Существует ли Бог?

Какое утвер­жде­ние явля­ет­ся верным?
Вера про­тив­на науке?
Дока­за­тель­ства того, что Бог существует…
Какое зна­че­ние име­ет Цер­ковь в пере­да­че зна­ний о Боге?
Если Бог откры­ва­ет себя в лич­ном духов­ном опы­те, зачем нуж­на орга­ни­зо­ван­ная религия?
Неко­то­рые люди назы­ва­ют себя агно­сти­ка­ми (счи­та­ют, что Бог не позна­ва­ем). Как это соот­но­сит­ся с воз­мож­но­стью спасения?
Доста­точ­но ли для того, что­бы Бог нас спас, быть про­сто хоро­шим человеком?
Кто хра­нит Исти­ну о Боге?
В мире мно­го стра­да­ния, пото­му что…
Что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под верой в Бога?
Зачем нуж­на вера в Бога?
Если Бог суще­ству­ет, как укре­пить веру в Него?
Если Бог суще­ству­ет, поче­му Он не явля­ет Себя нам явно, как являл Себя, напри­мер, про­ро­кам и дру­гим вет­хо­за­вет­ным праведникам?
Если Бог суще­ству­ет, поче­му Он допус­ка­ет вой­ны и про­чее зло, кото­рое мы видим в нашем мире?
Если Бог суще­ству­ет, как Он может допу­стить, что­бы буду­щие муче­ния были вечными?
Если Бог суще­ству­ет, поче­му Он не дела­ет всех людей добрыми?
Если Бог дей­стви­тель­но суще­ству­ет, может ли Он стать злым как создан­ный Им человек?
Если утвер­жда­ет­ся, что Бог вез­де­сущ, а сле­до­ва­тель­но, все­гда при­сут­ству­ет и в нас, то поче­му гово­рит­ся, что мы соеди­ня­ем­ся с Богом в Таин­стве Евхаристии?
Если Бог суще­ству­ет, но нико­го насиль­но не спа­са­ет, зна­чит ли, что Он не всемогущ?

Нау­ка кос­вен­но ука­зы­ва­ет, что Бог есть.
1. Попу­ляр­ный лозунг совет­ских вре­мён «Нау­ка дока­за­ла, что Бога нет» и, в дей­стви­тель­но­сти, как это часто быва­ет с лозун­га­ми, анти­на­учен, ложен. Нау­ка зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­ем зако­но­мер­но­стей, мате­рии, сил и явле­ний наше­го мира. Бог нико­им обра­зом не явля­ет­ся мате­ри­аль­ным объ­ек­том внут­ри наше­го мира – Он его Созда­тель. Поэто­му Он не явля­ет­ся пред­ме­том иссле­до­ва­ния есте­ствен­ных наук и пря­мо, в рам­ках сво­е­го мето­да они не могут отри­цать ни Его бытия, ни Его небы­тия.
2. Нау­ка предо­став­ля­ет нам мно­же­ство кос­вен­ных ука­за­ний на то, что «за все­лен­ной», в кото­рой мы живём, сто­ит твор­че­ский Разум.
3. Нау­ка суще­ству­ет бла­го­да­ря тому, что все­лен­ная раци­о­наль­но упо­ря­до­че­на и её зако­ны пости­жи­мы для чело­ве­че­ско­го разу­ма. Учё­ные схо­дят­ся на том, что наша все­лен­ная воз­ник­ла огра­ни­чен­ное вре­мя назад и обла­да­ет так назы­ва­е­мой «тон­кой настрой­кой» – то есть все её пара­мет­ры очень точ­но настро­е­ны таким обра­зом, что­бы она мог­ла под­дер­жи­вать жизнь.

См. подроб­нее: Нау­ка и религия

С мне­ни­ем о том, что в Бога верят толь­ко необ­ра­зо­ван­ные люди, нель­зя согла­сить­ся.
1. Евро­пей­ская интел­лек­ту­аль­ная тра­ди­ция созда­на хри­сти­а­на­ми, науч­ная рево­лю­ция – плод уси­лий людей, кото­рые не толь­ко при­над­ле­жа­ли к хри­сти­ан­ской куль­ту­ре, но и были лич­но глу­бо­ко веру­ю­щи­ми людь­ми – как Пас­каль, Бойль или Нью­тон.
2. Люди могут обла­дать бле­стя­щим обра­зо­ва­ни­ем и интел­лек­том – и гру­бо заблуж­дать­ся. Мно­гие учё­ные XIX века, напри­мер, испо­ве­до­ва­ли «науч­ный» расизм. Созда­те­ли лож­ных идео­ло­гий, кото­рые обер­ну­лись стра­да­ни­я­ми и гибе­лью мил­ли­о­нов людей, вовсе не были глуп­ца­ми – беда в том, что их мощ­ный интел­лект был постав­лен на служ­бу заблуж­де­нию. Если у вас есть мощ­ная маши­на, она не поме­ша­ет вам заблу­дить­ся – на ней вы смо­же­те заехать так дале­ко, что вас труд­но будет найти.

См. подроб­нее: Вли­я­ние хри­сти­ан­ства на раз­ви­тие нау­ки в Европе

Дока­за­тель­ства того, что Бог суще­ству­ет, содер­жат­ся внут­ри чело­ве­ка и усмат­ри­ва­ют­ся в окру­жа­ю­щем его мире.
1. Хотя сверхъ­есте­ствен­ные явле­ния Бога, с вели­чай­ши­ми чуде­са­ми и зна­ме­ни­я­ми, отно­си­тель­но ред­ки, Он предо­ста­вил нам доста­точ­но осно­ва­ний для веры в Него. «И под­лин­но: спро­си у ско­та, и научит тебя, у пти­цы небес­ной, и воз­ве­стит тебе; или побе­се­дуй с зем­лёю, и наста­вит тебя, и ска­жут тебе рыбы мор­ские. Кто во всём этом не узна­ет, что рука Гос­по­да сотво­ри­ла сие?» (Иов.12:7–9); «Ибо неви­ди­мое Его, веч­ная сила Его и Боже­ство, от созда­ния мира через рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ний види­мы, так что они без­от­вет­ны» (Рим.1:20).
2. Сре­ди раци­о­на­ли­сти­че­ских аргу­мен­тов, ука­зы­ва­ю­щих на разум­ность веры в Бога, мож­но ука­зать на нрав­ствен­ный (наш нрав­ствен­ный опыт ука­зы­ва­ет за реаль­ность Зако­но­да­те­ля и Судии), кос­мо­ло­ги­че­ский (все­лен­ная огра­ни­че­на во вре­ме­ни и, сле­до­ва­тель­но, нуж­да­ет­ся в При­чине за её пре­де­ла­ми), теле­о­ло­ги­че­ский (от сло­ва телос – цель); под­ви­дом это­го аргу­мен­та явля­ет­ся «аргу­мент от тон­кой настрой­ки» – для того, что­бы под­дер­жи­вать жизнь, все­лен­ная долж­на быть очень тон­ко настро­е­на, исто­ри­че­ский – сви­де­тель­ство апо­сто­лов о Вос­кре­се­нии Хри­ста невоз­мож­но объ­яс­нить без само­го собы­тия Воскресения.

См. подроб­нее: 16 дока­за­тельств бытия Бога

Цер­ковь зани­ма­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние в пере­да­че зна­ний о Боге.
1. Если мы зна­ем о том, что Бог суще­ству­ет, нам сто­ит задать­ся вопро­сом – отку­да мы это зна­ем?
2. Мы – не пер­вые люди, кото­рые гово­рят о Боге; всё, что мы зна­ем о Нём, достиг­ло нас бла­го­да­ря хри­сти­ан­ской тра­ди­ции – ино­гда не напря­мую, ино­гда через посред­ство куль­ту­ры, кар­тин, музы­ки, архи­тек­ту­ры, лите­ра­ту­ры. Но сама воз­мож­ность веры в Бога не полу­че­на нами непо­сред­ствен­но – а уна­сле­до­ва­на.
3. Даже когда люди пыта­ют­ся, как Лев Тол­стой, отвер­гать цер­ков­ную веру, что­бы создать что-то своё, они неиз­беж­но стро­ят из мате­ри­а­ла, взя­то­го у Церк­ви: Еван­ге­лие, как и сама вера в Бога, достиг­ла нас бла­го­да­ря тому, что его из поко­ле­ния в поко­ле­ние пере­да­ва­ли веру­ю­щие люди. Мы можем обра­тить­ся не к кос­вен­ным и иска­жён­ным отблес­кам этой тра­ди­ции – а к ней самой.

См. подроб­нее: Цер­ковь

Рели­ги­оз­ный опыт, при­об­ре­та­е­мый чело­ве­ком само­сто­я­тель­но, вне Церк­ви, не обес­пе­чи­ва­ет столь пол­но­го еди­не­ния с Богом, как опыт, при­об­ре­та­е­мый в Церк­ви.
1. Мы интер­пре­ти­ру­ем любой наш опыт (в том чис­ле духов­ный), исхо­дя из наших пред­став­ле­ний о дей­стви­тель­но­сти, наше­го миро­воз­зре­ния и миро­ощу­ще­ния, наше­го язы­ка, куль­ту­ры, зна­ний и ожи­да­ний – отда­ём мы себе в этом отчёт или нет.
2. Аль­тер­на­ти­ва истин­ной «орга­ни­зо­ван­ной рели­гии», то есть Пра­во­сла­вия, – это тоже рели­гия, но инди­ви­ду­аль­ная, сде­лан­ная на колен­ке из под­руч­ных мате­ри­а­лов.
3. Мы нуж­да­ем­ся в том, что­бы отли­чать доб­ро­ка­че­ствен­ный духов­ный опыт от недоб­ро­ка­че­ствен­но­го, ведь даже адеп­ты самых мрач­ных куль­тов могут гово­рить о сво­ём «духов­ном опы­те».
4. Как мы можем пра­виль­но понять, что мы пере­жи­ли? Как мы можем отли­чить под­лин­ный опыт от «фан­та­зий на тему», кото­рые, увы, лег­ко могут на него насла­и­вать­ся?
Если тот, кто откры­ва­ет­ся нам в этом опы­те – Бог, то Он откры­вал­ся и дру­гим людям; при­хо­дя к Богу, мы ока­зы­ва­ем­ся внут­ри огром­но­го сооб­ще­ства веру­ю­щих – как про­шлых веков, так и ныне живу­щих. Это сооб­ще­ство уже суще­ству­ет и орга­ни­зо­ван­но. Оно назы­ва­ет­ся Цер­ко­вью, и нам сто­ит к нему присоединиться.

См. подроб­нее: Рели­гия

Неко­то­рые люди назы­ва­ют себя агно­сти­ка­ми, что озна­ча­ет отказ от Спа­си­те­ля и Спа­се­ния, уго­то­ван­но­го Богом.
1. Сло­во «агно­стик» бук­валь­но озна­ча­ет «незна­ю­щий», чело­век, кото­рый отка­зы­ва­ет­ся давать опре­де­лён­ный ответ на вопрос о том, реа­лен ли Бог.
2. На пер­вый взгляд может пока­зать­ся, что агно­стик про­сто отка­зы­ва­ет­ся выби­рать меж­ду верой и ате­из­мом. Но в реаль­но­сти это тоже выбор: если я гово­рю, что не знаю, помо­жет мне это лекар­ство или нет, и не при­ни­маю его, прак­ти­че­ский резуль­тат ров­но тот же, как если бы я про­сто не верил. Если, напри­мер, я отка­зы­ва­юсь занять своё место в спа­са­тель­ном кораб­ле, пото­му что не знаю, спа­са­ет он или нет, на прак­ти­ке я отвер­гаю это пред­ло­же­ние спа­се­ния. «Кто будет веро­вать и кре­стить­ся, спа­сён будет; а кто не будет веро­вать, осуж­дён будет» (Мк.16:16).
3. В Еван­ге­лии есть прит­ча о зва­ных на пир – Царь позвал людей на сва­дьбу сво­е­го сына, неко­то­рые из при­гла­шён­ных пове­ли себя гру­бо, даже уби­ли его послан­ни­ков, неко­то­рые отка­за­лись веж­ли­во, сослав­шись на неот­лож­ные дела. Но в ито­ге те и дру­гие не при­шли и лиши­лись пира. Таким обра­зом отка­зы­ва­ясь при­ни­мать реше­ние вой­ти в дверь, мы ока­зы­ва­ем­ся за дверью.

См. подроб­нее: Ави­цен­на (ибн Сина)

Что­бы Бог нас спас, недо­ста­точ­но быть про­сто хоро­шим чело­ве­ком.
1. Хотя быть хоро­ши­ми людь­ми – очень важ­но, это­го недо­ста­точ­но. Бог, опре­де­лён­но, хочет, что­бы мы были забот­ли­вы­ми чле­на­ми семей, зако­но­по­слуш­ны­ми граж­да­на­ми, доб­ро­со­вест­ны­ми работ­ни­ка­ми и доб­ры­ми сосе­дя­ми. Но Его цель – несо­из­ме­ри­мо боль­ше.
2. Бог создал нас для веч­ной бла­жен­ной жиз­ни. Для того, что­бы достичь этой цели, недо­ста­точ­но быть про­сто хоро­ши­ми – нуж­но при­нять тот путь спа­се­ния, кото­рый Он уста­но­вил. Уве­ро­вать в Его Откро­ве­ние и при­со­еди­нить­ся к Его Церк­ви, участ­во­вать в её бого­слу­же­ни­ях, при­сту­пать к Таин­ствам, тру­дить­ся над исправ­ле­ни­ем сво­ей жиз­ни, вни­ма­тель­но хра­нить Его заповеди.

Исти­ну о Боге хра­нит Цер­ковь.
1. Бог бес­ко­неч­но пре­вос­хо­дит любые наши пред­став­ле­ния и любые воз­мож­но­сти к позна­нию. Но Он сам, по люб­ви к чело­ве­че­ско­му роду, снис­хо­дит к людям и откры­ва­ет Себя им.
2. Бог изби­ра­ет груп­пу людей, с кото­ры­ми всту­па­ет в обще­ние – Авра­ама и его потом­ков, вет­хо­за­вет­ный Изра­иль. Бог посы­ла­ет к Сво­е­му наро­ду Про­ро­ков, кото­рый пред­ве­ща­ют, что насту­пит день, когда сам Бог при­дёт и посе­лит­ся сре­ди людей. Эти про­ро­че­ства осу­ще­стви­лись в Рож­де­стве Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста.
3. Хри­стос, как сви­де­тель­ству­ет Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ет­ся одно­вре­мен­но Богом и чело­ве­ком. Через свою жерт­вен­ную смерть на Кре­сте и Вос­кре­се­ние Хри­стос иску­пил нас, открыл для нас воз­мож­ность уна­сле­до­вать веч­ную бла­жен­ную жизнь.
4. Что­бы Спа­се­ние достиг­ло каж­до­го из нас, Хри­стос создал Цер­ковь – как Он сам ска­зал: «Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют её» (Мат.16:18). Цер­ковь хра­нит и воз­ве­ща­ет исти­ну о Нём, в Церк­ви совер­ша­ют­ся Таин­ства, кото­рые Он установил.

См. подроб­нее: Исти­на

В мире мно­го стра­да­ния, пото­му что стра­да­ния есть резуль­тат мяте­жа созда­ний про­тив Бога.
1. В мире мно­го стра­да­ния – этот факт едва ли может поко­ле­бать веру Церк­ви: «Мы зна­ем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Хри­сти­ан­ство есть рели­гия спа­се­ния – и оно под­ра­зу­ме­ва­ет, что мир (и мы сами) нахо­дим­ся в состо­я­нии ката­стро­фы, мас­шта­бы кото­рой нам труд­но осо­знать.
2. Бог наде­лил часть Сво­их созда­ний – Анге­лов и людей – даром сво­бод­ной воли, мы не робо­ты и не мари­о­нет­ки, у нас есть реаль­ный выбор, пред­по­ла­га­ю­щий опре­де­лён­ные послед­ствия. И если мы совер­ша­ем непра­виль­ный выбор, послед­ствия будут пло­хи­ми – что мы и видим. Всё миро­зда­ние (и мы сами) глу­бо­ко повре­жде­ны в резуль­та­те гре­ха.
3. Зло и стра­да­ние в мире – резуль­тат мяте­жа созда­ний (части анге­лов и нас, людей) про­тив Создателя.

См. подроб­нее: Зло

Вера в Бога под­ра­зу­ме­ва­ет уве­рен­ность в том, что Бог есть, и что люди долж­ны жить соглас­но с Его свя­ты­ми зако­на­ми, а так­же дове­рие Богу.
1. Суще­ству­ют три уров­ня веры в Бога, три сту­пе­ни духов­но­го вос­хож­де­ния: вера как рас­су­доч­ная уве­рен­ность в том, что Бог суще­ству­ет; вера как дове­рие Богу; вера как пре­дан­ность, вер­ность Богу.
2. Вера дару­ет­ся Богом (Еф.2:8), тому, кто её ищет.
3. Веру мож­но под­раз­де­лить на умо­зри­тель­ную и дея­тель­ную, живую, выра­жа­ю­щу­ю­ся в испол­не­нии Еван­гель­ских заповедей.

См. подроб­нее: Вера

Вера в Бога нуж­на для наше­го Спа­се­ния.
1. Вера в Бога есть пер­вое из усло­вий, необ­хо­ди­мых для оправ­да­ния; она есть нача­ло спа­се­ния людей, осно­ва­ние все­го оправ­да­ния.
2. Вера в Бога необ­хо­ди­ма, так как Гос­подь наш Иисус Хри­стос ска­зал: «Кто будет веро­вать и кре­стить­ся, спа­сён будет, а кто не будет веро­вать, осуж­дён будет» (Мк.16:16). «Без веры уго­дить Богу невоз­мож­но» (Евр.11:6), а сле­до­ва­тель­но, невоз­мож­но и спа­стись.
3. С верой в Бога необ­хо­ди­мо соеди­нять доб­рые дела, пото­му что «вера без дел мерт­ва» (Иак.1:20), то есть не дей­ствен­на, не искрен­на, такая вера не явля­ет­ся спасительной.

См. подроб­нее: Необ­хо­ди­мость веры и доб­рых дел для спа­се­ния человека

Бог суще­ству­ет, а что­бы укре­пить веру в Него, нуж­но молить­ся, участ­во­вать в Таин­ствах, читать Еван­ге­лие.
1. Вера уси­ли­ва­ет­ся молит­вой, а сохра­ня­ет­ся уда­ле­ни­ем от обще­ния с людь­ми, тво­ря­щи­ми злое. Надо избе­гать слу­ча­ев, кото­рые могут воз­буж­дать стра­сти.
2. Для укреп­ле­ния веры сле­ду­ет чаще ходить в храм Божий, слу­шать про­по­ве­ди и поуче­ния, вдум­чи­во читать Еван­ге­лие с пояс­не­ни­я­ми и настав­ле­ния свя­тых отцов, искать и вопро­шать духов­но опыт­ных людей, общать­ся с веру­ю­щи­ми, молить­ся и про­сить Бога об укреп­ле­нии веры, часто испо­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся.
3. Молит­ва долж­на быть как живой раз­го­вор с Богом, а не фор­маль­ное вычи­ты­ва­ние пра­ви­ла по молит­во­сло­ву.
4. Вера не даёт­ся лег­ко и сра­зу: её надо искать, доби­вать­ся, и толь­ко со вре­ме­нем, после уси­лен­но­го духов­но­го дела­ния, вера овла­де­ва­ет всем внут­рен­ним суще­ством чело­ве­ка, ста­но­вит­ся целью бытия.
См. подроб­нее: О вере и хри­сти­ан­ской жизни

Бог явно откры­ва­ет­ся людям тогда, когда это соот­вет­ству­ет целям Его Про­мыс­ла.
1. Бог нику­да исче­за­ет, «мы Им живём и дви­жем­ся и суще­ству­ем» (Деян.17:28), но чело­век не все­гда спо­со­бен   ощу­тить боже­ствен­ное при­сут­ствие, пустить Бога в свою жизнь.
2. Мы не можем уви­деть при­сут­ствие Бога в сво­ей жиз­ни, пока зацик­ле­ны на себе, сво­их стра­стях, про­бле­мах, радо­стях и горе­стях. Изме­няя своё состо­я­ние, чело­век ста­но­вит­ся спо­соб­ным видеть Бога.
3. Зада­вая себе вопрос, поче­му Бог не про­яв­ля­ет себя явно, мы дела­ем ошиб­ку, про­еци­руя на Бога своё пред­став­ле­ние о том, как Бог дол­жен с нами общать­ся.
4. Заме­тим, что, когда Бог воче­ло­ве­чил­ся, Его созер­ца­ли огром­ные мас­сы людей, но дале­ко не каж­дый из них вос­при­нял Его как Бога.
См. подроб­нее: Бог

Бог не при­нуж­да­ет к доб­ру силой; зло тво­рят дья­вол, демо­ны и люди.
1. Бог не устра­нил­ся от про­ис­хо­дя­ще­го в мире, как дума­ют мно­гие. Напро­тив, Он дал нам запо­ве­ди, живя по кото­рым, чело­век не толь­ко спа­са­ет свою душу, но и умно­жа­ет в мире доб­ро.
2. Чело­век – венец тво­ре­ния види­мо­го мира – име­ет от Бога сво­бод­ную волю, а пото­му волен тво­рить как доб­ро, так и зло. Выби­рая послед­нее (помысл, мысль, дей­ствие, посту­пок), он тем самым нару­ша­ет волю Божию, отпа­да­ет от Бога.
3. В мире есть вошед­шие в него с гре­хом вой­ны, жесто­кость, неспра­вед­ли­вость, но в этот ужа­са­ю­щий мир ради его спа­се­ния при­шёл став­ший частью это­го мира Бог: Бог стал частью это­го мира, совер­шен­но тож­де­ствен­ной нам, что­бы его изнут­ри пере­ро­дить.
4. Нет такой сле­зы, кото­рая не была бы отёр­та в Цар­ствии Небес­ном. Нет горя, кото­рое не было бы избы­то и побеж­де­но, когда чело­век в кон­це сво­е­го пути встре­тит Спа­си­те­ля. Нет ниче­го неспра­вед­ли­во­го, что не было бы вос­пол­не­но в Цар­стве Сла­вы.
См. подроб­нее: Сво­бо­да

Чело­век име­ет сво­бод­ную волю, а адо­вы муче­ния есть резуль­тат созна­тель­но­го отка­за от Божи­ей люб­ви.
1. Бог любит всех людей и ждёт ответ­ной люб­ви, сво­бод­но­го выбо­ра в поль­зу добра. Ад – след­ствие про­ти­во­по­лож­но­го выбо­ра.
2. Веч­ные муки – это не месть раз­гне­ван­но­го Бога, а итог внут­рен­не­го само­опре­де­ле­ния чело­ве­ка.
3. Гос­подь Бог создал чело­ве­ка со сво­бод­ной волей, кото­рая выра­жа­ет­ся в глу­бо­ком лич­ност­ном само­опре­де­ле­нии, хочет или не хочет такой чело­век быть с Богом.
4. Гос­подь при­зы­ва­ет, но не при­нуж­да­ет к спа­се­нию, пото­му что рай, полу­чен­ный по при­нуж­де­нию, не был бы раем.
См. подроб­нее: О вере и хри­сти­ан­ской жизни

Бог суще­ству­ет, и Он не дела­ет всех людей доб­ры­ми, пото­му что наде­лил людей сво­бод­ной волей.
1. Если бы Бог вло­жил в чело­ве­че­ское есте­ство такую осо­бен­ность, как невоз­мож­ность гре­шить, чело­век был бы лишён воз­мож­но­сти сво­бод­но­го, осо­знан­но­го выбо­ра меж­ду доб­ром и злом. В этом слу­чае он не мог бы стать доб­ро­де­тель­ным, посколь­ку доб­ро­де­тель под­ра­зу­ме­ва­ет доб­ро­воль­ный выбор меж­ду доб­ром и злом.
2. Кро­ме того, на фоне опыт­но­го сопри­кос­но­ве­ния чело­ве­ка со злом, с его послед­стви­я­ми, ему ста­но­вит­ся понят­ней цен­ность добра.
3. Цар­ство Божие и любовь Божию чело­век выби­ра­ет доб­ро­воль­но, хотя вокруг него и мно­го соблаз­нов.
См. подроб­нее: О вере и хри­сти­ан­ской жизни

Бог не может стать злым.
1. Зло – помысл, мысль, дей­ствие, посту­пок разу­м­­но-сво­­бод­­но­­го твар­но­го суще­ства, про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ной воле (Божье­му бла­го­во­ле­нию) и веду­щее к отпа­де­нию от Бога.
2. Бог нико­гда Себе не изме­нит и не пой­дёт про­тив Себя Само­го, в чём чело­ве­ку сто­ит у Него поучить­ся.
3. То, что нам непри­ят­но, что кажет­ся злом, что мы не можем видеть или пере­но­сить, не все­гда явля­ет­ся без­услов­ным злом. Очень часто впо­след­ствии ока­зы­ва­ет­ся, что в этом, так, назы­ва­е­мом «зле» мог­ло быть и что-то доб­рое, посколь­ку доб­ро и зло вооб­ще в нашей жиз­ни пере­ме­ша­ны, и оце­ни­ва­ем мы доб­ро и зло весь­ма по-раз­­но­­му, субъ­ек­тив­но.
См. подроб­нее: Зло

Бог вез­де­сущ, но фор­мы при­сут­ствия Его в нас раз­ные.
1. Бог при­сут­ству­ет вез­де, во всех Сво­их тво­ре­ни­ях. Одна­ко в разу­м­­но-сво­­бод­­ных тво­ре­ни­ях Он про­яв­ля­ет­ся осо­бен­ным обра­зом. Чело­век создан по обра­зу и подо­бию Бога, и при­зван к лич­ност­но­му обще­нию с Богом. Бог про­яв­ля­ет­ся в нём в зави­си­мо­сти от его духо­в­­но-нрав­ствен­­но­­го состо­я­ния. В Таин­стве Евха­ри­стии хри­сти­а­нин соеди­ня­ет­ся с Богом осо­бым бла­го­дат­ным соеди­не­ни­ем.
2. Неред­ко люди не заме­ча­ют, не осо­зна­ют и не рас­кры­ва­ют в себе при­сут­ствие Божие. Это­му рас­кры­тию при­зва­ны помочь молит­вы и Таин­ство При­ча­ще­ния.
3. Нель­зя ска­зать, что мы соеди­ня­ем­ся с Богом толь­ко при­ча­ща­ясь, ина­че полу­ча­ет­ся, что вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки и пра­вед­ни­ки с Богом вооб­ще не соеди­ня­лись. Как же они тогда позна­ва­ли волю Божию и слу­ша­ли Его голос?
4. В при­ча­ще­нии мы плот­но соеди­ня­ем­ся с Сыном Божи­им – Иису­сом Хри­стом – состав­ляя тем самым осо­бый орга­низм, Его Цер­ковь, и мы при­зва­ны соеди­нять­ся в этом Таин­стве не толь­ко с Хри­стом, но и друг с дру­гом, с ближ­ни­ми вокруг нас.
См. подроб­нее: Бог

Бог все­мо­гущ, но не все Его дей­ствия могут быть поня­ты в пол­но­те огра­ни­чен­ным чело­ве­че­ским умом.
1. Все­мо­гу­ще­ство – свой­ство Божье, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в том, что Бог может совер­шать всё, что хочет, когда и как хочет, при­чём, без малей­ше­го затруд­не­ния, и что никто и ничто не в силах пре­пят­ство­вать Его дей­стви­ям.
2. Бог, разу­ме­ет­ся, может всё, что ни поже­ла­ет, одна­ко жела­ет Он исклю­чи­тель­но того, что все­це­ло сооб­ра­зу­ет­ся с Его бес­пре­дель­ным совер­шен­ством.
3. Все наши сло­ва о Боге весь­ма при­бли­зи­тель­ны и не могут выра­зить Его тай­ну. Бог «неиз­ре­че­нен, неве­дом, неви­дим, непо­сти­жим», как об этом Пра­во­слав­ная Цер­ковь молит­ся на литур­гии свт. Иоан­на Зла­то­уста.
См. подроб­нее: Все­мо­гу­ще­ство

Вы успеш­но про­шли квиз. Смиряйтесь!

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки