Скуфья

Скуфья́ – голов­ной убор для повсе­днев­ного вне­бо­го­слу­жеб­ного упо­треб­ле­ния у духо­вен­ства и мона­ше­ству­ю­щих.

Слово «скуфья» про­из­во­дят от гре­че­ских слов, из кото­рых одно обо­зна­чает «покры­вало», а другое – «наряд», или от имени скифов, кото­рые, как счи­та­ется, носили подоб­ные шапки. Скуфья явля­ется вари­ан­том тафьи – голов­ного убора, упо­ми­на­е­мого в рус­ских лето­пи­сях с XVI века.

В Древ­ней Руси скуфью носили, по древ­нему обычаю Гре­че­ской Церкви, не только свя­щен­ники и диа­коны, но и низшие кли­рикичтецы. Ею при­кры­вали макушку головы, на кото­рой выстри­гался неболь­шой круг, назы­ва­е­мый гумен­цом.

Боль­шой Мос­ков­ский Собор 1666–1667 гг. опре­де­лил, что скуфьи вру­ча­ются свя­щен­ни­кам и диа­ко­нам сразу после руко­по­ло­же­ния и должны носиться посто­янно вне бого­слу­же­ния. Мос­ков­ский Собор 1675 года под­твер­дил это, повто­рив, что «про­то­пре­сви­тери и про­то­ди­а­кони, иереи же мир­стии и диа­кони дол­жен­ствуют ходити во ску­фиях, во зна­ме­ние свя­щен­ного духов­ного их чина и руко­по­ло­же­ния архи­ерей­ского, на главах же имети про­стри­жено зове­мое гуменцо немало, власы же остав­ляти по круг­ло­сти главы, еже являет тер­но­вый венец, его же носи Хри­стос».

Согласно указу Петра I от 18 декабря 1797 года бар­хат­ная фио­ле­то­вая скуфья стала почет­ной награ­дой свя­щен­ни­ков, второй после набед­рен­ника. Диа­ко­нам раз­ре­ша­лось носить черную скуфью, как в повсе­днев­ном быту, так и во время бого­слу­же­ния на откры­том воз­духе.

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви до 2004 года награ­дой для свя­щен­ни­ков из белого духо­вен­ства была также крас­ная скуфья. С 2004 года, согласно «Поло­же­нию о награ­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», правом ноше­ния чёрной скуфьи обла­дают со дня хиро­то­нии все диа­коны (вне храма) и свя­щен­ники (как в храме, так и вне храма). После награж­де­ния фио­ле­то­вой ками­лав­кой они полу­чают право ноше­ния скуфьи фио­ле­то­вого цвета.

Сего­дня в Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует три основ­ных вари­анта пошива скуфьи — рус­ский: пира­ми­даль­ный с кре­сто­об­раз­ным сводом; гре­че­ский: со склад­ча­тым плос­ким верхом; румын­ский: с плос­ким верхом и под­вёр­ну­тыми вверх полями.

Сего­дня в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мона­ше­ству­ю­щие и духо­вен­ство носят скуфью во вне­бо­го­слу­жеб­ное время, а также во время бого­слу­же­ний на откры­том воз­духе. На скуфье архи­ерея нашит неболь­шой четы­рех­ко­неч­ный крест. Скуфьи схим­ни­ков обычно имеют вышивки (кресты, рас­пя­тия, лобное место, сера­фимы, молит­во­сло­вия). В  гре­че­ской и бал­кан­ской тра­ди­циях скуфьи в насто­я­щее время прак­ти­че­ски не исполь­зу­ются, вместо них в повсе­днев­ной жизни исполь­зу­ются умень­шен­ные ками­лавки, кото­рые покры­вают только макушку головы. У ста­ро­об­ряд­цев скуфья назы­ва­ется ками­лав­кой.

Русская скуфья

Рус­ская скуфья

Греческая скуфья

Гре­че­ская скуфья

Румынская скуфья

Румын­ская скуфья

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки