Релятивизм

Литература по теме

Релятиви́зм (от лат. relativus – относительный) в области религии и этики – это философская позиция, утверждающая, что человеческое познание субъективно, условно, что нет единой абсолютной истины, а существуют различные представления об истине (истинах), которые могут быть убедительными и приемлемыми для одних лиц и групп, но неприемлемыми для других.

Каждое из таких представлений может соотноситься с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и так далее. Это подход подчеркивает относительность моральных и религиозных доктрин и норм. Релятивизму противопоставляется абсолютизм – вера в то, что существует объективное, не зависящее от личных или культурных предпочтений добро, красота и истина.

Позиция релятивистов несовместима с христианским учением об истине, Которой является Сам Господь Иисус Христос (см.: Ин.14:6). Спаситель подчеркивал возможность познания истины: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31). Вся проповедь Иисуса Христа и апостолов построена на том, что истина существует и противление ей (или искажение ее) является тяжким преступлением. Апостол Павел пишет с осуждением о людях, которые «подавляют истину неправдой» (Рим.1:18). Однако нужно признать, что чисто человеческие суждения в области религии и этики, не подкрепленные Божественным авторитетом, не могут быть абсолютизированы.

Релятивизм опасен отрицанием принципиальных различий между добром и злом, истиной и заблуждением. Моральный релятивизм ведет к отвержению реальности греха (как нарушения норм единого, объективно существующего нравственного закона), а значит и делает бессмысленным покаяние.

Проблемы, которые порождает релятивизм

  1. Внутренняя противоречивость позиции. Утверждение «абсолютной истины не существует» содержит внутреннее противоречие, поскольку оно само претендует на универсальную истинность, которая не зависит от конкретной ситуации и чьих-либо предпочтений. Релятивизм одновременно отрицает существование универсальной моральной истины, и в то же время провозглашает определенные требования как универсальные (например, что «толерантность лучше нетерпимости», «каждый человек обязан признавать свободу других и их право жить так, как им хочется» и т.п.). Таким образом, релятивизм неизбежно отрицает сам себя.
  2. Замена одного набора моральных стандартов другим. Заявляя об относительности истины и терпимости к чужой позиции, в действительности релятивизм просто создает другой набор моральных стандартов. Например, свободные интимные отношения или возможность «смены пола» считается правом каждого человека, в то время как гомофобия и трансфобия объявляются аморальными или даже преступными позициями. Толерантность возводится в абсолютную добродетель, в то время как нетерпимость воспринимается как абсолютный порок. В действительности нередко толерантность простирается только на те убеждения релятивиста, которые он одобряет.
  3. Отсутствие абсолютных норм. Релятивизм утверждает, что моральные и этические нормы зависят от культурного контекста, что делает невозможным существование универсальных стандартов. Это приводит к ситуации, когда любое действие может быть оправдано в зависимости от обстоятельств. Если истина относительна, то получается, что никто не бывает неправым – даже когда он не прав. Последовательное продвижение принципов релятивизма неизбежно приведет к хаосу и катастрофическим последствиям для общества.
  4. Парадокс выбора. Если все мнения равнозначны, то, как можно выбрать между ними? Например, если одна культура считает убийство оправданным, а другая – недопустимым, релятивист не может предложить объективный критерий для оценки этих действий.
  5. Невозможность критики. Релятивизм затрудняет критику других культур или систем верований, так как любая критика может быть воспринята как попытка навязать свои нормы. Это приводит к религиозной и моральной индифферентности и отсутствию возможности для конструктивного диалога.
  6. Сложности в принятии решений. В ситуациях, требующих морального выбора, релятивист может столкнуться с трудностями в обосновании своих решений, так как нет четких критериев для оценки правильности или неправильности действий.
  7. Упрощение сложных вопросов. Релятивизм может привести к упрощению сложных моральных вопросов, так как все действия могут быть оправданы соответствующей трактовкой, что затрудняет понимание и решение реальных проблем.

Доказывает ли разница в обычаях разных культур отсутствие абсолютной нравственной истины?

Нет, не доказывает. Христиане признают реальность универсального нравственного закона, который человек может познать при помощи совести и разума. Как пишет апостол Павел, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Следует различать универсальный нравственный закон и конкретные обычаи, в которых он проявляется в той или иной мере. Придерживаясь одних и тех же моральных норм, люди разных культур могут иногда по разному понимать, в чем проявляется следование им. С другой стороны, некоторые обычаи нужно признать противоречащими универсальному нравственному закону и достойными осуждения, а их наличие скорее указывает на развращенные нравы конкретного человеческого сообщества (например, узаконение однополых союзов или традиция «убийств чести»).

Также люди могут ошибочно или извращенно применять универсальные нравственные нормы к конкретным ситуациям, что может приводить к трагическим последствиям. Например, большинство людей согласно в том, что невинных людей убивать нельзя. Однако понятие о том, кто виновный, а кто невинный, могут в конкретной ситуации различаться, особенно под воздействием политической пропаганды. Также могут отличаться понятия о том, кто является человеком, а кто нет (в случае с абортами).

Таким образом, можно сказать, что разница в обычаях не противоречит утверждению о существовании абсолютной нравственной истины, и может быть объяснена либо различием в понимании того как применять моральные нормы, либо извращенными нравами конкретного сообщества.

Цитаты о релятивизме

«Если хороший или лучший это термины, все значение которых определяется идеологией каждого народа, тогда, конечно, сами идеологии не могут быть лучше или хуже друг друга. Если у нас нет линейки, независимой от того, что мы измеряем, никакие измерения невозможны. По той же причине будет бессмысленным сравнивать моральные идеи разных эпох: слова прогресс или деградация будут одинаково лишены смысла».
К.С. Льюис, христианский писатель

«Разговоры о том, что объективной истины не существует, ведутся только относительно некоторых нравственных и метафизических утверждений – причем далеко не всех. Столкнувшись с ложным обвинением в преступлении, никто не скажет: Вы считаете истиной, что я преступник. Я считаю истиной, что я честный человек. У каждого свои взгляды на мироздание. Напротив, оклеветанный потребует тщательного разбирательства с целью установления истины. Сами обвинения в том, что притязания на истину ведут к конфликтам, предполагают определённые ценности. Но ценности неизбежно содержат утверждения об истине – поистине, люди должны поступать так, а не иначе».
С.Л. Худиев, православный апологет

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka