- Проблемы, которые порождает релятивизм
- Доказывает ли разница в обычаях разных культур отсутствие абсолютной нравственной истины?
- Цитаты о релятивизме
Релятиви́зм (от лат. relativus – относительный) в области религии и этики – это философская позиция, утверждающая, что человеческое познание субъективно, условно, что нет единой абсолютной истины, а существуют различные представления об истине (истинах), которые могут быть убедительными и приемлемыми для одних лиц и групп, но неприемлемыми для других.
Каждое из таких представлений может соотноситься с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и так далее. Это подход подчеркивает относительность моральных и религиозных доктрин и норм. Релятивизму противопоставляется абсолютизм – вера в то, что существует объективное, не зависящее от личных или культурных предпочтений добро, красота и истина.
Позиция релятивистов несовместима с христианским учением об истине, Которой является Сам Господь Иисус Христос (см.: Ин.14:6). Спаситель подчеркивал возможность познания истины: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31). Вся проповедь Иисуса Христа и апостолов построена на том, что истина существует и противление ей (или искажение ее) является тяжким преступлением. Апостол Павел пишет с осуждением о людях, которые «подавляют истину неправдой» (Рим.1:18). Однако нужно признать, что чисто человеческие суждения в области религии и этики, не подкрепленные Божественным авторитетом, не могут быть абсолютизированы.
Релятивизм опасен отрицанием принципиальных различий между добром и злом, истиной и заблуждением. Моральный релятивизм ведет к отвержению реальности греха (как нарушения норм единого, объективно существующего нравственного закона), а значит и делает бессмысленным покаяние.
Проблемы, которые порождает релятивизм
- Внутренняя противоречивость позиции. Утверждение «абсолютной истины не существует» содержит внутреннее противоречие, поскольку оно само претендует на универсальную истинность, которая не зависит от конкретной ситуации и чьих-либо предпочтений. Релятивизм одновременно отрицает существование универсальной моральной истины, и в то же время провозглашает определенные требования как универсальные (например, что «толерантность лучше нетерпимости», «каждый человек обязан признавать свободу других и их право жить так, как им хочется» и т.п.). Таким образом, релятивизм неизбежно отрицает сам себя.
- Замена одного набора моральных стандартов другим. Заявляя об относительности истины и терпимости к чужой позиции, в действительности релятивизм просто создает другой набор моральных стандартов. Например, свободные интимные отношения или возможность «смены пола» считается правом каждого человека, в то время как гомофобия и трансфобия объявляются аморальными или даже преступными позициями. Толерантность возводится в абсолютную добродетель, в то время как нетерпимость воспринимается как абсолютный порок. В действительности нередко толерантность простирается только на те убеждения релятивиста, которые он одобряет.
- Отсутствие абсолютных норм. Релятивизм утверждает, что моральные и этические нормы зависят от культурного контекста, что делает невозможным существование универсальных стандартов. Это приводит к ситуации, когда любое действие может быть оправдано в зависимости от обстоятельств. Если истина относительна, то получается, что никто не бывает неправым – даже когда он не прав. Последовательное продвижение принципов релятивизма неизбежно приведет к хаосу и катастрофическим последствиям для общества.
- Парадокс выбора. Если все мнения равнозначны, то, как можно выбрать между ними? Например, если одна культура считает убийство оправданным, а другая – недопустимым, релятивист не может предложить объективный критерий для оценки этих действий.
- Невозможность критики. Релятивизм затрудняет критику других культур или систем верований, так как любая критика может быть воспринята как попытка навязать свои нормы. Это приводит к религиозной и моральной индифферентности и отсутствию возможности для конструктивного диалога.
- Сложности в принятии решений. В ситуациях, требующих морального выбора, релятивист может столкнуться с трудностями в обосновании своих решений, так как нет четких критериев для оценки правильности или неправильности действий.
- Упрощение сложных вопросов. Релятивизм может привести к упрощению сложных моральных вопросов, так как все действия могут быть оправданы соответствующей трактовкой, что затрудняет понимание и решение реальных проблем.
Доказывает ли разница в обычаях разных культур отсутствие абсолютной нравственной истины?
Нет, не доказывает. Христиане признают реальность универсального нравственного закона, который человек может познать при помощи совести и разума. Как пишет апостол Павел, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).
Следует различать универсальный нравственный закон и конкретные обычаи, в которых он проявляется в той или иной мере. Придерживаясь одних и тех же моральных норм, люди разных культур могут иногда по разному понимать, в чем проявляется следование им. С другой стороны, некоторые обычаи нужно признать противоречащими универсальному нравственному закону и достойными осуждения, а их наличие скорее указывает на развращенные нравы конкретного человеческого сообщества (например, узаконение однополых союзов или традиция «убийств чести»).
Также люди могут ошибочно или извращенно применять универсальные нравственные нормы к конкретным ситуациям, что может приводить к трагическим последствиям. Например, большинство людей согласно в том, что невинных людей убивать нельзя. Однако понятие о том, кто виновный, а кто невинный, могут в конкретной ситуации различаться, особенно под воздействием политической пропаганды. Также могут отличаться понятия о том, кто является человеком, а кто нет (в случае с абортами).
Таким образом, можно сказать, что разница в обычаях не противоречит утверждению о существовании абсолютной нравственной истины, и может быть объяснена либо различием в понимании того как применять моральные нормы, либо извращенными нравами конкретного сообщества.
Цитаты о релятивизме
«Если хороший или лучший это термины, все значение которых определяется идеологией каждого народа, тогда, конечно, сами идеологии не могут быть лучше или хуже друг друга. Если у нас нет линейки, независимой от того, что мы измеряем, никакие измерения невозможны. По той же причине будет бессмысленным сравнивать моральные идеи разных эпох: слова прогресс или деградация будут одинаково лишены смысла».
К.С. Льюис, христианский писатель
«Разговоры о том, что объективной истины не существует, ведутся только относительно некоторых нравственных и метафизических утверждений – причем далеко не всех. Столкнувшись с ложным обвинением в преступлении, никто не скажет: Вы считаете истиной, что я преступник. Я считаю истиной, что я честный человек. У каждого свои взгляды на мироздание. Напротив, оклеветанный потребует тщательного разбирательства с целью установления истины. Сами обвинения в том, что притязания на истину ведут к конфликтам, предполагают определённые ценности. Но ценности неизбежно содержат утверждения об истине – поистине, люди должны поступать так, а не иначе».
С.Л. Худиев, православный апологет
Литература по теме
- Природа истины Энциклопедия христианской апологетики
- Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
- Исторический релятивизм и авторитет в христианском вероучении прот. Иоанн Мейендорф
- Релятивизм в Церкви и богословии митр. Иерофей (Влахос)
- Христианский ответ на вызов тоталитарного релятивизма митр. Иларион
- Критика нравственного релятивизма диакон Артемий Сильвестров
- Моральный релятивизм – популярное заблуждение нашего времени С.Л. Худиев
- Неудобная вера в истину С.Л. Худиев
Комментировать