Шестоднев

***

Шестодне́в

1) биб­лей­ское повест­во­ва­ние (Быт.1:1) — (Быт.2:3); раздел веро­уче­ния, каса­ю­щийся При­чины, исто­рии и целе­со­об­раз­но­сти шести­днев­ного Тво­ре­ния мира;

2) бого­слов­ское поня­тие, обо­зна­ча­ю­щее период созда­ния и фор­ми­ро­ва­ния мира, вклю­чав­ший шесть Дней Тво­ре­ния, начав­шийся первым и завер­шив­шийся шестым (и послед­ним) твор­че­ским Днём;

3) жанр визан­тий­ской и древ­не­рус­ской лите­ра­туры; экз­ге­ти­че­ски-апо­ло­ге­ти­че­ское сочи­не­ние, в кото­ром изла­га­ются основы хри­сти­ан­ских пред­став­ле­ний о про­ис­хож­де­нии и устрой­стве мира и опро­вер­га­ются есте­ствен­но­на­уч­ные пред­став­ле­ния язы­че­ских фило­со­фов, идущие враз­рез с хри­сти­ан­ской кос­мо­ло­гией (подроб­нее);

4) бого­слу­жеб­ная книга — сокра­щён­ный Октоих  – собра­ние вос­крес­ных служб всех гласов с при­со­еди­не­нием на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа Окто­иха.

***

Для чего пона­до­би­лось вво­дить в Пра­во­слав­ное бого­сло­вие искус­ствен­ное поня­тие «Шестод­нев»?

Соб­ственно говоря, термин «Шестод­нев» не явля­ется плодом изоб­ре­та­тель­ства отцов Церкви. В свое время его исполь­зо­вал ещё древ­ний фило­соф Филон Алек­сан­дрий­ский.

Удоб­ство этого бого­слов­ского поня­тия, вос­при­ня­того бого­сло­вием, заклю­ча­ется в том, что оно кратко и ёмко фик­си­рует и вос­про­из­во­дит идею о Тво­ре­нии как об особом едином Боже­ствен­ном дей­ствии, раз­во­ра­чи­вав­шемся в соот­вет­ствии с Его пред­веч­ными замыс­лами о мире и (в част­но­сти) чело­веке. Сам мир рас­смат­ри­ва­ется в этой связи как единая цель­ная система, а чело­век — как венец види­мого мира (Быт.1:28).

В чём состоит оши­боч­ность неко­то­рых точек зрения на Шестод­нев?

Еврей­ское слово «иом», пере­ве­ден­ное на рус­ский как «день», допус­кает трак­товку как в смысле суточ­ного пери­ода, так и пери­ода вообще (см.: Дни тво­ре­ния). В этой связи неко­то­рые святые отцы, напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, пола­гали что время тво­ре­ния мира огра­ни­чи­ва­лось шестью сут­ками. Другие отцы, в их числе бла­жен­ный Авгу­стин, выска­зы­ва­лись более осто­рожно: утвер­ждали, что нам не дано знать, какого рода были те дни. Оба эти сооб­ра­же­ния рас­смат­ри­ва­ются в рамках Пра­во­слав­ной Дог­ма­тики в каче­стве допу­сти­мых част­ных бого­слов­ских мнений (см.: Тео­ло­гу­мен).

Между тем, ряд совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей стре­мятся истол­ко­вать Шестод­нев в совер­шенно ином направ­ле­нии. В русле этого направ­ле­ния изло­жен­ный в Свя­щен­ном Писа­нии поря­док Тво­ре­ния рас­смат­ри­ва­ется как логи­че­ское, но не хро­но­ло­ги­че­ское дей­ствие: мир сотво­рен в одно мгно­ве­ние, ибо для Бога это было не трудно; стало быть и твор­че­ские Дни не суть в соб­ствен­ном смысле дни или пери­оды, а некие отдельно обри­со­ван­ные быто­пи­са­те­лем задачи, сово­куп­ность кото­рых Гос­подь реа­ли­зо­вал вне усло­вий вре­мени, разом и вдруг.

Что можно на это ска­зать? Пяти­кни­жие Моисея — Писа­ние, пред­на­зна­чен­ное для спо­соб­ство­ва­ния еди­не­ния чело­века и Бога, и сле­до­ва­тельно, адре­со­вано огром­ному коли­че­ству людей. Поэтому нет осно­ва­ний счи­тать, что будто бы Моисей зашиф­ро­вал в слове «иом» (день) и наро­чито скрыл от людей некий осо­бен­ный, чуждый их вос­при­я­тию смысл; что будто бы и повест­во­ва­ние об обу­строй­стве все­лен­ной, явно пред­став­лен­ное в Откро­ве­нии как хро­но­ло­ги­че­ский про­цесс, в дей­стви­тель­но­сти — вовсе не про­цесс. Для чего Моисею вво­дить людей в заблуж­де­ние?

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки