Символические тексты

Cимволи́ческие те́ксты — веро­учи­тель­ные тексты, при­знан­ные Пра­во­слав­ной Церкви, отра­жа­ю­щие ее дог­ма­ти­че­ское учение (или его отдель­ные сто­роны) в сжатой форме. К сим­во­ли­че­ским тек­стам отно­сятся сим­волы веры, дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния Все­лен­ских собо­ров, пра­вила святых Апо­сто­лов, святых отцов и помест­ных собо­ров, сим­во­ли­че­ские книги в виде испо­ве­да­ний веры и кате­хи­зи­сов.

Пра­во­слав­ные сим­во­ли­че­ские тексты – веро­учи­тель­ные доку­менты, выра­жа­ю­щие от имени Церкви ее веру и бого­слов­ское учение.

По мнению архи­епи­скопа Васи­лия (Кри­во­ше­ина), такие памят­ники должны соот­вет­ство­вать трем тре­бо­ва­ниям:

  1. Сов­па­де­ние по суще­ству рас­смат­ри­ва­е­мых дог­ма­ти­че­ских тек­стов с уче­нием слова Божия, Все­лен­ских Собо­ров и святых отцов. Цер­ковь свято хранит «веру, одна­жды» и раз навсе­гда «пере­дан­ную святым» (Иуд. 3). «После­дуя святым отцам», – так начи­нают свое зна­ме­ни­тое опре­де­ле­ние о вере (орос) отцы Чет­вер­того Хал­ки­дон­ского Собора. Вер­ность отцам – его основ­ной при­знак. Не потому только, что они древ­ние отцы, хотя сви­де­тель­ство древ­но­сти всегда ценно, а потому, что в их тво­ре­ниях под­линно выра­жена вера цер­ков­ная, как ее пред­ве­щали про­роки, научил Хри­стос словом и делом, про­по­ве­дали силою Духа Свя­того апо­столы, опре­де­лили Соборы, разъ­яс­нили отцы. «Сия вера апо­столь­ская, сия вера оте­че­ская, сия вера пра­во­слав­ная, сия вера все­лен­ную утверди». И вот эту веру должно неиз­менно выра­жать всякое пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние и опре­де­ле­ние.
  2. Всякий «сим­во­ли­че­ский текст», достой­ный быть утвер­жден­ным как авто­ри­тет­ное выра­же­ние цер­ков­ной веры, не только должен быть пра­во­слав­ным по суще­ству, но и по фор­му­ли­ровке, по выра­же­нию, по обос­но­ван­но­сти должен стоять на высоте свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия. Святые отцы были не только испо­вед­ни­ками правой веры, но вместе с тем вели­кими бого­сло­вами, тон­кими мыс­ли­те­лями, глу­бо­кими духо­вид­цами и зри­те­лями Боже­ствен­ных тайн. Тексты упа­доч­ные, неудач­ные по форме или выра­жен­ные в тер­ми­нах, не свой­ствен­ных пра­во­слав­ному пре­да­нию, бедные по бого­слов­ской мысли, не могут пре­тен­до­вать быть при­знан­ными памят­ни­ками Пра­во­сла­вия наравне с древними веро­оп­ре­де­ле­ни­ями, выра­жа­ю­щими высо­кое бого­сло­вие Отцов.
  3. Нако­нец, новые тексты, хотя и должны выра­жать неиз­мен­ную веру Церкви, «одна­жды пере­дан­ную святым,» все же не должны быть про­стым повто­ре­нием при­знан­ных дог­ма­ти­че­ских опре­де­ле­ний, ибо тогда теря­ется смысл их изда­ния и про­воз­гла­ше­ния. Они должны давать тож­де­ствен­ные по духу, но новые по форме ответы на ново­воз­ник­шие заблуж­де­ния, духов­ные вопросы и труд­но­сти, уточ­нять или попол­нять то, что раньше было недо­ска­зано или недо­ста­точно ясно выра­жено, ибо сам вопрос тогда еще недо­ста­точно созрел или был уяснен в цер­ков­ном созна­нии и не суще­ство­вало еще тех лже­уче­ний, кото­рым нужно было бы про­ти­во­по­ста­вить цер­ков­ное учение. Только такие сим­во­ли­че­ские тексты, верные духу Пра­во­сла­вия, доста­точно совер­шен­ные по форме и бого­слов­ской мысли, новые по вопро­сам, ими раз­ре­ша­е­мым, могут быть выде­лены и постав­лены на одоб­ре­ние буду­щего Все­лен­ского Собора для про­воз­гла­ше­ния их как учи­тель­ных, авто­ри­тет­ных и обще­цер­ков­ных.

архи­епи­скоп Васи­лий (Кри­во­шеин)
Сим­во­ли­че­ские тексты в Пра­во­слав­ной Церкви

***

См. ДОГМАТ, ВЕРОИЗЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ, ПРАВОСЛАВИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки