Унижение

( Унижение 2 голоса: 5 из 5 )

Униже́ние (уничижение) — 1) умаление человека в собственных глазах или в глазах окружающих; 2) сознательное и свободное отношение человека к самому себе как к недостойному носить образ Божий, слыть причастником Его Славы и называться Его последним рабом; 3) действие, направленное на оскорбление человеческого достоинства.

Чем отличается благочестивое унижение и самоунижение от не богоугодного?

Как известно, одной из величайших христианских добродетелей является смирение. В аскетической литературе термин «смирение» нередко сопоставляется или даже сближается по содержанию с понятием «почитание себя за ничто». Собственно, почитание себя за ничто и есть внутреннее умаление, самоуничижение.

Разумеется, если человек, стремясь уподобится в смирении Христу, умаляет себя внутренним образом, это обнаруживается и внешне, сказываясь на его поведении, поступках, делах (см.: Смиренномудрие).

Благочестивое уничижение связано с правильным отношением человека к Богу и к ближним, с правильной оценкой своей роли и своего места в жизни. Святые подвижники всё, что ни совершали хорошего и доброго, приписывали Промыслу Божью, в соответствии со словами Христа (Ин.15:5). В то же время, они не искали пустого оправдания своим личным грехам, обвиняя в них, конечно, себя, зря причину в собственном нерадении и непослушании Богу. Более того, они искренне называли себя первыми грешниками, недостойными вечных Божественных благ и достойными адовых мук.

Такое отношение побуждало их к постоянному бодрствованию, духовному преобразованию, раскрытию черт образа Божия, нравственной работе над собой, над искоренением греховных привычек и недостатков. Такое унижение, в результате усердного труда, при поддержке Божественной благодати, возвышает человека не субъективно, а объективно, возвышает над всем приземленным и суетным, над злом, над грехом.

Другое дело, когда человек, унижая себя, делает это не в целях угождения Богу и не в рамках Божьего закона, а в силу неблагонамеренных причин; например: унижает себя пьянством и леностью, халатным отношением к семейным или служебным обязанностям, интригами и предательством, дурными высказываниями и поведением. Такой человек вполне может не замечать, что он унижает себя, может даже считать себя значимым и великим, но в очах Божьих он не будет казаться таким.

Не противоречит ли, априори, благочестивое самоуничижение сильной воле и сильному характеру?

Сильный характер и сильная воля может проявляться как в злых, так и в добрых делах (см.: Своеволие)

Скажем, святые пророки, движимые ревностью о Господе, не раз восставали против целого общества, обличали самых суровых и мстительных судей, царей. Разве это не требовало от них мужества и мобилизации сил? А разве апостолы и христианские мученики, терпя злобу и ненависть со стороны грубых язычников, не проявляли тем стойкую волю и стойкий характер? — Проявляли.

Слабость, обнаруживаемая в нежелании противостоять тому, чему должно, по своему глубинному смыслу не имеет ничего общего с христианскою кротостью и смирением. Её также не следует путать с христианским терпением, внешней и внутренней сдержанностью и спокойствием духа (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение ).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru