Разрешительная молитва

Разреши́тельная моли́тва

1) молитва, кото­рую свя­щен­ник про­из­но­сит в конце таин­ства испо­веди, воз­ло­жив на голову каю­ще­гося епи­тра­хиль:
«Гос­подь и Бог наш, Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия да про­стит ти чадо (имя), и аз недо­стой­ный иерей вла­стию Его мне данною прощаю и раз­ре­шаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь».
2) Молитва, чита­е­мая свя­щен­ни­ком в конце отпе­ва­ния. В ней испра­ши­ва­ется усоп­шему про­ще­ние соде­ян­ных согре­ше­ний (раз­ре­ше­ние, осво­бож­де­ние от них). В совре­мен­ной прак­тике суще­ствует 2 вида этой молитвы.

razreshitelnaja molitva - Разрешительная молитва

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по древ­ней тра­ди­ции в руку умер­шему вла­га­ется лист с тек­стом раз­ре­ши­тель­ной молитвы. Лист с тек­стом этой молитвы назы­ва­ется раз­ре­ши­тель­ной гра­мо­той, или подо­рож­ной.

Раз­ре­шает ли свя­щен­ник покой­ного от грехов в чине отпе­ва­ния?

В данном вопросе речь идет о чтении свя­щен­ни­ком так назы­ва­е­мой раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую после про­чте­ния он вла­гает в руки умер­шего. Именно из-за ее назва­ния неко­то­рые пола­гают, что молитва эта пред­на­зна­чена для того, чтобы «раз­ре­шить», т.е. отпу­стить грехи усоп­шего. Однако такой функ­ции она в себе не несет, несмотря на нали­чие про­ше­ний о про­ще­нии грехов усоп­шего. Един­ствен­ной молит­вой, также назы­ва­е­мой раз­ре­ши­тель­ной, несу­щей в себе дей­ствие про­ще­ния и отпу­ще­ния грехов, явля­ется тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва испо­веди, чита­е­мая свя­щен­ни­ком над чело­ве­ком, при­нес­шим пока­я­ние в грехах. Именно в ней свя­щен­ник про­из­но­сит слова: «Прощаю и раз­ре­шаю тебя от всех грехов твоих». Иного спо­соба отпу­ще­ния грехов Цер­ковь не знает. Особо важно в кон­тек­сте дан­ного вопроса пони­мать, что испо­ведь – это Таин­ство, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. Совер­ши­те­лем Таин­ства испо­веди явля­ется Сам Бог. Таким обра­зом, сколько бы молит­во­сло­вий о про­ще­нии грехов свя­щен­ник ни про­из­но­сил, они не заме­няют Таин­ство испо­веди, а для про­ще­ния и отпу­ще­ния грехов, в первую оче­редь, необ­хо­димо пока­я­ние в них. Что совер­шенно невоз­можно испол­нить в случае с уже умер­шим чело­ве­ком. Об этом под­лин­ном смысле раз­ре­ши­тель­ной молитвы, чита­е­мой свя­щен­ни­ком во время погре­бе­ния, подробно пишет прот. Кон­стан­тин Николь­ский:

«В этой молитве свя­щен­ник просит Бога, да про­стит усоп­шему согре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, и да раз­ре­шит его от раз­лич­ных клятв и запре­ще­ний. Этой молит­вой раз­ре­ша­ются только бывшие на умер­ших запре­ще­ния, или епи­ти­мии, за их преж­ние грехи, в кото­рых они рас­ка­я­лись и за кото­рые назна­чена была епи­ти­мия, а не самые те грехи, в кото­рых усоп­шие не кая­лись (Нов. Скр., ч. IV, гл. 24, § 18; сн. гл. 21, § 4). Чтение раз­ре­ши­тель­ной молитвы не есть раз­ре­ше­ние грехов, какое совер­ша­ется в таин­стве пока­я­ния, при кото­ром тре­бу­ется сокру­ше­ние во грехах, испо­ве­да­ние их и т. д. Раз­ре­ши­тель­ная молитва, с одной сто­роны, есть молитва Богу об умер­шем, чтобы Бог про­стил согре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, соде­лан­ные веде­нием и неве­де­нием, и кото­рые за немощь есте­ства забве­нию пре­даде (в молитве гово­рится: «да сотво­рит чрез мене про­щено по духу чадо… да раз­ре­шит его», а не так, как в таин­стве пока­я­ния: «прощаю и раз­ре­шаю тя»); с другой сто­роны, молит­вой раз­ре­ша­ются клятвы, запре­ще­ния, кото­рыми умер­ший при жизни его был связан за свои грехи, в кото­рых он каялся, но кото­рые клятвы при жизни не были раз­ре­шены. … Сама же молитва раз­ре­ши­тель­ная такова, что она заклю­чает в себе раз­ре­ше­ние вся­кого рода запре­ще­ний и клятв, и ее не чуж­да­лись люди пра­вед­ные. Напри­мер, св. Алек­сандр Нев­ский, при погре­бе­нии своем, принял раз­ре­ши­тель­ную молитву, как живой, разо­гнув правую руку (Начерт. Церк. Истор., ч. II, стр. 350. Соф. Врем., т. I, стр. 273). Раз­ре­ши­тель­ная молитва имеет для буду­щего то зна­че­ние, что погре­бен­ный есть пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин и что он умер в обще­нии с Цер­ко­вью (Собран. мнений и отзыв. Фила­рета, Митр. Моск., т. IV, стр. 406)».

Также необ­хо­димо отме­тить, что, несмотря на широ­кое исполь­зо­ва­ние раз­ре­ши­тель­ной молитвы, в чино­по­сле­до­ва­нии погре­бе­ния ее нет. Есть другая, име­ну­е­мая в Треб­нике про­щаль­ной, кото­рая чита­ется свя­щен­ни­ком в самом конце отпе­ва­ния. Смысл ее заклю­чен в просьбе о про­ще­нии грехов усоп­шего. Нет в Треб­нике и ука­за­ний на то, что эта молитва на особом листе бумаге должна быть вло­жена в руки усоп­шего. Однако прочно укре­пился обычай читать вместо нее именно раз­ре­ши­тель­ную молитву и вла­гать ее в руки. Тра­ди­ции этой, согласно Киево-Печер­скому Пате­рику, было поло­жено начало в XI веке. Князь Симон усердно просил у пре­по­доб­ного Фео­до­сия Печер­ского бла­го­сло­ве­ния, напи­сан­ного как в жизни, так и по смерти: «Се убо прошу у тебе, да даси ми слово, яко да бла­го­сло­вит мя душа твоя, якоже в животе, такоже и по смерти моей и твоей. Отче! не изыду тощ от Тебе, аще писа­нием не изве­стиши ми». Пре­по­доб­ный, испол­нив его просьбу, напи­сал: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа, молит­вами Пре­свя­тыя Вла­ды­чицы нашея Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии и святых Сил без­п­лот­ных и прочая сло­веса молитвы иерей­ския про­щаль­ныя, яже кон­чится сими: да будет и прощен в сем веце, и в буду­щем, егда при­и­дет пра­вед­ный Судия судити живым и мерт­вым» (юже молитву оттоле начаша вла­гати умер­шим в руце, якоже первый Симон вло­жити себе повеле) (Пате­рик Киево-Печер­ский, изд. в Киеве, 1830 г., л. 76).

Таким обра­зом, отве­чая на задан­ный вопрос, до́лжно ска­зать, что чтение раз­ре­ши­тель­ной молитвы не явля­ется отпу­ще­нием грехов умер­шего. Само же чтение молитвы и вло­же­ние ее в руки усоп­шего никак не про­пи­сано в уставе, а явля­ется всего лишь древ­ней бла­го­че­сти­вой тра­ди­цией.

razreshitelnaja molitva 1 - Разрешительная молитва

Исто­рия раз­ре­ши­тель­ной гра­моты над усоп­шим

Раз­ре­ши­тель­ная молитва (в народе име­ну­ется также подо­рож­ной) изна­чально чита­лась для снятия цер­ков­ных запре­ще­ний и отлу­че­ний, однако, в насто­я­щее время, акцент в ней ста­вится на про­ще­нии забы­тых по немощи грехов, а также на послед­нем свя­щен­ни­че­ском про­ще­нии всех воль­ных и неволь­ных грехов, кото­рые мог совер­шить хри­сти­а­нин, при усло­вии, однако, что эти грехи не явля­ются нерас­ка­ян­ными.

Суще­ствует цер­ков­ное пра­вило (канон 32‑й святых Апо­сто­лов), согласно кото­рому с чело­века, нахо­дя­ще­гося при смерти и свя­зан­ного каким-либо цер­ков­ным пре­ще­нием, сни­ма­лись все епи­ти­мьи, дабы можно было пре­по­дать ему послед­нее духов­ное напут­ствие в виде При­ча­ще­ния. Если чело­век выжи­вал, то епи­ти­мья снова всту­пала в силу.
Обычно от епи­ти­мьи раз­ре­шал только епи­скоп, но для уми­ра­ю­щих это мог сде­лать и пре­сви­тер. С этой целью ему и дава­лась гра­мота от архи­ерея, кото­рую он мог бы про­чи­тать над одром уми­ра­ю­щего отлу­чен­ного хри­сти­а­нина, чтобы бес­пре­пят­ственно пре­по­дать тому Святые Тайны (Труды Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии, 1876 г). В случае смерти, гра­мота скру­чи­ва­лась и вла­га­лась в руку покой­ника, как сви­де­тель­ство того, что он прощен и за него можно молиться во время про­ско­ми­дии.
Име­ется мно­же­ство исто­ри­че­ских при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих о древ­но­сти этой цер­ков­ной тра­ди­ции. Одним из самых ранних сви­де­тельств явля­ется рас­сказ био­графа свя­ти­теля Гри­го­рия Вели­кого (†604), кото­рый напи­сал молитву о раз­ре­ше­нии от цер­ков­ной ана­фемы для про­чте­ния над гробом скон­чав­ше­гося в отлу­че­нии от Таинств монаха. Читали такую молитву и на Востоке, напри­мер импе­ра­тор Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный (905–959) упро­сил иерар­хов про­чи­тать раз­ре­ши­тель­ную молитву над своим умер­шим в отлу­че­нии от Церкви отцом (его отец Лев VI Мудрый состоял в запре­щен­ном Цер­ко­вью 4‑м браке).
Обычай же вкла­ды­ва­ния гра­моты в руку усоп­шему появился на Руси в XI веке.

Текст про­щаль­ной молитвы из Треб­ника

Госпо́дь Иису́с Христо́с Бо́г на́ш, и́же Боже́ственная за́поведи святы́м свои́м ученико́м и апо́столом да́вый, во е́же вяза́ти и реши́ти па́дших грехи́, и от о́ных па́ки мы́ прие́мше вины́ то́йже твори́ти: да прости́т тебе́, ча́до духо́вное, а́ще что́ соде́лал еси́ в ны́нешнем ве́це во́льное или́ нево́льное, ны́не и́. при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Текст раз­ре­ши­тель­ной гра­моты над усоп­шим из Слу­жеб­ника

Гос­подь наш Иисус Хри­стос Боже­ствен­ною Своею бла­го­да­тию, даром же и вла­стию, данною святым Его уче­ни­ком и апо­сто­лом, во еже вязати и решити грехи чело­ве­ков, рек им: при­и­мите Духа Свя­таго; ихже отпу­стите грехи, отпу­стятся им; ихже удер­жите, удер­жатся; и елика аще свя­жете и раз­ре­шите на земли, будут свя­зана и раз­ре­шена и на Небеси. От онех же и на ны дру­г­дру­го­прии­ма­тельно (пре­ем­ственно, друг за другом) при­шед­шею (бла­го­да­тию), да сотво­рит чрез мене, сми­рен­наго, про­щенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко чело­век согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чув­ствы, волею или нево­лею, веде­нием или неве­де­нием.
Аще под клят­вою или отлу­че­нием архи­ерей­ским или иерей­ским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему про­кля­тию под­паде, или клятву пре­ступи, или иными неки­ими грехи яко чело­век свя­зася (здесь: был запре­щен, под­ле­жал про­кля­тию), но о всех сих серд­цем сокру­шен­ным пока­яся и от тех всех вины и юзы (от того, что свя­зы­вает) да раз­ре­шит его [ю]; елика же за немощь (а все, что по немощи) есте­ства забве­нию пре­даде, и та вся да про­стит ему [ей], чело­ве­ко­лю­бия ради Своего, молит­вами Пре­свя­тыя и Пре­бла­го­сло­вен­ныя Вла­ды­чицы нашея Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, святых слав­ных и все­х­валь­ных апо­стол и всех святых. Аминь

Пере­вод:
Господь наш Иисус Хри­стос боже­ствен­ною Своею бла­го­да­тию, даром и вла­стью, свя­зы­вать и раз­ре­шать грехи чело­ве­че­ские, кото­рую Он дал святым Своим уче­ни­кам и Апо­сто­лам, когда сказал им: «При­мите Духа Свя­того. Если кому отпу­стите грехи, отпу­стятся им, если на ком удер­жите, будут удер­жаны»; и: «Что бы вы ни свя­зали и ни раз­ре­шили на земле, будет свя­зано и раз­ре­шено и на небе­сах», и от них на нас по пре­ем­ству при­шед­шею, да подаст про­ще­ние чрез меня сми­рен­ного и этому чаду духов­ному (имя) во всем, в чем он [или: онакак чело­век согре­шил [или согре­шилапред Богом словом, или делом, или мыслию и всеми своими чув­ствами, вольно или невольно, созна­тельно или по неве­де­нию.
Если же он [или: онаока­зался [или ока­за­ласьпод запре­ще­нием или отлу­че­нием архи­ерей­ским или иерей­ским, или если про­кля­тие отца своего или матери своей навлек [или навлеклана себя, или под свое про­кля­тие подпал [или под­пала] , или нару­шил [или нару­шилаклятву, или какими-либо иными гре­хами как чело­век был связан, [или была свя­зана], но во всем том серд­цем сокру­шен­ным пока­ялся [или пока­я­лась] , и от вины во всем том и уз да раз­ре­шит его [или: её] . Все же, что по немощи есте­ства он [или оназабве­нию предал [или пре­дала], и то все да про­стит ему [или: ей] , ради чело­ве­ко­лю­бия Своего, по молит­вам пре­свя­той и пре­бла­го­сло­вен­ной Вла­ды­чицы нашей Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, святых слав­ных и все­х­валь­ных Апо­сто­лов и всех святых, аминь.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки