Состояние духовное

***

Состоя́ние духо́вное — 1) рели­ги­озно-нрав­ствен­ное рас­по­ло­же­ние духа; 2) уро­вень готов­но­сти чело­века к вос­при­я­тию Боже­ствен­ной бла­го­дати, уро­вень жела­ния и готов­но­сти сле­до­вать Боже­ствен­ной воле; 3) сте­пень бли­зо­сти чело­века к Богу; 4) внут­рен­нее состо­я­ние духов­ного чело­века, про­ти­во­по­став­ля­е­мого плот­скому чело­веку.

***

Можно ли утверждать априори, что чем выше положение христианина в церковной иерархии, тем выше его духовное состояние?

Из книги Деяний Святых Апо­сто­лов известно, что в ранний период суще­ство­ва­ния Церкви даже и диа­коны изби­ра­лись из лучших, мудрых, испол­нен­ных Духом людей (Деян.6:3). Уже даже только этим под­ра­зу­ме­ва­лось, что во свя­щен­ни­ков над­ле­жало посвя­щать лучших из лучших.

Однако исто­рия суще­ство­ва­ния и раз­ви­тия Церкви сви­де­тель­ствует, что далеко не всегда при­част­ность того или иного чело­века к свя­щен­ству была сопря­жена с высо­кой пре­дан­но­стью Богу, высо­кой само­от­да­чей и жерт­вен­но­стью, доб­ро­де­тель­но­стью, нрав­ствен­ной чисто­той.

Исто­рия знает мно­же­ство свя­щен­ни­ков-ере­ти­ков, мно­же­ство епи­ско­пов и даже пат­ри­ар­хов, не отве­чав­ших званию «доб­рого пас­тыря» (как то: Дио­скор, Кир Алек­сан­дрий­ский, Сергий Кон­стан­ти­но­поль­ский, Рим­ский папа Гоно­рий…).

И это не уди­ви­тельно: бла­го­дать свя­щен­ства не дей­ствует на чело­века меха­ни­че­ски и не делает его авто­ма­ти­че­ски святым и совер­шен­ным. Что и гово­рить, если даже один из две­на­дцати бли­жай­ших уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа сде­лался пре­да­те­лем и само­убий­цей (см.: Иуда Иска­риот). В то же время Церкви известно огром­ное коли­че­ство «про­стых» мона­хов и мирян, про­сла­вив­ших Бога на земле.

Можно ли, достигнув высокого духовного состояния, утратить его?

Высо­кое духов­ное состо­я­ние чело­века, живу­щего земной жизнью, не явля­ется без­услов­ным, раз и навсе­гда при­об­ре­тён­ным рас­по­ло­же­нием духа, не утра­чи­ва­е­мым дости­же­нием. Как не святой, так и святой чело­век, будучи нрав­ственно сво­бод­ным, не лиша­ется воз­мож­но­сти гре­шить (1Ин.1:8). Эта идея хорошо пред­став­лена на Пра­во­слав­ных иконах типа «Лествица…», где под­ни­ма­ю­щи­еся по сту­пе­ням люди, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие пра­вед­ни­ков, падают, уязв­ля­е­мые демо­нами, как с малых высот, так и с боль­ших.

Раз­во­рот ко греху совер­шенно немыс­лим только для тех Божьих угод­ни­ков, кото­рые, прожив земную жизнь, удо­ста­и­ва­ются на Част­ном Суде пре­бы­ва­ния в Цар­стве Небес­ном.

***

См. ВОЗРАСТ ДУХОВНЫЙ, БЛАГОДАТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки