Православие и католицизм

(10 голосов4.5 из 5)

См. так­же: Като­ли­че­ский Кате­хи­зис с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го богословия →

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Соблю­да­ет и про­по­ве­ду­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца; отри­ца­ет Его исхож­де­ние «и от Сына».

При­ни­ма­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца, но вме­сте с тем испо­ве­ду­ет, что Он исхо­дит «и от Сына».

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Раз­ли­ча­ет в Боге сущ­ность и энер­гии, явля­ю­щи­е­ся про­яв­ле­ни­ем сущ­но­сти. Испо­ве­ду­ет нетвар­ное про­ис­хож­де­ние Боже­ствен­ных энер­гий, про­ис­те­ка­ю­щих от Отца через Сына в Духе Святом. Счи­та­ет энер­гию Тро­и­цы твар­ной: купи­на, сла­ва, свет и огнен­ные язы­ки Пяти­де­сят­ни­цы пола­га­ют­ся ими твар­ны­ми сим­во­ла­ми, кото­рые, одна­жды заро­див­шись, затем пере­ста­ют существовать.
Опре­де­ля­ет бла­го­дать как нетвар­ное Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир, в том чис­ле — на спа­се­ние чело­ве­ка. Посред­ством бла­го­да­ти чело­век очи­ща­ет­ся от гре­ха, про­све­ща­ет­ся све­том Боже­ствен­но­го уче­ния, освя­ща­ет­ся, совер­шен­ству­ет­ся, воз­рас­та­ет воз­рас­том духовным. Счи­та­ет бла­го­дать след­стви­ем Боже­ствен­ной При­чи­ны, подоб­ным акту творения.
Любовь есть общее свой­ство трех Боже­ских Лиц. Отец, Сын и Свя­той Дух пре­бы­ва­ют в веч­ной вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щей люб­ви. Боже­ствен­ная любовь непре­стан­но изли­ва­ет­ся в мир от Отца через Сына в Духе Свя­том. В этом отно­ше­нии она интер­пре­ти­ру­ет­ся как Боже­ствен­ная энер­гия, еди­ная энер­гия всех Боже­ских Лиц. Свя­той Дух трак­ту­ет­ся как любовь (связь) меж­ду Отцом и Сыном, меж­ду Богом и людьми.
Про­слав­ля­ет вели­чие и свя­тость Божьей Мате­ри, но при этом под­чер­ки­ва­ет, что изна­чаль­но Она была при­част­на пер­во­род­но­му гре­ху, как и все люди, про­изо­шед­шие от Ада­ма и Евы, за исклю­че­ни­ем Гос­по­да Иису­са Христа. Утвер­ди­ла дог­мат о Непо­роч­ном Зача­тии Девы Марии. Это озна­ча­ет, что пер­во­род­ный грех не кос­нул­ся Мате­ри Спасителя.
При­зна­ет Все­лен­ски­ми семь Собо­ров, про­шед­ших до рас­ко­ла 1054 г. При­зна­ет Все­лен­ски­ми два­дцать один собор, в том чис­ле про­хо­див­шие после рас­ко­ла 1054 г.
Отвер­га­ет дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти папы (без­оши­боч­но­сти утвер­жде­ний в обла­сти вопро­сов веры, выска­зан­ных в офи­ци­аль­ном поряд­ке) и его гла­вен­ство над все­ми хри­сти­а­на­ми. При­зна­ёт Еди­ным Гла­вой Церк­ви Гос­по­да Иису­са Христа. Ввёл новый дог­мат, соглас­но кото­ро­му, папа, выска­зы­ва­ясь офи­ци­аль­но, обла­да­ет авто­ри­те­том непо­гре­ши­мо­сти в вопро­сах веры. Кро­ме того, папа при­зна­ёт­ся намест­ни­ком Хри­ста на земле.
При­ни­ма­ет уче­ние о мытар­ствах как о сим­во­ли­че­ски, образ­но выра­жен­ной фор­ме осу­ществ­ле­ния Част­но­го Суда, совер­ша­е­мо­го при уча­сти анге­лов и демо­нов под кон­тро­лем Выс­ше­го Судьи, в виде про­хож­де­ния душой умер­ше­го испы­та­ний на гре­хов­ность и праведность. Утвер­ди­ла дог­мат о чисти­ли­ще. В загроб­ной жиз­ни суще­ству­ет чисти­ли­ще — состо­я­ние меж­ду адом и раем. Здесь в тече­ние сро­ка, кото­рый зави­сит от важ­но­сти и коли­че­ства гре­хов, души усоп­ших тер­пят раз­но­об­раз­ные муки.
Истин­ный Совер­ши­тель всех таинств – Сам Хри­стос, свя­щен­но­слу­жи­те­ли же суть толь­ко сослу­жи­те­ли Хри­сто­вы. Напри­мер, при Кре­ще­нии Пра­во­слав­ный свя­щен­ник про­из­но­сит без­лич­но: «Кре­ща­ет­ся раб Божий…». Дру­гой при­мер: Совер­ши­те­ля­ми после­до­ва­ния Таин­ства Бра­ка явля­ют­ся епи­скоп или пре­сви­тер, испра­ши­ва­ю­щие бра­чу­ю­щим­ся у Бога бла­го­дат­ную помощь во всем и бла­го­сло­ве­ние на рож­де­ние и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей, но само Таин­ство совер­ша­ет­ся Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, Кото­рый есть един­ствен­ный Источ­ник и Раз­да­я­тель бла­го­дат­ных даров, един­ствен­ный Свя­щен­ник в под­лин­ном смыс­ле сло­ва; хри­сто­цен­трич­ны­ми по содер­жа­нию явля­ют­ся в чино­по­сле­до­ва­нии Таин­ства бра­ка апо­столь­ское и еван­гель­ское чтения. При свер­ше­нии таинств лич­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­ля при­да­ет­ся боль­шое зна­че­ние. Напри­мер, като­ли­че­ский свя­щен­ник про­из­но­сит от сво­е­го име­ни: «Кре­щаю тебя», но не от име­ни Божи­его (что толь­ко под­ра­зу­ме­ва­ет­ся). А совер­ши­те­ля­ми Таин­ства бра­ка счи­та­ют­ся сами брачующиеся.
Дей­стви­тель­ность таин­ства зави­сит от внеш­ней пра­виль­но­сти его совер­ше­ния, так­же необ­хо­ди­мо свя­щен­но­дей­ствие закон­но постав­лен­ным иерар­хи­че­ским лицом, при соблю­де­нии извест­ной опре­де­лен­ной внеш­ней фор­мы и сло­вес­ной фор­му­лы таин­ства. При этом дей­стви­тель­ность таин­ства не зави­сит от заслуг или досто­инств лиц, совер­ша­ю­щих и при­ем­лю­щих таин­ства, а необ­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми для того, что­бы дей­ствие таинств было спа­си­тель­ным, явля­ют­ся вера в таин­ство со сто­ро­ны при­ем­лю­щих таин­ство и свя­зан­ное с этим искрен­нее жела­ние при­ня­тия таинства. Для дей­стви­тель­но­сти таин­ства тре­бу­ет­ся пра­виль­ное его совер­ше­ние, а так­же наме­ре­ние совер­ши­те­ля совер­шить и наме­ре­ние при­ни­ма­ю­ще­го при­нять таин­ство. При этом, если ука­зан­ные усло­вия соблю­де­ны, таин­ство дей­ству­ет само через себя, а не через веру при­сту­па­ю­ще­го. Для дей­стви­тель­но­сти почти всех таинств вера счи­та­ет­ся необя­за­тель­ной, для это­го доста­точ­но наме­ре­ния, даже если это наме­ре­ние про­дик­то­ва­но худы­ми целями.
При­ча­ще­ние и для мирян, и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью). Широ­ко рас­про­стра­не­но при­ча­стие мирян под одним видом (Телом), а свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью).
Литур­гия совер­ша­ет­ся на квас­ном хле­бе (Просфо­ра). Мес­са совер­ша­ет­ся на прес­ном хле­бе (Гостия).
Свя­тые, про­слав­лен­ные като­ли­ка­ми уже после Вели­кой схиз­мы, не почитаются. Свя­тые, про­слав­лен­ные пра­во­слав­ны­ми после Вели­кой схиз­мы, не почитаются.
Трез­вое отно­ше­ние к мисти­че­ским прак­ти­кам. Неко­то­рые фор­мы мисти­циз­ма, при­ни­ма­е­мые в като­ли­че­стве за про­яв­ле­ние свя­то­сти, оце­ни­ва­ют­ся Пра­во­слав­ны­ми писа­те­ля­ми как фор­мы не духов­но-мисти­че­ских, а душев­ных (пси­хи­че­ских) практик. Мисти­че­ские прак­ти­ки, свя­зан­ные с уси­лен­ным пред­став­ле­ни­ем (меди­та­ци­ей) стра­да­ний Христа.
Пони­ма­ние стра­стей, как гре­хов­ных навы­ков, вошед­ших в при­выч­ку и врос­ших в душу. Стра­сти счи­та­ют­ся есте­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми или дви­же­ни­я­ми чув­ствен­но­сти, кото­рые скло­ня­ют к тому, что­бы дей­ство­вать — или без­дей­ство­вать — в соот­вет­ствии с тем, что чело­век ощу­ща­ет или вооб­ра­жа­ет как бла­гое или злое, сами по себе стра­сти ни хоро­ши, ни пло­хи. Пра­во­слав­но­му пони­ма­нию стра­сти соот­вет­ству­ет като­ли­че­ский тер­мин «порок».

-

Уче­ние об индульгенциях.
Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по алек­сан­дрий­ской пасхалии. Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по гри­го­ри­ан­ской пасхалии.

 

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти.
Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся сра­зу после таин­ства кре­ще­ния, с кото­рым объ­еди­не­но в еди­ное чинопоследование. Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся после дости­же­ния созна­тель­но­го воз­рас­та и назы­ва­ет­ся кон­фир­ма­ци­ей («утвер­жде­ни­ем»).
Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но откры­то, у аналоя. Для таин­ства испо­ве­ди широ­ко рас­про­стра­не­ны кон­фес­си­о­на­лы (испо­ве­даль­ни).
Алтарь, как пра­ви­ло, отде­лён от сред­ней части хра­ма иконостасом. В хра­мах отсут­ству­ет ико­но­стас, но может сохра­нять­ся алтар­ная преграда.
Алтарь, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ван на восток. Отступ­ле­ние от тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции алта­ря на восток зна­чи­тель­но чаще, чем в пра­во­слав­ных храмах.
В одном хра­ме на одном Пре­сто­ле может слу­жить­ся лишь одна литур­гия в день. Рас­про­стра­не­на прак­ти­ка мно­го­крат­но­го слу­же­ния мес­сы в одном хра­ме на одном Престоле.
Детей начи­на­ют при­ча­щать с младенчества. К пер­во­му при­ча­стию под­хо­дят толь­ко в воз­расте 7–8 лет.
Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант совер­ше­ния крест­но­го зна­ме­ния — трое­пер­сти­ем, свер­ху вниз, спра­ва налево. Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нён­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире — совер­ше­ние крест­но­го зна­ме­ния пятью паль­ца­ми, откры­той ладо­нью, сле­ва направо.
Цели­бат обя­за­те­лен толь­ко для монахов. Свя­щен­ник не может быть жена­тым и обя­зан перед руко­по­ло­же­ни­ем дать обет без­бра­чия (кро­ме грекокатоликов).
Боль­шая про­дол­жи­тель­ность постов и раз­ные посто­вые традиции.
Пост­ные дни — сре­да (вос­по­ми­на­ние пре­да­тель­ства Спа­си­те­ля Иудою) и пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Христовых).
Пост­ный день — пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Хри­сто­вых Иудою).
Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет шесть часов. Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет один час.
В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии музы­каль­ные инстру­мен­ты не используются. В като­ли­че­ском бого­слу­же­нии чаще все­го исполь­зу­ет­ся орган.
Воз­мож­ность вто­ро­го и тре­тье­го бра­ка для неви­нов­ной в раз­во­де стороны. Брак прин­ци­пи­аль­но нерасторжим.
Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в като­ли­че­стве: Поло­же­ния чест­ной Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и др. Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в пра­во­сла­вии: Серд­ца Иису­са, Тела и Кро­ви Хри­сто­вых, Непо­роч­но­го Серд­ца Марии и др., а так­же культ Свя­то­го име­ни Иису­са и др.
Празд­но­ва­ние вос­кре­се­нья — это не пере­нос вет­хо­за­вет­но­го суб­бот­не­го празд­ни­ка, но само­сто­я­тель­ный праздник. Вос­кре­се­нье пол­но­стью заме­ни­ло суб­бо­ту в каче­стве «Дня Господнего».
При­нят тер­мин «освя­ще­ние воды». При­нят тер­мин «бла­го­сло­ве­ние воды».
Пра­во­слав­ное духо­вен­ство, пре­иму­ще­ствен­но, носит бороду. Като­ли­че­ское духо­вен­ство, как пра­ви­ло, безбородо.
Отсут­ствие беа­ти­фи­ка­ции при при­чис­ле­нии к лику святых. При­чис­ле­ние к лику свя­тых осу­ществ­ля­ет­ся в два эта­па: беа­ти­фи­ка­ция и канонизация.
Мона­сты­ри раз­ли­ча­ют­ся лишь уставом. Като­ли­че­ское мона­ше­ство раз­де­ле­но на орде­на и конгрегации.
В оформ­ле­нии хра­мов скульп­ту­ра пред­став­ле­на незна­чи­тель­но (чаще все­го Рас­пя­тие на кануне в храме). В боль­шин­стве хра­мов есть скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, а так­же изоб­ра­же­ния сто­я­ний Спа­си­те­ля на Крест­ном пути, исполь­зу­е­мые во вре­мя бого­слу­же­ния Крест­но­го пути.
Исполь­зу­ют­ся юли­ан­ский, ново­юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский календари. Исполь­зу­ет­ся гри­го­ри­ан­ский календарь.

 

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Осно­вой всей жиз­ни явля­ет­ся Гос­подь Иисус Христос.
Веру­ю­щие стре­мят­ся жить по запо­ве­дям Христовым.
Испо­ве­ду­ют веру в Свя­тую Тро­и­цу, Бога, еди­но­го в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Име­ют апо­столь­ское преемство.
Име­ют семь цер­ков­ных Таинств.
При­зна­ют авто­ри­тет Свя­щен­но­го Писа­ния и Свя­щен­но­го Предания.
Раз­де­ля­ют общее духов­ное Пре­да­ние пер­во­го тыся­че­ле­тия христианства.
Почи­та­ют Марию, Мать Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, как Прис­но­де­ву и Богородицу.
Име­ют ряд общих свя­тых, жив­ших до Вели­ко­го Рас­ко­ла 1054 г.
Име­ют общее пред­став­ле­ние о семье.
При­зы­ва­ют каж­до­го к ува­же­нию неотъ­ем­ле­мо­го пра­ва на жизнь, не при­ем­лют абор­ты, эвта­на­зию и др. спо­со­бы умерщ­вле­ния человека.
Не при­зна­ют гомо­сек­су­аль­ные браки.
Осу­ществ­ля­ют про­по­ведь Еван­ге­лия Хри­сто­ва в совре­мен­ном мире.

 

Взаимное влияние православия и католицизма

Вли­я­ние пра­во­сла­вия на католицизм
1 При сво­ем созда­нии гре­ко­ка­то­ли­че­ские общи­ны оттал­ки­ва­лись от визан­тий­ской литур­ги­че­ской традиции.
2 Восточ­ная тра­ди­ция ока­за­ла замет­ное вли­я­ние при рефор­ми­ро­ва­нии рим­ской мес­сы после Вто­ро­го Вати­кан­ско­го собора.
3 В като­ли­че­стве ста­биль­но рас­тет инте­рес к пра­во­слав­ной иконе, образ­цы кото­рой сего­дня мож­но видеть во мно­гих латин­ских храмах.
4 Вни­ма­ние като­ли­ков в насто­я­щее вре­мя неред­ко при­вле­ка­ют рабо­ты пра­во­слав­ных богословов.
5 При­зна­ние авто­ри­те­та свя­тых, про­слав­лен­ных Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью уже после Вели­ко­го Рас­ко­ла, напри­мер: Иоанн Крон­штадт­ский, Сер­гий Радо­неж­ский, Сера­фим Саров­ский, одна­ко без про­слав­ле­ния в като­ли­че­ской церкви
Вли­я­ние като­ли­циз­ма на православие
1 Пер­во­на­чаль­но кон­цеп­ция семи таинств встре­ча­ет­ся у Пет­ра Лом­бард­ско­го (XII в.) и Тома­са Акви­на­та (XIII в.) на като­ли­че­ском западе.
2 Схо­ла­сти­ка дол­гое вре­мя была харак­тер­ной чер­той рус­ской бого­слов­ской мыс­ли, так как свт. Петр (Моги­ла), осно­вав­ший Киев­скую Духов­ную Ака­де­мию, и его кол­ле­ги полу­чи­ли обра­зо­ва­ние в като­ли­че­ских школах.
3 Пра­во­слав­ная ико­но­пись неко­то­рое вре­мя нахо­ди­лась под вли­я­ни­ем като­ли­че­ской. Это отно­сит­ся и к фор­ми­ро­ва­нию «фряж­ско­го сти­ля», и к прак­ти­че­ски пол­но­му пере­хо­ду рус­ской ико­но­пи­си в XVIII—XIX сто­ле­ти­ях на ака­де­ми­че­скую манеру.
6 Като­ли­че­ская тра­ди­ция име­ла вли­я­ние на пра­во­слав­ную хра­мо­вую архи­тек­ту­ру вре­мен Рос­сий­ской империи.
7 Под като­ли­че­ским вли­я­ни­ем воз­ник­ли неко­то­рые бого­слу­же­ния, напри­мер, пассия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки