Главная » Алфавитный раздел » С » Символические тексты

Символические тексты

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 3,50 из 5)

Под символи́ческими те́кстами принято понимать вероучительные документы Православной Церкви, отражающие ее догматическое учение. К символическим текстам относятся символы веры, догматические определения Вселенских соборов, правила святых Апостолов, святых отцов и поместных соборов, символические книги в виде исповеданий веры и катехизисов.

Православные символические тексты – вероучительные документы, выражающие от имени Церкви ее веру и богословское учение.

По мнению архиепископа Василия (Кривошеина), такие памятники должны соответствовать трем требованиям:

«1) Совпадение по существу рассматриваемых догматических текстов с учением слова Божия, Вселенских Соборов и святых отцов. Церковь свято хранит «веру, однажды» и раз навсегда «переданную святым» (Иуд. 3). «Последуя святым отцам», – так начинают свое знаменитое определение о вере (орос) отцы Четвертого Халкидонского Собора. Верность отцам – его основной признак. Не потому только, что они древние отцы, хотя свидетельство древности всегда ценно, а потому, что в их творениях подлинно выражена вера церковная, как ее предвещали пророки, научил Христос словом и делом, проповедали силою Духа Святого апостолы, определили Соборы, разъяснили отцы. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.» И вот эту веру должно неизменно выражать всякое православное исповедание и определение.

2) Всякий «символический текст,» достойный быть утвержденным как авторитетное выражение церковной веры, не только должен быть православным по существу, но и по формулировке, по выражению, по обоснованности должен стоять на высоте святоотеческого богословия. Святые отцы были не только исповедниками правой веры, но вместе с тем великими богословами, тонкими мыслителями, глубокими духовидцами и зрителями Божественных тайн. Тексты упадочные, неудачные по форме или выраженные в терминах, не свойственных православному преданию, бедные по богословской мысли, не могут претендовать быть признанными памятниками Православия наравне с древними вероопределениями, выражающими высокое богословие Отцов.

3) Наконец, новые тексты, хотя и должны выражать неизменную веру Церкви, «однажды переданную святым,» все же не должны быть простым повторением признанных догматических определений, ибо тогда теряется смысл их издания и провозглашения. Они должны давать тождественные по духу, ноновые по форме ответы на нововозникшие заблуждения, духовные вопросы и трудности, уточнять или пополнять то, что раньше было недосказано или недостаточно ясно выражено, ибо сам вопрос тогда еще недостаточно созрел или был уяснен в церковном сознании и не существовало еще тех лжеучений, которым нужно было бы противопоставить церковное учение. Только такие символические тексты, верные духу Православия, достаточно совершенные по форме и богословской мысли, новые по вопросам, ими разрешаемым, могут быть выделены и поставлены на одобрение будущего Вселенского Собора для провозглашения их как учительных, авторитетных и общецерковных»
Архиепископ Василий (Кривошеин) Символические тексты в Православной Церкви

См. ДОГМАТ, ВЕРОИЗЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ, ПРАВОСЛАВИЕ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru