Толерантность

Литература по теме

Толера́нтность (от лат. tolerantia – терпимость) – многозначное понятие (например, в медицине – способность организма переносить неблагоприятное влияние каких-либо факторов, в фармакологии – адаптация организма к воздействию на него определенных лекарств; в биохимии – способность организмов привыкать к ядам). Наиболее часто понятие «толерантность» употребляется в социологии, публицистике, обиходной речи в значении терпимости к какому-либо иному мировоззрению, форме поведения, образу жизни, обычаям или точке зрения. Между тем, довольно часто под толерантностью подразумевается терпимость к таким реалиям, которые с точки зрения представителей определенных верований и культур оцениваются как зло. Например, многие европейцы толерантно относятся к пропаганде ЛГБТ-движений, к практике сексуального «воспитания» детей в раннем возрасте, к пропаганде идей о нормальности и естественности смены пола несовершеннолетними детьми, к распространению практики однополых «браков» и пр. Ясно, что с позиции христианина такая форма толерантности может быть осмыслена как терпимость к проявлению зла.

Толерантность помимо узко социального значения имеет и межкультурное измерение. Оно отражено в определении понятия, которое дается в Философском энциклопедическом словаре: «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»1. Таким образом, толерантность это в том числе и терпимость к проявлениям иных культур, религий. При этом под толерантностью не подразумевается снисхождение или потворство к преступности и противоправным действиям, а также терпимости к социальной несправедливости или отказу от своих собственных убеждений.

Итак, в определенных контекстах синонимом термина «толерантность», помимо термина «терпимость», может выступать термин «безразличие». В свою очередь (в определенных контекстах) антонимами термина «толерантность» могут выступать: «нетерпимость», «ханжество». Понятие «толерантность» вошло в академический оборот в XVIII в. В российской печати понятие встречается с середины XIX в. До этого использовалось и применялось понятие «терпимость» в значении терпения по отношению к кому-либо из милосердия или снисхождения. Во время советского периода понятие «толерантность», как правило, не использовалось в печати в социологическом смысле слова и вновь появилось в российской печати лишь в 90‑х гг. XX в.

Толерантность в международном и российском праве

Поскольку, как сказано выше, в отечественной печати до 90‑х гг. XX в. аналогом термина «толерантность» нередко выступал термин «терпимость», ниже, при перечислении основных международных актов, мы будем использовать эти термины как полностью синонимичные.

Определение понятия «толерантность» («терпимость») содержится в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи…» (в английском тексте: «to practice tolerance»)2. Также 16 ноября 1995 года государствами — членами ЮНЕСКО была принята «Декларации принципов терпимости (толерантности)». В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 5195, провозгласившая 16 ноября Международным днем терпимости (толерантности)3. Именно Декларация принципов терпимости в первой статье (пункты 1.1. – 1.3.) содержит одно из наиболее полных и исчерпывающих определений толерантности: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. <…> Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

<…> Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека»4.

В Конституции РФ отсутствуют понятия «толерантность» или «терпимость». В социологическом смысле понятие встречается во многих законодательных документах, подзаконных актах, официальных письмах и пр. документах государственного делопроизводства. Например, в Распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 №1756‑р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в пункте 1.1. «Российское образование и тенденции мирового развития» третий абзац содержит следующую информацию: «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности»5. В Распоряжении Правительства РФ от 27.09.2010 №1617‑р (ред. от 15.08.2018) «Об одобрении программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года» описывается будущее университета в результате реализации программы его развития: «Московский университет станет главным центром социокультурного развития России, демонстрируя обществу успешные модели адаптации к новому историческому этапу с сохранением традиционных мировоззренческих основ и культурной идентичности, на основе принципов межнациональной и межрелигиозной толерантности»6.

Таким образом можно говорить, что сам термин «толерантность» успел получить устойчивое употребление в российском праве. Также можно говорить о рецепции понятия в его международном измерении: например, в российских государственных документах, (в Законе Санкт-Петербурга от 26.10.2005 №555–78 (ред. от 30.06.2022) «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге») Международный день толерантности является официальным праздником города (под номером 41–1).

Дискуссии о толерантности

Сторонники толерантности как явления (в международном и национальном праве, в повседневной культуре), как правило, критикуют современные им государственные органы и общественные организации за «недостаток» / «дефицит» толерантности / терпимости в обществе, и ратуют за ее увеличение. Под этим подразумевается применение таких социальных инструментов, как «инклюзия» и «позитивная дескриминация» (англ. affirmative action). Сторонники толерантности предполагают, что массовая публичная демонстрация тех или иных особенностей тех или иных групп населения и увеличение привилегий для этих групп (например, квотирование мест в образовательных учреждениях для этнических и/или сексуальных меньшинств) будет способствовать более терпимому к ним отношению.

Противники толерантности считают, что в современном обществе присутствует переизбыток толерантности. Они указывают на то, что термин используется как эвфемизм для сокрытия негативных явлений, потворства порокам, оправдания нигилизма и отказа от традиционных ценностей. С открытой критикой понятия «толерантность» выступали в том числе и церковные иерархи: см. напр..: «Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации» от 10 февраля 2009 года7.

Толерантность в православной традиции

В православной традиции существует четкое различение толерантности и терпимости.

Терпимость – это результат развития и применения в жизни добродетели терпения. Терпение же является одним из способом подражания Самому Христу.

При этом уже в отдельно разбиралось применение понятия «терпимость» в том значении, в котором позднее стал использоваться термин «толерантность»: например свт. Филарет Московский различал терпимость как форму допущения / снисхождения и терпимость как форму согласия со грехом (последняя определялась самим владыкой как чрезмерная терпимость): «Терпимость значит не согласие на все обращения, не признание ересей, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благодати, квакер ли это или еврей, — гернгутер или мусульманин, папежник или язычник»8, и в другом месте: «Провозглашение веротерпимости не много обещает для соединения восточной и западной церквей. Российская Церковь имеет много терпимости; но это не ведет к соединению, по нетерпимости другой стороны, и по существу несогласия. Избыток терпимости с нашей стороны не ослабляет ли даже нашу твердость против настоятельности противной стороны?»9.

«Толерантность» в практике обыденного словоупотребления, часто воспринимается православными верующими как терпимость даже и по отношению к тем реалиям, которые пагубно воздействуют на нравственное состояние конкретных людей, целых сообществ и обществ, способствуя распространению зла. Типичным примером такого понимания толерантности, и, как следствие, резко негативного отношения к ней является упомянутое выше «Открытое письмо» епископа Пермского и Соликамского Иринарха: «Таким образом, вместе с навязываемыми нам заморскими принципами толерантности в сознание российского общества пытаются внедрить готовность беспрекословно признавать и принимать противоречащие нашим христианским принципам убеждения и взгляды, которые отличаются от наших собственных и никогда нами не разделялись и не одобрялись»10.

Заметим, что одно из базовых для Православия понятий — «грех» отсутствует в современном светском Западном дискурсе. Это неизбежно приводит к конфликту в связи с определением границ того, что можно считать приемлемыми.

В православной традиции, конечно же, присутствует уважение к разнообразию человеческих культур. Однако Церковь не готова индифферентно относится, а тем более благословлять стремление людей к греху, разврату и страстям, приводящим человека и общество к гибели.

Цитаты о толерантности

«Терпимость значит… не признание ересей, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благости, квакер ли это или еврей, – гернгутер или мусульманин, папежник или язычник».
св. Филарет Московский

«Вам позволено быть верующим, но лишь в том случае, если вы не вторгаетесь к другим с утверждением, что ваша вера — единственно истинная. Или еще жестче: вы можете быть верующим настолько, насколько молчите о том, что современные поведенческие нормы с точки зрения вашей религии являются неприемлемыми и греховными. Сейчас это ярко проявляется в области семейных и гендерных отношений, но не только. То, что ныне называется толерантностью, для христиан в значительной мере являлось бы вероотступничеством, если бы они принимали это явление до конца».
протоиерей Максим Козлов


Примечания:

1 Памятка по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов. Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга.

2 Устав Организации Объединенных Наций. Сайт ООН.

3 Official Documents System of the United Nations

4 Декларация принципов терпимости. Сайт ООН.

5 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756‑р <О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года>. Сайт «КонсультантПлюс».

6 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756‑р <О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года> Сайт «КонсультантПлюс».

7 Открытое письмо eпископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации. Сайт «Православие.ru».

8 Собрание мнении и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковка-государственным вопросам. М., 1886, Т. 4, С. 557–558.

9 Там же, Т. 3, СПб. 1885, с. 296.

10 См. выше пункт 7.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки