Клир

Клир (от греч. κλῆρος (клирос) – отло­мок чего-либо, исполь­зо­вав­шийся в каче­стве жребия; наслед­ство, вла­де­ние (назва­ние цер­ков­ного слу­же­ния жре­бием встре­ча­ется в Св. Писа­нии (Деян. 1:17–25)) – 1) особый разряд членов Церкви — свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей; 2) сово­куп­ность пред­ста­ви­те­лей этого раз­ряда; 3) “насле­дие Божье”, свя­щен­ное собра­ние (хри­стиан) (1Пет.5:3).

Кли­рики раз­де­ля­ются на высших и низших. Высшие кли­рики – свя­щен­но­слу­жи­тели, полу­ча­ю­щие бла­го­дать свя­щен­ства чрез хиро­то­нию в алтаре. К высшим кли­ри­кам отно­сятся иерар­хи­че­ские сте­пени епи­скопа, пре­сви­тера и диа­кона, обра­зу­ю­щие свя­щен­но­на­ча­лие.

Низшие кли­рики (напри­мер, чтецы и певцы) постав­ля­ются на свое слу­же­ние чрез воз­ло­же­ние епи­скоп­ской руки (хиро­те­сию) вне алтаря, в храме. Они при­слу­жи­вают при совер­ше­нии бого­слу­же­ния в храме.

***

Состав Церкви

Все члены Церкви равны в своих воз­мож­но­стях к спа­се­нию, вхож­де­нию в Цар­ство Небес­ное. Но как и во всяком живом орга­низме, в цер­ков­ном Теле каждый член имеет свое назна­че­ние: «Дары раз­личны, но Дух один и тот же; и слу­же­ния раз­личны, а Гос­подь один и тот же», – учит апо­стол Павел (1Кор. 12:4–5). В Посла­нии к Ефе­ся­нам ска­зано:
«Он поста­вил одних Апо­сто­лами, других про­ро­ками, иных Еван­ге­ли­стами, иных пас­ты­рями и учи­те­лями, к совер­ше­нию святых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния тела Хри­стова, доколе все придем в един­ство веры и позна­ния Сына Божия, в мужа совер­шен­ного, в меру пол­ного воз­раста Хри­стова; дабы мы не были более мла­ден­цами, колеб­лю­щи­мися и увле­ка­ю­щи­мися всяким ветром учения, по лукав­ству чело­ве­ков, по хит­рому искус­ству обо­льще­ния, но истин­ною любо­вью все воз­ра­щали в Того, Кото­рый есть глава Хри­стос, из Кото­рого все тело, состав­ля­е­мое и сово­куп­ля­е­мое посред­ством всяких вза­имно скреп­ля­ю­щих связей, при дей­ствии в свою меру каж­дого члена, полу­чает при­ра­ще­ние для сози­да­ния самого себя в любви» (Ефес. 4:11–16).
Все члены Церкви раз­де­лены на два основ­ных раз­ряда. Первый разряд состав­ляют при­зван­ные Святым Духом чрез постав­ле­ние совер­шать цер­ков­ное слу­же­ние: про­по­ве­до­вать, пре­по­да­вать Таин­ства, забо­титься о внеш­нем устрой­стве храма. Это кли­рики. Второй разряд состав­ляют миряне, кото­рые тоже явля­ются участ­ни­ками цер­ков­ной жизни. Они участ­вуют и в учи­тель­стве цер­ков­ном, но лишь по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и как пра­вило, вне храма, и в бого­слу­же­нии – своими молит­вами, и в цер­ков­ном управ­ле­нии – в избра­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей, в рас­по­ря­же­нии цер­ков­ным иму­ще­ством.
Восточ­ные Пат­ри­архи в Окруж­ном посла­нии от 6 мая 1848 г. писали, что «стра­жем бла­го­че­стия» явля­ется «само Тело Церкви, то есть сам народ» . Этим они выра­зили одну из основ­ных истин пра­во­слав­ного веро­уче­ния, отли­ча­ю­ще­гося от като­ли­че­ской док­трины с ее тео­кра­ти­че­ским и кле­ри­каль­ным оттен­ком, с под­черк­ну­тым раз­де­ле­нием еди­ного Тела Церкви на две церкви: учащую и уча­щу­юся – раз­де­ле­нием, не при­ня­тым в Пра­во­сла­вии».
про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право

Посвящение в церковные степени

При­ня­тие лиц в клир и назна­че­ние их на цер­ковно-обще­ствен­ное слу­же­ние совер­ша­ется через уста­нов­лен­ное в Церкви посвя­ще­ние. Оно наде­ляет избран­ного не только извест­ными пол­но­мо­чи­ями на испол­не­ние пору­ча­е­мой ему долж­но­сти, но и особой бла­го­дат­ной помо­щью для ее отправ­ле­ния.

Церковные степени и виды посвящения

Цер­ков­ные сте­пени под­раз­де­ля­ются на два раз­ряда – высший и низший. Со сте­пе­нями пер­вого раз­ряда свя­зано право совер­шать таин­ства и пасти Цер­ковь Хри­стову; это – иерар­хи­че­ские сте­пени; посвя­ще­ние в них есть таин­ство свя­щен­ства, иначе назы­ва­е­мое руко­по­ло­же­нием или хиро­то­нией; воз­ве­ден­ные в них назы­ва­ются свя­щен­но­слу­жи­те­лями. Низший разряд вклю­чает в себя раз­лич­ные слу­жеб­ные долж­но­сти, кото­рые не дают духов­ной власти в Церкви и кото­рые, по поста­нов­ле­ниям древ­ней Церкви, явля­ются под­го­то­ви­тель­ными к иерар­хи­че­ским сте­пе­ням (нача­ток свя­щен­ства).

Посвя­ще­ние в них не при­над­ле­жит к числу таинств и состоит только в бла­го­сло­ве­нии архи­ерея, с воз­ло­же­нием его рук на посвя­ща­е­мого и молит­вой (хиро­те­сия). Назна­чен­ные на эти долж­но­сти назы­ва­ются цер­ков­но­слу­жи­те­лями, при­чет­ни­ками (т.е. при­чтен­ными к духо­вен­ству).
Глав­ных и необ­хо­ди­мых в церкви свя­щен­но­слу­жи­тель­ских сте­пе­ней три: епи­скоп­ская (архи­ерей­ская), пре­сви­тер­ская (иерей­ская) и диа­кон­ская. Полу­чив­шие пре­иму­ще­ство пер­вен­ства среди пре­сви­те­ров назы­ва­ются про­то­и­е­ре­ями и про­то­пре­сви­те­рами, а среди диа­ко­нов – про­то­ди­а­ко­нами и архи­ди­а­ко­нами. Хотя каждый, руко­по­ла­га­е­мый во 2‑ю сте­пень свя­щен­ства, про­воз­гла­ша­ется, при совер­ше­нии посвя­ще­ния, именем пре­сви­тера (а не свя­щен­ника или иерея), равно как и про­из­во­ди­мый в про­то­и­е­реи име­ну­ется при посвя­ще­нии про­то­пре­сви­те­ром, тем не менее у нас пре­сви­те­рами имеют право назы­ваться только свя­щен­ники собо­ров: при­двор­ного, мос­ков­ского Бла­го­ве­щен­ского (также при­двор­ного) и Боль­шого Успен­ского в Москве; звание же про­то­пре­сви­тера полу­чило высшее зна­че­ние, более почет­ное, чем про­то­и­е­рей­ское. Воз­ве­де­ние в эти звания также сопро­вож­да­ется особым чином посвя­ще­ния, кото­рое, впро­чем, не есть таин­ство свя­щен­ства, также как и сами эти звания не явля­ются осо­быми сте­пе­нями свя­щен­ства. К цер­ков­но­слу­жи­те­лям в древ­ней Церкви при­над­ле­жали све­ще­носцы, пара­мо­на­рии (поно­мари), чтецы, певцы, закли­на­тели и др. В насто­я­щее время при­чет­ники назы­ва­ются у нас пса­лом­щи­ками. Суще­ствует еще сте­пень ипо­ди­а­кона (у нас – только при архи­ерей­ских кафед­рах); хотя она при­над­ле­жит к цер­ковно-слу­жи­тель­ским по посвя­ще­нию, но наши законы при­рав­ни­вают ипо­ди­а­ко­нов, в части их личных граж­дан­ских прав, к свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Сами же цер­ков­ные каноны тре­буют от ипо­ди­а­ко­нов таких же усло­вий посвя­ще­ния и образа жизни, как и от диа­ко­нов».
про­то­и­е­рей В.Г. Певцов. Лекции по цер­ков­ному праву.

***

См. ИЕРАРХИЯ, СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, ХИРОТОНИЯ, ДИАКОН, ПРЕСВИТЕРЕПИСКОП, АРХИЕПИСКОП, МИТРОПОЛИТ, ПАТРИАРХ, ЭКЗАРХ, ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки