Тест: Христианская символика

  • 1. Что явля­ет­ся глав­ным сим­во­лом христианства?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 2. Коли­че­ство купо­лов пра­во­слав­но­го хра­ма обыч­но сим­во­лич­но. Сколь­ко купо­лов сим­во­ли­зи­ру­ет чис­ло ангель­ских чинов?
    questfoto1291 - Тест: Христианская символика




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мно­го­об­ра­зие форм в рус­ском хра­мо­вом зод­че­стве отра­жа­ет­ся на коли­че­стве купо­лов, вен­ча­ю­щих хра­мы. Это коли­че­ство купо­лов — сим­во­лич­но. Одна гла­ва сим­во­ли­зи­ру­ет Еди­но­го Бога, три купо­ла — Свя­тую Тро­и­цу, пять купо­лов — Хри­ста и четы­рех еван­ге­ли­стов, семь глав — семь таинств Церк­ви, девять купо­лов — девять ангель­ских чинов, три­на­дцать — Хри­ста и две­на­дцать апо­сто­лов. Чис­ло глав может дохо­дить до трид­ца­ти трех, что соот­вет­ству­ет чис­лу лет зем­ной жиз­ни Спасителя.


  • 3. В древ­но­сти цвет и фор­ма гла­вок хра­ма не име­ли осо­бен­но­го зна­че­ния. Более позд­няя тра­ди­ция пред­по­ла­га­ет, что цвет гла­вок свя­зан с тем, како­му собы­тию Свя­щен­ной исто­рии или свя­то­му посвя­щен храм: Бого­ро­дич­ный или Рож­де­ствен­ский храм — голу­бые со звез­да­ми, Гос­под­ский — золо­тые. А храм с зелё­ны­ми купо­ла­ми обыч­но был посвящён:
    questfoto1292 - Тест: Христианская символика
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Свя­тая Троица
    Ком­мен­та­рий:

    Купо­ла, име­ю­щие зеле­ный цвет уста­нав­ли­ва­ли на Тро­иц­кие хра­мы т.к. зеле­ный цвет — это цвет, сим­во­ли­че­ски ука­зы­ва­ю­щий на Свя­то­го Духа. Так­же зеле­ные или сереб­ря­ные купо­ла ста­ви­ли на хра­мы, кото­рые были посвя­ще­ны святым.



  • 4. С гре­че­ско­го этот бого­слу­жеб­ный пред­мет пере­во­дит­ся как “кле­щи” и напо­ми­на­ет те кле­щи, кото­ры­ми сера­фим взял рас­ка­лен­ный уголь и кос­нул­ся уст про­ро­ка Иса­ии (Ис. 6:6). О каком пред­ме­те идёт речь? 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 5. Как в ико­но­гра­фии при­ня­то изоб­ра­жать дей­ство, про­ис­хо­дя­щее в зда­нии или пещере?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­ме­ром могут слу­жить ико­ны Тай­ной Вече­ри. Тра­пе­за Гос­по­да с уче­ни­ка­ми про­ис­хо­ди­ла в гор­ни­це, но на ико­нах обра­зы зда­ний часто быва­ют пред­став­ле­ны на зад­нем плане.


  • 6. Широ­ко изве­стен ико­но­пис­ный сюжет ико­ны Андрея Руб­лё­ва «Тро­и­ца». А смо­же­те ли вы отве­тить на вопрос, с какой целью три Анге­ла яви­лись Аврааму?
    questfoto1378 - Тест: Христианская символика




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 7. Про­об­ра­зом како­го ново­за­вет­но­го собы­тия послу­жи­ло пре­бы­ва­ние Ионы во чре­ве кита?
    questfoto1379 - Тест: Христианская символика
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­ста на тре­тий день


  • 8. Про­об­раз это­го пред­ме­та алта­ря при­сут­ство­вал в вет­хо­за­вет­ной Ски­нии. В насто­я­ще вре­мя он зна­ме­ну­ет собою семь Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, семь Все­лен­ских Собо­ров, семь даров Свя­то­го Духа (Ис.11:2–3). Назо­ви­те его.
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Семисвечник
    Ком­мен­та­рий:

    Иоанн Бого­слов видел семь све­тиль­ни­ков огнен­ных, рас­по­ло­жен­ных перед пре­сто­лом (седа­ли­щем) Все­дер­жи­те­ля. Эти све­тиль­ни­ки суть семь духов Божи­их (Откр.4:5). Осо­бый све­тиль­ник из семи вет­вей, укреп­лен­ных на одной высо­кой под­став­ке, семи­свеч­ник, явля­ет­ся при­над­леж­но­стью совре­мен­но­го пра­во­слав­но­го хра­ма. Он ста­вит­ся с восточ­ной сто­ро­ны тра­пезы перед гор­ним местом. Вет­ви све­тиль­ни­ка, чаще все­го, име­ют чашеч­ки для семи лам­пад или под­свеч­ни­ки для семи све­чей. Семи­свеч­ник зна­ме­ну­ет собою семь Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, пол­но­ту бла­го­дат­ных даров Свя­то­го Духа. Семь све­тов соот­вет­ству­ют так­же семи духам Божи­им, послан­ным во всю зем­лю (Откр.5:6), семи печа­тям таин­ствен­ной кни­ги (Откр.5:1), семи тру­бам ангель­ским (Откр.8:6), семи гро­мам (Откр.10:3–4), семи чашам гне­ва Божия (Откр.15:7), о кото­рых повест­ву­ет Откро­ве­ние Иоан­на Бого­сло­ва. Семи­свеч­ник соот­вет­ству­ет так­же семи Все­лен­ским Собо­рам, семи пери­о­дам исто­рии мира, семи цве­там раду­ги, напо­ми­на­ю­щей о Заве­те Бога с чело­ве­ком (Быт.9:16). Про­об­ра­зом хри­сти­ан­ско­го семи­свеч­ни­ка был вет­хо­за­вет­ный све­тиль­ник, рас­по­ла­гав­ший­ся в ски­нии, устро­ен­ной по Божию пове­ле­нию. Вет­хо­за­вет­ное созна­ние, одна­ко, не смог­ло глу­бо­ко про­ник­нуть в тай­ну это­го свя­щен­но­го предмета.



  • 9. Четы­ре Еван­ге­ли­ста име­ют сво­и­ми сим­во­ла­ми анге­ла, тель­ца, орла, льва. Кого сим­во­ли­зи­ру­ет орёл?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сим­во­лы рас­пре­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: ангел сим­во­ли­зи­ру­ет еван­ге­ли­ста Мат­фея, телец – Луку, лев – Мар­ка, орел – Иоанна.
    Впер­вые подоб­ное про­чте­ние тет­ра­мор­фа было пред­при­ня­то св. Ири­не­ем Лион­ским, кото­рый видел за этим рас­кры­тие раз­лич­ных аспек­тов обра­за Хри­ста в Еван­ге­ли­ях: ангел, вер­нее, живот­ное с чело­ве­че­ским лицом, озна­ча­ет при­ше­ствие Хри­ста в мир, к людям, телец сим­во­ли­зи­ру­ет Жерт­ву Хри­ста, лев – Цар­ство, орел – обла­да­ние Духом и духов­ное видение.

    Вслед за ним эти ассо­ци­а­ции раз­ви­ва­ли св. Иппо­лит, бла­жен­ный Иеро­ним, папа Гри­го­рий Вели­кий и мно­гие дру­гие бого­сло­вы. Одна­ко при­ня­тая на сего­дняш­ний день и устой­чи­вая схе­ма тол­ко­ва­ния этих сим­во­лов у само­го Ири­нея выгля­де­ла несколь­ко ина­че: ангел свя­зы­вал­ся с Мат­фе­ем, телец – с Лукой, лев – с Иоан­ном, орел – с Марком.

    Так­же тра­ди­ция свя­зы­ва­ет эти четы­ре сим­во­ла с глав­ны­ми собы­ти­я­ми в жиз­ни Хри­ста: кры­ла­тый чело­век – Его вопло­ще­ние; кры­ла­тый телец — Его смерть; кры­ла­тый лев – Его вос­кре­ше­ние и кры­ла­тый орел – Его вознесение.


  • 10. Кого из Лиц Пре­свя­той Тро­и­цы обо­зна­ча­ет древ­ней­ший хри­сти­ан­ский сим­вол — рыба?
    questfoto1545 - Тест: Христианская символика



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Рыба — один из ста­рей­ших сим­во­лов Хри­ста. Гре­че­ский экви­ва­лент сло­ва «рыба» зву­чит как «Ίχθύς» (Ихт­х­юс, или, в более позд­нем про­чте­нии, Ихтис). Бук­вы, состав­ля­ю­щие это гре­че­ское сло­во, явля­ют­ся началь­ны­ми бук­ва­ми слов, состав­ля­ю­щих выра­же­ние «Ἰησοῦς Χριστὸς θεοῦ ῾Υιὸς Σωτήρ», что озна­ча­ет: Иисус Хри­стос Сын Божий, Спа­си­тель. Вме­сте с тем с сим­во­ли­кой рыбы свя­за­но при­зва­ние Хри­стом неко­то­рых апо­сто­лов из чис­ла рыба­ков, совер­шен­ное Хри­стом чудо насы­ще­ния людей хле­бом и рыбой (Мк.6:41–42), сим­во­ли­че­ское срав­не­ние Цар­ства Небес­но­го с рыбац­ким нево­дом (Мф.13:47) и пр.


  • 11. Мин­да­ле­вид­ное сия­ние, сре­ди кото­ро­го изоб­ра­жа­ют Хри­ста и Бого­ма­терь, когда хотят пред­ста­вить их во сла­ве, называется:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 12. Корабль сим­во­ли­че­ски изображает:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Корабль изоб­ра­жа­ет Цер­ковь, кото­рая ведет веру­ю­ще­го без­опас­ным путем через штор­мо­вые вол­ны моря жиз­ни. Крест на мачте сим­во­ли­зи­ру­ет Иису­са Хри­ста, Кото­рый дает власть Церк­ви и руко­во­дит Ею.
    Уже в ран­них хри­сти­ан­ских памят­ни­ках есть ука­за­ние на то, что храм дол­жен напо­ми­нать корабль и дол­жен иметь три две­ри как ука­за­ние на Свя­тую Тро­и­цу. Образ кораб­ля, осо­бен­но Ное­ва ков­че­га, часто исполь­зу­ет­ся и по сей день для обо­зна­че­ния Церк­ви. Как Ноев ков­чег был спа­се­ни­ем от мор­ских волн, так Цер­ковь, ведо­мая Свя­тым Духом, явля­ет­ся для хри­сти­ан при­бе­жи­щем в житей­ском море. Поэто­му до сих пор «кораб­лем» назы­ва­ет­ся сре­дин­ная часть храма.

    ansfoto1547 - Тест: Христианская символика


  • 13. Две све­чи, горя­щие на Пре­сто­ле во вре­мя Боже­ствен­ной Литур­гии символизируют:
    questfoto1548 - Тест: Христианская символика



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Две све­чи на алта­ре под­чер­ки­ва­ют две при­ро­ды Хри­ста — боже­ствен­ную и человеческую.


  • 14. На какой сто­роне хра­ма нахо­дит­ся алтарь?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Алтарь, наи­бо­лее важ­ная часть хра­ма, все­гда нахо­дит­ся на восточ­ной сто­роне. Восточ­ная часть – область све­та, «стра­на живых», стра­на рай­ско­го бла­жен­ства. Поте­рян­ный нами рай был на Восто­ке, в Еде­ме (Быт. 2:8). На восток от Иеру­са­ли­ма так­же рас­по­ло­же­но место воз­не­се­ния Хри­ста. Нако­нец, при­ше­ствие буду­ще­го Цар­ства Божье­го, «вось­мой день тво­ре­ния», сим­во­ли­зи­ру­ет­ся вос­хо­дом солн­ца, восто­ком.
    «Само зда­ние долж­но быть обра­ще­но на восток. Все вме­сте, встав и обра­тив­шись к восто­ку по выхо­де огла­шен­ных и каю­щих­ся, пусть молят­ся Богу, вос­шед­ше­му на небе­са на восто­ке, в вос­по­ми­на­нии так­же о древ­нем житель­стве в раю, нахо­дя­щем­ся на восто­ке, отку­да пер­вый чело­век был изгнан за нару­ше­ние запо­ве­ди по наве­там змея».
    Апо­столь­ские постановления 


  • 15. Что сим­во­ли­зи­ру­ет нимб на ико­нах свя­тых угод­ни­ков Божиих?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нимб сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ет тай­ну Боже­ствен­но­го при­сут­ствия в пра­вед­ном чело­ве­ке. Он сви­де­тель­ству­ет о при­сут­ствии Боже­ствен­ной бла­го­да­ти, пре­об­ра­жа­ю­щей лич­ность свя­то­го, удо­сто­ве­ря­ю­щей его при­част­ность Цар­ствию Божьему.


  • 16. Бого­ро­ди­ца тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жа­ет­ся в пур­пур­ном мафо­рии, укра­шен­ном звёз­да­ми. Ука­жи­те коли­че­ство звёзд:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мафо­рий Бого­ма­те­ри изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах пре­иму­ще­ствен­но баг­ря­но­го тона, чаще пур­пур­ный (пур­пур — знак пат­ри­ци­ан­ства) с тре­мя вось­ми­ко­неч­ни­ми звез­да­ми — одна на челе, две на пле­чах, в знак Ее Прис­но­дев­ства — до, во вре­мя и после Рож­де­ства Христова.


  • 17. Какой Собор сво­им Пра­ви­лом воз­бра­ня­ет делать сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния Спа­си­те­ля – например,в виде агнца?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В этом пра­ви­ле воз­бра­ня­ет­ся делать сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния Спа­си­те­ля; посколь­ку Хри­стос вопло­тил­ся, реаль­но явил­ся на зем­ле, то и изоб­ра­же­ния Его долж­ны быть реа­ли­сти­че­ски­ми, в обра­зе чело­ве­ка, а не сим­во­ли­че­ски­ми, напри­мер, в обра­зе Агн­ца Божия или ином.
    Собор пред­пи­сы­ва­ет заме­нять сим­во­лы Вет­хо­го Заве­та и пер­вых веков пря­мым изоб­ра­же­ни­ем того, что они пре­до­бра­жа­ли, пред­пи­сы­ва­ет рас­кры­вать их смысл пото­му, что образ, кото­рый заклю­чал­ся в этих сим­во­лах, стал реаль­но­стью в вопло­ще­нии. Посколь­ку Сло­во ста­ло пло­тию и жило сре­ди нас, образ дол­жен пока­зы­вать не сим­во­ли­че­ски, а непо­сред­ствен­но то, что яви­лось на зем­ле во вре­ме­ни, что ста­ло доступ­но зре­нию, опи­са­нию, изображению.
    Итак, при­чи­на отме­ны древ­них сим­во­лов — суще­ство­ва­ние пря­мо­го обра­за, по отно­ше­нию к кото­ро­му эти сим­во­лы явля­ют­ся пере­жит­ка­ми “иудей­ской незре­ло­сти”. Пока пше­ни­ца была незре­лой, их суще­ство­ва­ние было необ­хо­ди­мо, так как они спо­соб­ство­ва­ли ее созре­ва­нию. В “зре­лой же пше­ни­це исти­ны” их роль пере­ста­ла быть стро­и­тель­ной; она ста­ла даже отри­ца­тель­ной, пото­му что сим­во­лы сни­жа­ли зна­че­ние пря­мо­го обра­за и ущерб­ля­ли его роль. Если пря­мой образ может быть заме­нен сим­во­лом, он пере­ста­ет иметь то без­услов­ное зна­че­ние, кото­рое он дол­жен иметь.
    Е. М. Скитер


  • 18. Как в пра­во­сла­вии при­ня­то кре­стить­ся в наше время?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Вна­ча­ле хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­но­го Бога – в про­ти­во­вес язы­че­ско­му мно­го­бо­жию. После Никей­ско­го Все­лен­ско­го Собо­ра (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­ше­го дог­мат о един­стве двух при­род во Хри­сте, хри­сти­ане ста­ли кре­стить­ся дву­мя пер­ста­ми. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще дву­мя пер­ста­ми, како­вой обы­чай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ере­си, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­же­но кре­стить­ся тре­мя пер­ста­ми (сим­вол тро­ич­но­сти). Но, в силу отры­ва Руси от Визан­тии, этот обы­чай не был вве­ден на Руси до Нико­на. Ста­ро­ве­ры, не зная ниче­го о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­ту­ры в Визан­тии, упор­но дер­жа­лись за дву­пер­стие», – ука­зы­ва­ет иссле­до­ва­тель С. А. Левицкий.

    Помест­ный собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1971 года  при­знал новые и ста­рые обря­ды рав­но­спа­си­тель­ны­ми для «при­дер­жи­ва­ю­щих­ся их пра­во­слав­но-веру­ю­щих хри­сти­ан», тем не менее дву­пер­стие оста­ет­ся ред­ко­стью в Пра­во­слав­ной Церкви.


  • 19. Что сим­во­ли­зи­ру­ет Крест?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Далё­ким от Церк­ви людям кажет­ся, что хри­сти­ане покло­ня­ют­ся кре­сту – ору­дию каз­ни. Это поверх­ност­ный взгляд, мы покло­ня­ем­ся кре­сту не как сим­во­лу смер­ти, а как сим­во­лу веч­ной жиз­ни – Кре­сту живо­тво­ря­ще­му – ибо Хри­стос, под­верг­ну­тый на кре­сте мучи­тель­ной каз­ни, сво­и­ми стра­да­ни­я­ми иску­пил нас от древ­не­го гре­ха и даро­вал нам жизнь веч­ную. На Кре­сте про­изо­шла не тра­ге­дия, а три­умф жиз­ни, побе­да над смертью.


  • 20. Что озна­ча­ют бук­вы МЛРБ на пра­во­слав­ном натель­ном кресте?
    Nadpisinakreste - Тест: Христианская символика
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: По-цер­ков­но­сла­вян­ски: “Место Лоб­ное Рай Бысть”; совре­мен­ный пере­вод: Гол­го­фа ста­ла Раем.


  • 21. В пра­во­слав­ном хра­ме на них при­ня­то раз­ме­щать образ Благовещения.
    Под­сказ­ка

    Пра­виль­ный ответ состо­ит из двух слов.

    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Цар­ские врата
    Ком­мен­та­рий:

    Цар­ские вра­та — образ рай­ских врат, пото­му на них и поме­ща­ют образ Бла­го­ве­ще­ния. Ведь с явле­ния архан­ге­ла Гав­ри­и­ла Бого­ма­те­ри начи­на­ет­ся ново­за­вет­ная исто­рия, исто­рия наше­го спа­се­ния, одним из след­ствий кото­ро­го ста­ло откры­тие для людей рай­ских врат. Бого­ро­ди­цу мы так и име­ну­ем в ака­фи­стах — «рай­ских две­рей отвер­зе­ние», «дверь спа­се­ния», «дверь Света».



  • 22. Что сим­во­ли­зи­ру­ет четы­рех­ко­неч­ный крест с полу­ме­ся­цем вни­зу, кото­рый неред­ко мож­но уви­деть на купо­лах пра­во­слав­ных храмов?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Крест четы­рех­ко­неч­ный с полу­кру­жи­ем в виде полу­ме­ся­ца вни­зу, где кон­цы полу­ме­ся­ца обра­ще­ны вверх, — очень древ­ний вид Кре­ста. Чаще все­го такие кре­сты ста­ви­лись и ста­вят­ся на купо­лах хра­мов. Крест и полу­кру­жие озна­ча­ют якорь спа­се­ния, якорь нашей надеж­ды, якорь упо­ко­е­ния в Небес­ном Цар­стве, что очень соот­вет­ству­ет поня­тию о хра­ме, как о кораб­ле, плы­ву­щем в Цар­ство Божие.


  • 23. Сре­ди про­чих сим­во­лов древ­не­хри­сти­ан­ской ката­комб­ной живо­пи­си выделяются:
    • Павлин
    • Голубь
    • Петух
    • Символ Святого Духа
    • Символ воскресения
    • Символ бессмертия
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!

  • 24. Лилия в ико­но­гра­фии явля­ет­ся символом:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Лилия — сим­вол чисто­ты. С лили­ей в руке на ико­нах неред­ко изоб­ра­жа­ет­ся Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца (напри­мер, ико­на «Неувя­да­е­мый Цвет»), а на иконе Бла­го­ве­ще­ния Ангел в виде зла­то­куд­ро­го юно­ши с пла­ме­не­ю­щи­ми кры­лья­ми за пле­ча­ми сле­та­ет к Деве, в его руках лилия.


  • 25. Сим­вол юно­сти и обнов­ле­ния в живо­пи­си древ­них христиан:





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Орёл с древ­ней­ших вре­мен у хри­сти­ан явля­ет­ся сим­во­лом юно­сти («Обно­вит­ся яко орля юность твоя»). Подоб­но орлу, кото­рый после линя­ния, обнов­ля­ет­ся или дела­ет­ся силь­ным, бого­из­бран­ный еврей­ский народ обно­вил­ся, собрал­ся с сила­ми в зем­ле обе­то­ва­ния после Вави­лон­ско­го пле­на. Но Свя­тые Отцы разу­ме­ют духов­ное, бла­го­дат­ное обнов­ле­ние чело­ве­ка. Св. Афан: «Бог паки­бы­ти­ем обнов­ля­ет юность нашу, как орлюю. Сим Давид ука­зу­ет нам о даро­ва­нии вос­кре­се­ния. Упо­до­бил же обнов­ля­е­мых орлу, так как орел высо­ко­пар­нее и цар­ствен­нее всех птиц и один может, не сме­жая очей, взи­рать на сол­неч­ное сияние».


  • 26. Кого или что в Пра­во­сла­вии сим­во­ли­зи­ру­ют пер­вая и послед­няя бук­вы гре­че­ско­го алфа­ви­та Аль­фа и Омега?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Аль­фа и Оме­га (ΑΩ, Αω, αω) — соче­та­ние пер­вой и послед­ней букв клас­си­че­ско­го (иони­че­ско­го) гре­че­ско­го алфа­ви­та, кото­рое явля­ет­ся наиме­но­ва­ни­ем Бога в Кни­ге Откро­ве­ния Иоан­на Бого­сло­ва, сим­во­ла­ми Бога как Нача­ла и Кон­ца все­го суще­го (Откр.1:8, 1:10–11, 22:12–13).


  • 27. Сим­во­лы Евха­ри­стии, кото­рые встре­ча­ют­ся в древ­ней хри­сти­ан­ской живописи:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вино­град­ная лоза и кор­зи­на с хле­бом явля­ют­ся сим­во­ла­ми Евха­ри­стии с пер­вых веков христианства.


  • 28. Какую фор­му име­ет крест, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий ап. Андрея Первозванного?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Андре­ев­ский крест — косой крест в фор­ме бук­вы X. По пре­да­нию, апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный был рас­пят на таком кресте.


  • 29. Сим­во­ли­че­ское име­но­ва­ние и изоб­ра­же­ние Иису­са Хри­ста в ран­ние века христианства:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Доб­рый Пас­тырь — сим­во­ли­че­ское име­но­ва­ние и изоб­ра­же­ние Иису­са Хри­ста, заим­ство­ван­ное из Вет­хо­го Заве­та (Иез.34:12; Ис.40:11; Пс.22:1) и повто­рен­ное Хри­стом в Новом Заве­те в алле­го­ри­че­ском опи­са­нии Сво­ей роли Учи­те­ля (Ин.10:11–16).


  • 30. Что сим­во­ли­зи­ру­ет орел, изоб­ра­жен­ный на орле­це — круг­лом ков­ри­ке, пости­ла­е­мом под ноги архи­ерея в опре­де­лен­ные момен­ты богослужения?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Орлец сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное состо­я­ние епи­ско­па, кото­рый, подоб­но орлу, дол­жен воз­но­сить­ся от зем­но­го к небес­но­му. Так­же озна­ча­ет епи­скоп­скую власть, напо­ми­ная обя­зан­ность архи­ерея неустан­но окорм­лять и опе­кать вве­рен­ную ему паст­ву. Духов­ный смысл орле­ца с изоб­ра­же­ни­ем горо­да и паря­ще­го над ним орла ука­зы­ва­ет преж­де все­го на выс­шее небес­ное про­ис­хож­де­ние и досто­ин­ство епи­скоп­ско­го сана и епи­скоп­ской власти.


  • 31. Моно­грам­ма име­ни Хри­ста, состо­я­щая из двух началь­ных гре­че­ских букв Χ (хи), Ρ (ро). Один из древ­ней­ших хри­сти­ан­ских символов.





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хриз­ма или хри­с­мон (Хи-Ро), ☧ — моно­грам­ма име­ни Хри­ста, кото­рая состо­ит из двух началь­ных гре­че­ских букв име­ни (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скре­щён­ных меж­ду собой. По кра­ям моно­грам­мы часто поме­ща­ют гре­че­ские бук­вы α и ω. Такое упо­треб­ле­ние этих букв вос­хо­дит к тек­сту Апо­ка­лип­си­са: «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, нача­ло и конец, гово­рит Гос­подь, Кото­рый есть и был и гря­дет, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8, 22:13).


  • 32. Кто на древ­них пра­во­слав­ных ико­нах изоб­ра­жал­ся с квад­рат­ным нимбом?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Такие изоб­ра­же­ния свя­тых, пре­иму­ще­ствен­но визан­тий­ско­го пери­о­да, мы можем уви­деть на сте­нах древ­них хра­мов. Сто­я­щие или коле­но­пре­кло­нён­ные фигу­ры с квад­рат­ны­ми ним­ба­ми нахо­дят­ся в одном ряду со свя­ты­ми, воз­ле Хри­ста или Бого­ро­ди­цы. Это бла­го­че­сти­вые люди, как духов­ные лица, так и пред­ста­ви­те­ли пра­вя­щей дина­стии, гра­до­на­чаль­ни­ки, изоб­ра­жен­ные при жиз­ни. Такой чести они удо­сто­и­лись за то, что пожерт­во­ва­ли на стро­и­тель­ство кон­крет­но­го хра­ма либо зани­ма­лись орга­ни­за­ци­ей его воз­ве­де­ния. Нимб квад­рат­ный, пото­му что в антич­ном пони­ма­нии квад­рат сим­во­ли­зи­ру­ет совер­шен­но­го, доб­ро­де­тель­но­го чело­ве­ка, достой­но­го похва­лы. Круг — сим­вол Неба, Боже­ствен­но­го мира. Квад­рат — это сим­вол зем­ли, зем­ной жиз­ни. Четы­ре вре­ме­ни года и четы­ре сто­ро­ны све­та, в каж­дой из кото­рых зву­чит про­по­ведь Еван­ге­лия. К при­ме­ру, папа Рим­ский Пас­ха­лий I (817–824) был изве­стен как мис­си­о­нер и хра­мо­зда­тель. С квад­рат­ным ним­бом он изоб­ра­жен в апси­де церк­вей Сан­та-Прас­се­де, Сан­та-Мария-ин-Дом­ни­ка и Сан­та-Чечи­лия-ин-Трасте­ве­ре. Эти моза­и­ки созда­ли бежав­шие в Рим от ико­но­бор­цев гре­че­ские худож­ни­ки-мона­хи. Жерт­во­ва­те­ля-кти­то­ра, как пра­ви­ло, изоб­ра­жа­ли с хра­мом в руках. Его фигу­ра мог­ла быть под­черк­ну­то мини­а­тюр­ной, в два-три раза мень­ше фигур святых.


  • 33. Что сим­во­ли­зи­ру­ет семи­свеч­ник, сто­я­щий на престоле?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­во­слав­ная Цер­ковь, как истин­ная наслед­ни­ца Бого­от­кро­вен­ной вет­хо­за­вет­ной рели­гии, вос­при­ня­ла семи­свеч­ник как свя­щен­ный сим­вол бла­го­дат­ных даров Свя­то­го Духа: И от пре­сто­ла исхо­ди­ли мол­нии и гро­мы и гла­сы, и семь све­тиль­ни­ков огнен­ных горе­ли перед пре­сто­лом, кото­рые суть семь духов Божи­их (Откр.4:5). Посколь­ку Таин­ства в Церк­ви совер­ша­ют­ся Духом Свя­тым, то семи­свеч­ник, постав­лен­ный меж­ду пре­сто­лом и гор­ним местом, ука­зы­ва­ет на семь цер­ков­ных таинств. Чис­ло семь зна­ме­ну­ет пол­но­ту и совер­шен­ство. Семь вет­вей све­тиль­ни­ка обо­зна­ча­ют богат­ство Боже­ствен­ной благодати.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 77%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки