может быть при­зна­на несо­мнен­ной и непре­ре­ка­е­мой исти­ной или дог­ма­том, кото­рая была пре­по­да­на Самим Иису­сом Хри­стом и про­по­ве­да­на Его апо­сто­ла­ми. То же, что сво­им про­ис­хож­де­ни­ем не вос­хо­дит ко Хри­сту, не есть дог­мат. Узнать это мож­но, обра­тив­шись к Св. Писа­нию и Св. Пре­да­нию.
2) Если бы Собор внёс в испо­ве­да­ние новый, до сих пор неиз­вест­ный пред­мет веры, то этим он при­ба­вил бы новое усло­вие спа­се­ния, новое тре­бо­ва­ние для ума и сове­сти хри­сти­ан, новое пра­ви­ло жиз­ни и под­пал бы под осуж­де­ние апо­сто­ла Пав­ла (Гал.1:8–9).
3) Собор может толь­ко опре­де­лять и выяс­нять созна­нию веру­ю­щих дан­ные исти­ны, но не пред­пи­сы­вать совер­шен­но новые, сто­я­щие вне внут­рен­ней свя­зи с откро­вен­ны­ми истинами.

Дог­ма­ты веры содер­жат­ся в веро­учи­тель­ных текстах, при­ня­тых всей пол­но­той Церк­ви.
1) Сим­вол веры содер­жит основ­ные дог­ма­ты веры, зна­ние кото­рых необ­хо­ди­мо для спа­се­ния. Одна­ко он не содер­жит пря­мо мно­гих част­ных дог­ма­тов (напри­мер, о семи цер­ков­ных Таин­ствах, об ико­но­по­чи­та­нии, о хода­тай­стве свя­тых).
2) Фор­му­ли­ро­ва­ние дог­ма­та Все­лен­ским Собо­ром не явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для его суще­ство­ва­ния и обя­за­тель­но­сти его при­ня­тия. Доста­точ­но того, что­бы он содер­жал­ся в веро­учи­тель­ном тек­сте, при­ни­ма­е­мом всей Цер­ко­вью.
См. подроб­нее: Сим­во­ли­че­ские тексты

Для того, что­бы част­ное бого­слов­ское мне­ние хри­сти­а­ни­на име­ло пра­во на суще­ство­ва­ние, оно не долж­но про­ти­во­ре­чить Св. Писа­нию и Св. Пре­да­нию.
1) Одни дог­ма­ты могут назы­вать­ся рас­кры­ты­ми, дру­гие – нерас­кры­ты­ми толь­ко отно­си­тель­но; пото­му что как нет дог­ма­тов, кото­рые были бы совер­шен­но нерас­кры­ты в Церк­ви (о каж­дом непре­мен­но суще­ству­ет в ней какое-либо ясное уче­ние), так нет дог­ма­тов рас­кры­тых до малей­ших подроб­но­стей: о каж­дом (даже о дог­ма­те Свя­той Тро­и­цы) все­гда мож­но пред­ло­жить такие вопро­сы, на кото­рые отве­та не най­дём в поло­жи­тель­ном уче­нии Церк­ви, и нуж­но будет огра­ни­чи­вать­ся толь­ко част­ны­ми мне­ни­я­ми, сво­и­ми ли, или древ­них зна­ме­ни­тых пас­ты­рей Церк­ви.
2) В отли­чие от дог­ма­тов, бого­слов­ские мне­ния не име­ют обя­зы­ва­ю­ще­го харак­те­ра, исклю­чи­тель­но­го фун­да­мен­таль­но­го соте­рио­ло­ги­че­ско­го зна­че­ния и апри­о­ри без­оши­боч­но­го ста­ту­са. Если дог­ма­ты при­ня­ты всей Цер­ко­вью, то мне­ния – её частью. Дог­ма­ти­че­ское уче­ние внут­ренне непро­ти­во­ре­чи­во, бого­слов­ские мне­ния могут допол­нять или вза­и­мо­ис­клю­чать друг дру­га.
3) Хотя для того, что­бы счи­тать такое мне­ние допу­сти­мым, оно не долж­но про­ти­во­ре­чить Боже­ствен­но­му Откро­ве­нию, суще­ству­ет ещё и  кри­те­рий истин­но­сти бого­слов­ско­го мне­ния, кото­рый пред­по­ла­га­ет его согла­сие со Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем.
4) От част­ных бого­слов­ских мне­ний, кото­рые встре­ча­ют­ся у тех или иных бого­сло­вов, нуж­но отли­чать лож­ные бого­слов­ские мне­ния, кото­рые в той или иной фор­ме отвер­га­ют­ся цер­ков­ным авто­ри­те­том.
См. подроб­нее: Дог­мат, тео­ло­гу­мен, част­ное бого­слов­ское мнение

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния Все­лен­ских Пра­во­слав­ных Собо­ров, а так­же Помест­ных Собо­ров, при­ня­тые пол­но­той Церк­ви, обя­за­тель­ны для вся­ко­го пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на.
1) Испо­ве­да­ние дог­ма­тов обя­за­тель­но для всех чле­нов Церк­ви, и эта обя­за­тель­ность име­ет более глу­бо­кое, чем толь­ко дис­ци­пли­нар­ное осно­ва­ние; так как веро­вать ина­че, чем веру­ет Свя­тая Собор­ная и Апо­столь­ская Цер­ковь, зна­чит ввер­гать себя в опас­ное духов­ное состо­я­ние.
2) Созна­тель­ное про­тив­ле­ние цер­ков­но­му уче­нию вле­чёт за собой оттор­же­ние заблуж­да­ю­ще­го­ся и упор­ству­ю­ще­го в заблуж­де­нии неви­ди­мым судом Божи­им от цер­ков­но­го тела; а будучи обли­чён­ным, такое про­тив­ле­ние кара­ет­ся отлу­че­ни­ем со сто­ро­ны закон­ной цер­ков­ной вла­сти.
3) В Неде­лю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия в Церк­ви воз­гла­ша­ет­ся: «Отвер­га­ю­щим Собо­ры свя­тых Отец и их пре­да­ния, Боже­ствен­но­му Откро­ве­нию соглас­ная, и Пра­во­­слав­­но-Кафо­­ли­­че­скою Цер­ко­вью бла­го­чест­но хра­ни­мая: ана­фе­ма».
См. подроб­нее: Сбор­ник слов и про­по­ве­дей о пра­во­сла­вии с предо­сте­ре­же­ни­я­ми от погре­ше­ний про­тив него

В сво­их веро­учи­тель­ных опре­де­ле­ни­ях Все­лен­ская Цер­ковь нико­гда не оши­ба­ет­ся и не заблуж­да­ет­ся.
1)  Гос­подь наш Иисус Хри­стос обе­щал все­гда пре­бы­вать со Сво­и­ми уче­ни­ка­ми до скон­ча­ния вре­мён (Мф.28:20) и Сам явля­ет­ся Гла­вой Церк­ви (Еф.5:23). Он послал от Отца Духа Свя­то­го, «что­бы учить истине (ср. Ин.26:13) и про­го­нять мрак от ума вер­ных… через Свя­тых Отцов и Пред­сто­я­те­лей Кафо­ли­че­ской Церк­ви» (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 12). По уче­нию Свя­щен­но­го Писа­ния, Цер­ковь Бога живо­го – «столп и утвер­жде­ние исти­ны» (1Тим.3:15).
2) Как пишет митр. Сте­фан (Явор­ский), «если бы Все­лен­ские Собо­ры заблуж­да­лись, Цер­ковь не име­ла бы твёр­до­го и непре­лож­но­го суда по раз­ре­ше­нию раз­ных спо­ров, во соблю­де­ние бла­го­че­стия и еди­но­мыс­лия, подо­ба­ю­ще­го Свя­той Церк­ви… Не были бы извест­ны кни­ги Свя­щен­но­го Писа­ния как Сло­во Божие, если бы сомне­ния отно­си­тель­но это­го не были раз­ре­ше­ны Все­лен­ски­ми Собо­ра­ми. И не име­ли бы само­го Сим­во­ла веры, состав­лен­но­го и при­ня­то­го Все­лен­ски­ми Собо­ра­ми от Апо­столь­ских Пре­да­ний как надёж­но­го осно­ва­ния наше­го спа­се­ния».
3) Сле­ду­ет под­черк­нуть, что здесь идёт речь обо всей Церк­ви, а не об её отдель­ных частях. Отдель­ные епар­хии и даже целые Помест­ные Церк­ви не обла­да­ют сами по себе свой­ством непо­гре­ши­мо­сти и тео­ре­ти­че­ски могут впасть в заблуж­де­ния в сво­их реше­ни­ях. Ярким при­ме­ром тому слу­жит Рим­ская цер­ковь, отпав­шая от пол­но­ты Пра­во­сла­вия в резуль­та­те сво­их ново­вве­де­ний.
См. подроб­нее: Непо­гре­ши­мость

Вы успеш­но про­шли квиз.

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Ересь – это иска­же­ние цер­ков­но­го веро­уче­ния.
1) Ересь явля­ет­ся тяж­ким гре­хом, в резуль­та­те кото­ро­го веру­ю­щий может быть отлу­чён от Церк­ви, а зна­чит, и от её спа­си­тель­ных бла­го­дат­ных средств. Пре­ступ­ность ере­си в том, что в Боже­ствен­ное Откро­ве­ние вно­сит­ся эле­мент чело­ве­че­ско­го муд­ро­ва­ния, иска­жа­ю­щий суть хри­сти­ан­ской исти­ны.
2) Посколь­ку обви­не­ние в ере­си очень серьёз­но, его при­ме­не­ние долж­но быть пре­дель­но осто­рож­ным, взве­шен­ным и ответ­ствен­ным. Ере­сью явля­ет­ся наме­рен­ное и посто­ян­ное опро­вер­же­ние дог­ма­та, уста­нов­лен­но­го Цер­ко­вью, или явное испо­ве­да­ние и защи­та како­­го-нибудь дог­ма­ти­че­ско­го заблуж­де­ния, осуж­дён­но­го Цер­ко­вью.
См. подроб­нее: Ересь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки