Богородичен

Богоро́дичен — пес­но­пе­ние в честь Бого­ро­дицы, вхо­дя­щее в состав цер­ков­ных служб; раз­ли­ча­ются между собой не только содер­жа­нием, но и местом в составе суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого бого­слу­жеб­ных кругов.

В «Зеле­ных Минеях» и в Ирмо­ло­гии неко­то­рые бого­ро­дичны поме­щены в 4 при­ло­же­ния и рас­пре­де­лены по гласам:

  1. Бого­ро­дичны, пое́мые после стихир в вос­крес­ные и неко­то­рые празд­нич­ные дни — взяты из вос­крес­ной службы Окто­иха (дог­ма­тики и бого­ро­дичны после сти­хов­ных стихир).
  2. Бого­ро­дичны, поемые после стихир в будние дни (здесь ука­зы­ва­ются дни сед­мицы). В Окто­ихе — это бого­ро­дичны после сти­хов­ных стихир вечерни и утрени соот­вет­ству­ю­щих дней.
  3. Бого­ро­дичны, поемые после тро­па­рей (отпу­сти­тель­ные) в вос­крес­ные и неко­то­рые празд­нич­ные дни. В Окто­ихе — это бого­ро­дичны вели­кой вечерни после вос­крес­ного тро­паря соот­вет­ству­ю­щего гласа. Также они при­во­дятся в Типи­коне (глава 53).
  4. Бого­ро­дичны, поемые после тро­па­рей (отпу­сти­тель­ные) в буд­нич­ные дни (от мень­ших — здесь ука­зы­ва­ются дни сед­мицы). В Типи­коне из них состоит вся глава 57.

Особую группу бого­ро­дич­ных состав­ляют бого­ро­дичны дог­ма­тики, кратко изла­га­ю­щие пред­став­лен­ные в них дог­ма­ти­че­ские истины, испо­ве­ду­е­мые и хра­ни­мые Цер­ко­вью, а также кре­сто­бо­го­ро­дичны, отра­жа­ю­щие скорбь и плач Бого­ма­тери при Кресте с рас­пя­тым на нём Иску­пи­те­лем, Её Сыном.

Без Бого­ро­дич­ных читаются/поются только тро­пари Гос­поду и Бого­ро­дице. Тро­парь (а также седа­лен, све­ти­лен) свя­того всегда покры­ва­ется Бого­ро­дич­ным. Только в Неделю пра­о­тец тро­парь без Бого­ро­дична; можно счи­тать это исклю­че­нием.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки