Свете Тихий

Про­слу­шать:

***

Све́те Ти́хий (греч. Φῶς Ἱλαρόν) – неиз­ме­ня­е­мое пес­но­пе­ние вечерни, про­слав­ля­ю­щее Спа­си­теля Гос­пода Иисуса Христа, явив­шего чело­ве­че­ству Тихий Свет Боже­ствен­ной Славы Своего Небес­ного Отца. По Уставу этот текст должно не петь, а должен читать пред­сто­я­тель.

Гре­че­ский текст: Φῶς ἱλαρὸν ἁγίας δόξης ἀθανάτου Πατρός, οὐρανίου, ἁγίου, μάκαρος, Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλθόντες ἐπὶ τὴν ἡλίου δύσιν, ἰδόντες φῶς ἐσπερινόν, ὑμνοῦμεν Πατέρα, Υἱόν, καὶ ἅγιον Πνεῦμα, Θεόν. Ἄξιόν σε ἐν πᾶσι καιροῖς ὑμνεῖσθαι φωναῖς αἰσίαις, Υἱὲ Θεοῦ, ζωὴν ὁ διδούς· διὸ ὁ κόσμος σὲ δοξάζει.

Цер­ков­но­сла­вян­ский текст: «Свете Тихий святыя Славы Без­смерт­наго Отца Небес­наго, Свя­таго Бла­жен­наго, Иисусе Христе, при­шедше на запад солнца, видевше свет вечер­ний, поем Отца, Сына и Свя­таго Духа Бога. Достоин еси во вся вре­мена пет быти гласы пре­по­доб­ными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

Пере­вод: Свет отрад­ный святой славы бес­смерт­ного Отца Небес­ного, свя­того, бла­жен­ного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечер­ний, вос­пе­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа, Бога. Достойно Тебя во все вре­мена вос­пе­вать голо­сами счаст­ли­выми, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мiр Тебя славит.

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий († 379) упо­ми­нает об этой песне в своей книге «О Святом Духе к Амфи­ло­хию» (глава 29): Отцам нашим забла­го­рас­су­ди­лось не в мол­ча­нии при­ни­мать бла­го­дать вечер­него света, но при явле­нии его немед­ленно бла­го­да­рить. И не можем ска­зать, кто винов­ник сих рече­ний све­тиль­нич­ного бла­го­да­ре­ния, по край­ней мере народ воз­гла­шает древ­нюю песнь, и никто не при­зна­вал нече­ству­ю­щими тех, кото­рые про­из­но­сят: «хвалим Отца и Сына и Свя­таго Духа Божия». А если кому известна и песнь Афи­но­гена, кото­рую он вместо предо­хра­ни­тель­ного вра­чев­ства оста­вил уче­ни­кам своим, когда сам поспе­шал уже ко все­со­жже­нию; то он знает, какое мнение о Духе имели муче­ники.

***

«За сти­хи­рами на Гос­поди воз­звах как бы в каче­стве заклю­чи­тель­ной сти­хиры сле­дует песнь «Свете Тихий», назван­ная в греч. Часо­слове «Све­тиль­нич­ное (έπιλύχνιος) бла­го­да­ре­ние» и соеди­ня­ю­щая с про­сто­тою древ­не­хри­сти­ан­скую глу­бину и силу чув­ства. Песнь заклю­чает в себе вызы­ва­е­мое появ­ле­нием вечер­него света и бла­го­дар­но­стью за дожи­тие до него про­слав­ле­ние чрез Христа Св. Троицы и Его Самого. Она рас­па­да­ется на три до того само­сто­я­тель­ные части, что их можно рас­смат­ри­вать как три отдель­ные песни.

  1. Свете тихий (Φως ίλαρόν по-гре­че­ски может быть и име­ни­тель­ный ска­зу­е­мого: Ты, Христе, свет; «Тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестер­пи­мой для нас греш­ных) Без­смерт­наго (в про­ти­во­по­лож­ность закату сол­неч­ному и исто­ща­нию Христа в крест­ной смерти) Отца Небес­наго (откуда и види­мый свет) Свя­таго, Бла­жен­наго (два глав­ные друг с другом свя­зан­ные свой­ства жизни Божией), Иисусе Христе (Хри­стос как Сын чело­ве­че­ский).
  2. При­шедше на запад солнца (доживши до заката), Видевше свет вечер­ний, поем, ύμνοΰμεν (в бла­го­дар­ность за это) Отца, Сына и Свя­таго Духа Бога. (Тро­ич­ная песнь, за кото­рой поем уже «песнь Христу как Богу»).
  3. Достоин еси во вся вре­мена (не только вече­ром) пет быти гласы пре­по­доб­ными (более наших под­хо­дя­щими; греч. αίσίαις, бла­жен­ными), Сыне Божий, живот даяй; темже (бла­го­дар­ный) мир Тя славит (в нек. ркп. εορτάζει – празд­нует Тебе). Таким обра­зом, песнь про­дол­жает мысли Бого­ро­дична (дог­ма­тика) и сло­вами изоб­ра­жает без­глас­ные дей­ствия входа.

Свете Тихий, наряду с вели­ким сла­во­сло­вием и Спо­доби Гос­поди, – древ­ней­шая хри­сти­ан­ская песнь. Она при­во­дится в Алек­сан­дрий­ском кодексе Библии V в. Это типич­ная Хри­сто­ло­гия II-III веков. О древ­но­сти ее сви­де­тель­ствует и то, что она поте­ряла имя автора. … Для Свете Тихий назы­вают двух авто­ров: нынеш­ний гре­че­ский Часо­слов над­пи­сы­вает эту песнь: «тво­ре­ние древ­нее (намек на древ­нюю ано­ним­ность) или, как неко­то­рые гово­рят, Афи­но­гена муче­ника» (еп. Сева­стий­ского в Арме­нии – 311 г. или другой), причем дела­ется ссылка (в при­ме­ча­нии): «Васи­лий Вел. 29 гл. о Духе Святом».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич

***

См. ИИСУС ХРИ­СТОС, СВЯТАЯ ТРОИЦА, БОГО­СЛУ­ЖЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки