Символ

***

Си́мвол (греч. σύμβολον <сим­во­лон> – знак, опо­зна­ва­тель­ная при­мета) — 1) услов­ный знак или образ какого-либо лица, живот­ного, пред­мета, силы, дей­ствия, явле­ния, обще­ствен­ного дви­же­ния, поня­тия, идеи и т. п.; 2) сокра­щен­ное изло­же­ние основ­ных поло­же­ний веро­уче­ния (Символ веры).

Напри­мер, крест — символ жерт­вен­ной любви Бога к чело­веку и символ хри­сти­ан­ства.

***

Не кощун­ственно ли изоб­ра­жать без­гра­нич­ного и все­со­вер­шен­ного Бога посред­ством огра­ни­чен­ных сим­во­лов? 

Не в послед­нюю оче­редь именно в силу того, что Бог бес­пре­де­лен и, сле­до­ва­тельно, не может быть выра­жен, в полной мере, сред­ствами чело­ве­че­ской мысли, языка или изоб­ра­же­ния, Он нередко пред­став­ля­ется в образ­ной, сим­во­ли­че­ской форме. Скажем, в Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются такие сло­вес­ные образы Бога, как образ Небес­ного Царя (Ис.6:1), огня (Исх.24:17), тихого ветра (3Цар.19:12). Боже­ствен­ное дей­ствие, напри­мер, может обо­зна­чаться в сим­во­лике дес­ницы (Исх.15:6), дыха­ния (дуно­ве­ния) (Быт.2:7) и пр.

Ряд сим­во­лов, исполь­зо­ван­ных в Свя­щен­ном Писа­нии, можно встре­тить в их визу­аль­ной интер­пре­та­ции на пра­во­слав­ных иконах. Скажем, образ дес­ницы исполь­зу­ется в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда, сим­во­лика голубя — в ико­но­гра­фии Кре­ще­ния Гос­подня.

Кощун­ствен­ными «боже­ствен­ные» сим­волы бывают тогда, когда они не согла­су­ются, по тем или иным осно­ва­ниям, с бого­слов­скими, нрав­ствен­ными, кано­ни­че­скими (и иными) пред­став­ле­ни­ями Церкви.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки