Тихость

Ти́хость (греч. ἐπιείκεια (эпи­эй­кейа) — снис­хо­ди­тель­ность, кро­тость, гуман­ность) — 1) наиме­но­ва­ние одной из форм про­яв­ле­ния Бога, как Про­мыс­ли­теля, по отно­ше­нию к Своему тво­ре­нию, соот­вет­ству­ю­щее по содер­жа­нию форме «снис­хо­ди­тель­ность» (Вар.2:27); 2) — биб­лей­ское поня­тие, обо­зна­ча­ю­щее одно из качеств и форм пове­де­ния Гос­пода Иисуса Христа, адек­ват­ное поня­тию «снис­хо­ди­тель­ность» (2Кор.10:1); 3) (от греч. νήπιος (нетиос) — него­во­ря­щий, дитя) крот­кое пове­де­ние (1Фес.2:7).

***

Как соот­но­сятся между собой тихость и гнев Божий?

Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно пред­став­ляет нам Гос­пода гне­ва­ю­щимся на без­за­кон­ни­ков (Исх.15:7) и даже на избран­ных (Исх.4:14), сооб­щает о вине ярости Божьей, о чашах гнева Божия (Откр.14:10).

Исто­рия Вет­хого Завета содер­жит при­меры уни­что­же­ния, по воле Гос­под­ней, горо­дов (Быт.19:24) и наро­дов (Быт.7:10–21).

При бук­валь­ном осмыс­ле­нии этих сви­де­тельств у чита­теля, незна­ко­мого с веро­уче­нием Церкви, может сло­житься впе­чат­ле­ние, будто Бог и дей­стви­тельно бывает под­вер­жен при­сту­пам гнева и ярости.

Во втором веке, под непра­виль­ным впе­чат­ле­нием от подоб­ного рода биб­лей­ских сви­де­тельств, еретик Мар­кион дерз­нул сочи­нить и озву­чить учение о двух богах: 1) о боге, с чьим опи­са­нием мы стал­ки­ва­емся на стра­ни­цах Книг Вет­хого Завета, злом и ковар­ном; 2) и о боге — отце Иисуса Христа. Настолько непра­вильно он рас­су­дил о дей­ствиях Еди­ного Бога, опи­сан­ных в Ветхом и Новом Заве­тах.

Как же мы должны пони­мать ука­за­ния Библии о гне­ва­ю­щимся Боге, и как должны соот­но­сить их с ука­за­ни­ями о том, что Бог — благ, мило­сер­ден, что Он, нако­нец, есть любовь (1Ин.4:8)? Может быть время от вре­мени Бог изме­ня­ется: иногда про­яв­ляет Свою тихость, а иногда — ярость и гнев? Отнюдь.

Бог всегда Себе равен; Он — неиз­ме­нен (Мал.3:6). Выра­же­ния типа «Бог гне­ва­ется», «изли­вает Свою ярость на греш­ни­ков» нельзя пони­мать бук­вально, так, будто Бог пере­жи­вает смену эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний. Все эти выра­же­ния отно­сятся к фор­мату антро­по­морф­ного языка, образно пред­став­ля­ю­щие реак­цию неиз­ме­ня­е­мого Бога на грех.

Любое дей­ствие Божье отра­жает всю пол­ноту Боже­ствен­ных совер­шенств, пол­ноту Его сущ­ност­ных свойств, и такого как спра­вед­ли­вость, и таких как бла­гость, мило­сер­дие, любовь.

Нака­зы­вая греш­ника, чему и соот­вет­ствует биб­лей­ское «гнев», Бог дей­ствует и мило­сердно, и чело­ве­ко­лю­биво. Прежде, чем его нака­зать, Он про­яв­ляет дол­го­тер­пе­ние, давая греш­нику воз­мож­ность пока­яться, то есть как бы не гне­ва­ется. Такая форма про­яв­ле­ния Бога в мире, по отно­ше­нию к греш­нику, и может быть названа «тихо­стью». Повто­рим, и «гне­ва­ясь», и «не гне­ва­ясь» Бог — всегда Тот же.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки