Распечатать

Божественная благодать. Истинное и ложное учение

Правильное понимание

Неправильное понимание

Что такое Божественная благодать?

Благодать Божия – действие Божие (Божественная энергия, от др.-греч. ἐνέργεια – действие, деятельность, сила, мощь), связанное с заботой Бога о мире. В более узком значении: Божественное действие, направленное на спасение, освящение, обожение человека.

Изобилие земных благ. Состояние удовлетворения, эмоциональной приподнятости.

Пример. Восклицание человека, вышедшего из бани: «эх, благодать!».

Кто из Божественных Лиц является Источником излияния благодати в мир?

Божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. В этой связи благодать Божья (как Божественное действие) нередко называется благодатью Святого Духа.

Пример: Выразить единое действие Святой Троицы можно через образ человека, в уме (образ Бога Отца) которого возникает мысль (образ Бога Сына), выражаемая голосом (образ Святого Духа).

Мы обычно говорим «он сказал», не поясняя, что сначала в уме человека возникла мысль, которую, затем, он выразил голосом. Аналогично и про Божественную благодать говорится – «благодать Святого Духа», т. к. Он является выразителем единого действия Св. Троицы.

Источником излияния благодати в мир является исключительно Святой Дух, отчего благодать Божья нередко называется благодатью Святого Духа.

Какова роль благодати в деле  преодоления человеком личной греховности?

Спасение человека осуществляется в синергии (соработничестве) Бога и человека.

Пример. Человек отрекается от суеты мира, вступает в монастырь, молится, трудится, принимает и исполняет монашеские обеты, а Бог содействует ему на его христианском, монашеском пути.

1. Роль благодати в этом деле минимальна. Главная роль принадлежит самому человеку. Если он сам захочет не грешить, то и перестанет грешить, и сделается праведным.

Подобную ересь исповедовал Пелагий.

2. Роль человека в этом деле сводится к нулю. Все, что ни делает человек доброго — дело не человека, но Божественной благодати. Если Бог хочет, чтобы человек не грешил, и оказывает на него соответствующее благодатное воздействие, тогда тот и не грешит: действие благодати неумолимо.

Подобную ересь, утрировав учение блаж. Августина о благодати, исповедуют некоторые протестантские общины.

Могут ли священные предметы аккумулировать Божественную благодать?

Священные предметы являются местами особого Божьего присутствия. Сами же по себе они не являются источниками благодати: Источником благодати является Бог.

Священные предметы могут аккумулировать Божественную благодать и, как результат, служить самостоятельными, автономными источниками Божественной благодати.

Пример: намоленные иконы, намоленные стены храмов, монастырей. 

Если цель жизни христианской — стяжать благодать Святого Духа, то следует ли из этого, что человек может накапливать в себе Божественную благодать, словно копилка?

Стяжание (обретение) благодати следует понимать так: живя по Евангелию, в соответствии с законом Божьим, человек, при содействии благодати, уподобляется Богу, духовно сближается с Богом, обоживается.

Да, следует. В этом и заключается смысл христианской жизни. Когда человек накапливает в себе благодать, она становится его собственной благодатью. Чем больше он накопит в себе благодати, тем в большей степени будет свят.

Можно ли созерцать благодать Божью?

Благодать Божья может созерцаться духовными очами веры.

Пример. Подвижники, на высших ступенях молитвенного делания, созерцают нетварный Божественный свет. Таким светом просиял Господь Иисус Христос на горе Фавор (Мф.17:1-2).

1.Благодать невозможно созерцать ни в какой форме, ни при каких условиях.

2. Благодать можно созерцать чувственно, подобно тому, как мы созерцаем солнечный свет, главное – уметь войти в особое трансовое состояние. Такие практики использовали еретики мессалиане (евхиты).

Можно ли утверждать, что со времени Сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы Он по преимуществу (перед двумя другими Божественными Лицами) действует в мире?

Нельзя. Божественное действие едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Отец и Сын и Святой Дух – не три обособленных Бога, не три обособленных Действователя, а один.

1. Можно, так как Христос вознесся превыше всех небес, а Святой Дух присутствует в Церкви непрестанно.

2. В Ветхом Завете по преимуществу действовал Бог Отец, на рубеже Заветов – Бог Сын, в Новом Завете – Дух Святой.

Что означает сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы?

Дарование Апостолам «экклезиологической благодати» (от греч. ekklêsia «Церковь» и logos «слово, учение»), т. е. благодати для строительства Земной Церкви.

Пришествие Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа – в мир.

Какой важнейший фактор для приобщения человека божественной благодати?

Чистота сердечная (Мф.5:8), искренняя вера (Мк.16:16), смиренный покаянный настрой. Кому-то и величайшая святыня принесёт мало пользы, а кому-то и неаутентичный в историческом плане священный предмет принесёт обильную благодать.

Древность храма, известность и величие святыни. Внутреннее чувство намоленности места.

В чём состоит различие благодатных даров, подаваемых в каждом из семи Церковных Таинств?

В каждом из Таинств верующие воспринимают различные действия благодати, различные дары Святого Духа.

В Крещении человек омывается от скверны греха: первородного и личных (Деян.2:38). Через Крещение он усыновляется Богу, вводится в членство Церкви Христовой, рождается новым духовным рождением (2Кор.5:17).

В Таинстве Миропомазания человек обретает дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.

В Таинстве Евхаристии христианин соединяется с Иисусом Христом (Ин.6:56), а также с ближними во Христе (1Кор.10:17). Согласно молитве святителя Василия Великого, потребление Евхаристических Даров осуществляется «во исцеле́ние, и очище́ние, и просвеще́ние, и сохране́ние, и спасе́ние, и во освяще́ние души́ и те́ла...»

В Таинстве Покаяния грешнику отпускаются грехи (совершенные после крещения) (Ин.20:22-23).

В Таинстве Священства рукополагаемому христианину преподаются такие благодатные дары, которые соответствуют принимаемому им священнослужению (дьякона, священника, епископа). Можно сказать, что в Таинстве Священства рукополагаемый освящается на особое служение в лоне Церкви.

В Таинстве Брака благословляется супружеский союз между мужем и женой (Мф.19:6), по образу союза Христа и Его Церкви.

В Таинстве Елеосвящения испрашивается благодать для исцеления телесных и душевных болезней (больной может получить исцеление, если будет угодно Богу). (Иак.5:14-15).

Причастны ли некрещённые к благодати Божьей?

По большому счёту под Божественной благодатью понимается такое действие Божье, которое направлено на поддержание бытия и развитие мира. Оно распространяется и на каждое творение в отдельности, и на мир в целом.

В более узком осмыслении под благодатью Божьей подразумевается действие Божье, направленное на спасение человека. Особым образом благодать (понимаемая в этом значении) действует на членов Церкви Христовой, живущих полнотой христианской жизни. В частности, особые дары Святого Духа преподаются верующим, когда они участвуют в церковных Таинствах. Однако и на тех людей, которые, в силу разных причин, не принадлежат к Церкви, изливается Божественная благодать (Ин.12:32). Оказываемое на них благодатное воздействие, направленное на их призвание ко спасению, призвание в Церковь, называют призывающим действием благодати.

Рейтинг@Mail.ru