Троица

Оглав­ле­ние


trinity2 trinity5
trinity3 trinity4

Во что хри­сти­ане верят отно­си­тельно Святой Троицы?

Говоря самыми про­стыми сло­вами, хри­сти­ане верят, что есть только один Бог, и этот Бог суще­ствует в трех Лич­но­стях (Лицах). Эти три Лич­но­сти – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

trinity1

Неко­то­рые хри­сти­ане исполь­зуют для объ­яс­не­ния Троицы эту диа­грамму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Лич­но­сти. Лич­но­сти отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсо­лютно совер­шен­ное боже­ствен­ное Суще­ство в трех Лич­но­стях. Мы назы­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа Лич­но­стями, поскольку они обла­дают лич­ност­ными свой­ствами. Между ними суще­ствуют лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Как известно из исто­рии, Феофил, шестой епи­скоп Антио­хии Сирий­ской, первым упо­тре­бил слово «Троица» в своей работе «Против Авто­лика» (168 г. н. э.)

Когда хри­сти­ане гово­рят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Лич­но­сти в трех Богах.

Они верят в одного Бога, позна­ва­е­мого в трех Лич­но­стях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

Библия ясно гово­рит, что есть только один Бог, но все три Лич­но­сти име­ну­ются Богом.

Есть только один Бог:

  • Слушай, Изра­иль: Гос­подь Бог наш, Гос­подь един есть (Втор.6:4).
  • Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис.43:10)

Отец – Бог:

  • Бла­го­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Гос­пода Иисуса Христа (2Фес.1:2).

Сын – Бог:

  • …Слово было Бог (Ин.1:1–5,14). Иисус име­ну­ется Словом.
  • Я и Отец одно (Ин.10:30–33).
  • Фома, ученик Иисуса, обра­тился к Нему: «Гос­подь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Иисус не упрек­нул Фому в ошибке. Наобо­рот, Иисус принял это обра­ще­ние. Другие люди в Писа­нии, напри­мер Павел и Вар­нава (Деян.14), запре­щали людям покло­няться им как богам.

  • А о Сыне: «пре­стол Твой, Боже, в век века; жезл цар­ствия Твоего – жезл правоты…» (Евр.1:8).
  • Посему и Бог пре­воз­нес Его и дал Ему имя выше вся­кого имени, дабы пред именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено небес­ных, земных и пре­ис­под­них, и всякий язык испо­ве­дал, что Гос­подь Иисус Хри­стос в славу Бога Отца (Фил.2:9–11).

Павел, автор Посла­ния к филип­пий­цам, гово­рит об Иисусе то, что Ис.45:23 гово­рит о Гос­поде (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Гос­подь, тот самый Гос­подь Бог Вет­хого Завета.

О Боже­ствен­но­сти Иисуса также гово­рится в сле­ду­ю­щих стихах: Ис.7:14; 9:6; Ин.1:1, 18; 8:58–59; 10:30; Деян.20:28; Рим.9:5, 10:9–13; Кол.1:15–16; 2:9; Тит.2:13; Евр.1:3, 8; 2Петр.1:1; 1Ин.5:20.

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому и утаить из цены земли? …ты солгал не чело­ве­кам, а Богу (Деян.5:3–4).

Более 60-ти раз Писа­ние одно­вре­менно упо­ми­нает Отца, Сына и Свя­того Духа.

· Мф.3:16-17: «И кре­стив­шись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверз­лись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Кото­рый сходил, как голубь, и нис­пус­кался на Него. И се, глас с неба гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…»

· 2Кор.13:13: «Бла­го­дать Гос­пода (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и обще­ние Свя­того Духа со всеми вами».

· Еф.4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и при­званы к одной надежде вашего звания; один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние, один Бог и Отец всех, Кото­рый над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· Тит.3:4-6: «Когда же яви­лась бла­го­дать и чело­ве­ко­лю­бие Спа­си­теля нашего, Бога, Он спас нас не по делам пра­вед­но­сти, кото­рые бы мы сотво­рили, а по своей мило­сти, банею воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Святым Духом, Кото­рого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спа­си­теля нашего…»

См. также 1Петр.1:2; 1Ин.3:23–24; Иуд.20–21; Рим.14:17–18; 15:13–17; 15:30; 1Кор.6:11, 17–19; 12:4–6; 2Кор.1:21–22; 3:4–6; Гал.2:21–3:2; Еф.2:18; 3:11–17; 5:18–20; Фил.2:1; Кол.1:6–8; 1Фес.1:1–5; 4:2,8; 5:18–19; 2Фес.3:5 и Евр.9:14.

Оши­боч­ные пред­став­ле­ния о Троице

Заблуж­де­ние № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выду­мано хри­сти­а­нами в IV веке.»

Истина: дей­стви­тельно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой биб­лей­ское осно­ва­ние. Тер­мина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отра­жена во многих биб­лей­ских отрыв­ках (см. ниже). Ложные пред­став­ле­ния про­цве­тали в первые века хри­сти­ан­ства, немало их и сейчас. Первым хри­сти­а­нам посто­янно при­хо­ди­лось отста­и­вать свои убеж­де­ния. Ниже пере­чис­лены мыс­ли­тели (и лите­ра­тур­ные тво­ре­ния) ранней Церкви, кото­рые отста­и­вали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96 Кли­мент, третий епи­скоп рим­ский
90–100 Учение две­на­дцати апо­сто­лов, «Дидахе»
90? Игна­тий, епи­скоп антио­хий­ский
155 Иустин Муче­ник, вели­кий хри­сти­ан­ский писа­тель
168 Феофил, шестой епи­скоп антио­хий­ский
177 Афи­на­гор, бого­слов
180 Ириней, епи­скоп лион­ский
197 Тер­тул­лиан, ран­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет
264 Гри­го­рий Чудо­тво­рец

Заблуж­де­ние № 2: «Хри­сти­ане верят, что есть три Бога.»

Истина: хри­сти­ане верят, что есть только один Бог.

Неко­то­рые, воз­можно, счи­тают хри­стиан поли­те­и­стами (теми, кто верит в мно­го­чис­лен­ных богов), потому что они назы­вают Отца Богом, Сына Богом и Свя­того Духа Богом. Но хри­сти­ане верят только в одного Бога. Библия гово­рит, что есть только один Бог. Но она также упо­треб­ляет слово «Бог» при­ме­ни­тельно к трем отлич­ным друг от друга Лич­но­стям. На про­тя­же­нии сто­ле­тий люди пыта­лись при­ду­мать Троице про­стое объ­яс­не­ние. Каждая иллю­стра­ция имеет свои огра­ни­че­ния, но неко­то­рые из них могут быть полез­ными. Напри­мер, гово­рили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) исполь­зо­вал клевер в каче­стве иллю­стра­ции Троицы.

Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что Св. Патрик в каче­стве иллю­стра­ции Троицы исполь­зо­вал три­лист­ник кле­вера. Он спра­ши­вал: «Здесь один листо­чек или три? Если один, то почему у него три лепестка оди­на­ко­вого раз­мера? А если три, то почему только один сте­бе­лек? Если ты не можешь объ­яс­нить такую про­стую загадку, как клевер, то как можешь ты наде­яться понять такую глу­бо­кую тайну, как Святая Троица?»

Заблуж­де­ние № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса

  • Он прощал грехи. Мы можем про­стить грех, совер­шён­ный против нас, но не можем про­стить грех, совер­шён­ный против других. Иисус прощал все грехи. (Мк.2:7; Лк.5:21)
  • Он при­ни­мал покло­не­ние, как Бог, сле­до­ва­тельно Он рав­но­че­стен Отцу. (Мф.14:33; 28:17–18; Ин.5:22–23; 9:38)
  • Он назы­вал Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным осно­ва­нием вос­при­ни­мали как пре­тен­зию на равен­ство с Богом. (Ин.5:17–18; 10:30–33; 19:7)

2.

Уни­каль­ные черты Бога Черты Иисуса
Тво­ре­ние – «дело Его рук» (Быт.1:1; Пс.101:26; Ис.44:24). Тво­ре­ние – «дело Его рук». Всё сотво­рено Им и для Него (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2, 10).
«Первый и послед­ний» (Ис.44:6). «Первый и послед­ний» (Откр.1:17; 22:13).
«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» (Пс.135:3). «Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» (1Тим.6:15; Откр.17:14; 19:16).
Неиз­мен­ный и вечный (Пс.89:3; 101:27–28; Мал.3:6). Неиз­мен­ный и вечный (Ин.8:58; Кол.1:17; Евр.1:11–12; 13:8).
Судья всех наро­дов (Быт.18:25; Пс.93:2; 95:13; 97:9). Судья всех наро­дов (Ин.5:22; Деян.17:31; 2Кор.5:10; 2Тим.4:1).
Един­ствен­ный Спа­си­тель; ника­кой другой бог не может спа­сать (Ис.43:11; 45:21–22; Ос.13:4). Спа­си­тель мира; без Него нет спа­се­ния (Ин.4:42; Деян.4:12; 1Ин.4:14; Тит.2:13).
Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ (Исх.19:5; Пс.129:7–8; Иез.37:23). Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ (Тит.2:14).
Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его и отве­чает на них (Пс.85:5–8; Ис.55:6–7; Иер.33:3; Иоил.2:32). Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его (Ин.14:14; Рим.10:12–13; 1Кор.1:2; 2Кор.12:8–9).
Никто не может забрать нас из Его руки (Ис.43:13). Никто не может забрать нас из Его руки (Ин.10:28–30).
Ему покло­ня­лись ангелы (Пс.96:7; см. Евр.1:6). Ему покло­ня­лись ангелы (Евр.1:6).

Заблуж­де­ние № 4: «Боже­ство Иисуса меньше Боже­ства Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвер­га­ю­щие эту истину могут опи­раться на сле­ду­ю­щие аргу­менты и стихи. (Эти ереси вос­хо­дят ко вре­ме­нам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос был сотво­рён:

1. Кол.1:15: если Хри­стос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотво­рён?
Ответ: выра­же­ние «рож­дён­ный прежде» (букв., «пер­во­род­ный») не может озна­чать, что Хри­стос был сотво­рён, поскольку Павел гово­рит, что всё тво­ре­ние было создано Им и для Него, а также что Он суще­ство­вал прежде всего тво­ре­ния, и что всё Им стоит (Кол.1:16–17). Тра­ди­ци­онно «пер­во­род­ный» был глав­ным наслед­ни­ком. В кон­тек­сте первой главы Посла­ния колос­ся­нам Павел гово­рит, что Хри­стос, будучи Сыном Божьим, явля­ется глав­ным наслед­ни­ком всего тво­ре­ния (Кол.1:12–14).

2. Ин.3:16: озна­чает ли выра­же­ние «еди­но­род­ный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «еди­но­род­ный» (моно­ге­нес) не озна­чает, что Иисус имел вре­мен­ное начало; это озна­чает, что Иисус – един­ствен­ный, «уни­каль­ный» Сын Бога. В Ветхом Завете на гре­че­ском языке Исаак назван «уни­каль­ным» сыном Авра­ама, хотя у него были и другие дети (Быт.22:2). Иисус – Еди­но­род­ный Сын Бога, потому что Он есть совер­шен­ный Бог и един­ствен­ный вечный Сын Отца (Ин.1:1–3; 14–18).

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос по Своей при­роде менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей чело­ве­че­ской жизни на земле Иисус доб­ро­вольно раз­де­лил нашу при­род­ную огра­ни­чен­ность, чтобы спасти нас. Сле­до­ва­тельно слова “Отец Мой более Меня” нужно отно­сить ко Христу как к Чело­веку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он под­чи­ня­ется Отцу?
Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Чело­века.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать вре­мени Своего воз­вра­ще­ния?
Ответ: Иисус доб­ро­вольно уни­чи­жил Себя Самого, чтобы испы­тать огра­ни­че­ния чело­ве­че­ской жизни. Как это ни пара­док­сально, Иисус при этом оста­вался все­ве­ду­щим Богом (Ин.16:30). Именно таких пара­док­сов и сле­дует ожи­дать, если, как гово­рит Библия, Бог решил про­жить пол­но­цен­ную чело­ве­че­скую жизнь (Ин.1:1, 14).

Заблуж­де­ние № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три раз­лич­ных спо­соба, кото­рыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно пока­зы­вает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные лич­но­сти.

Неко­то­рые пола­гают, что учение о Троице про­ти­во­ре­чит истине о том, что есть только один Бог. Они утвер­ждают, что один Иисус явля­ется един­ствен­ным истин­ным Богом, а сле­до­ва­тельно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Свя­того Духа» (Мф.28:19), а не только имя Сына. Несо­мненно, есть только один Бог, однако мы должны поз­во­лить Библии объ­яс­нить, что это значит. А Библия ясно гово­рит, что Отец, Сын и Дух Святой – три лич­но­сти:

  • Отец посы­лает Сына (1Ин.4:14; Гал.4:4)
  • Отец посы­лает Духа (Ин.14:26; Гал.4:6)
  • Сын гово­рит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин.8:28; 12:49)
  • Дух гово­рит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин.16:13–15)
  • Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин.3:35; 5:20; 14:31)
  • Отец и Сын – два сви­де­теля (Ин.5:31–32, 8:16–18)
  • Отец и Сын про­слав­ляют друг друга (Ин.17:1, 4–5), а Дух про­слав­ляет Иисуса-Сына (Ин.16:14)
  • Сын хода­тай­ствует за нас перед Отцом (1Ин.2:1; греч. – парак­ле­тос); Иисус-Сын послал Свя­того Духа, дру­гого Хода­тая (в рус. пере­воде Уте­ши­теля, Ин.14:16; 26)
  • Иисус Хри­стос – не Отец, но Сын Отчий (2Ин.3)

В Мф.28:19 Иисус не назы­вает Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он гово­рит, что хри­сти­ан­ское кре­ще­ние сви­де­тель­ствует о вере чело­века в Отца, Сына, Кото­рого Отец послал, чтобы уме­реть за наши грехи, и Свя­того Духа.

Заблуж­де­ние № 6: «Иисус в дей­стви­тель­но­сти не был совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком».

Многие люди издавна отвер­гали идею о том, что Иисус одно­вре­менно явля­ется совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком. Они пыта­лись раз­ре­шить этот пара­докс, назы­вая Иисуса про­стым чело­ве­ком, через кото­рого гово­рил Бог, или Богом, Кото­рый лишь принял вид чело­века, или пред­ла­гали какие-то еще «про­стые» теории. Дей­стви­тельно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал чело­ве­ком. Но вопло­ще­ние – истина о том, что Бог стал плотью, – явля­ется высшим под­твер­жде­нием того, что для Бога нет ничего невоз­мож­ного (Быт.18:14; Лк.1:37). И Библия ясно изла­гает эту истину.

Ириней, епи­скоп лион­ский (177 г. н. э.), писал: «А Цер­ковь… при­няла от апо­сто­лов и их уче­ни­ков, свою веру в еди­ного Бога и Отца Все­мо­гу­щего, создав­шего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в еди­ного Христа Иисуса, Сына Божьего, Кото­рый стал плотью для нашего спа­се­ния, и в Свя­того Духа, Кото­рый через про­ро­ков воз­ве­стил домо­стро­и­тель­ство Божие…»

Библия ясно пока­зы­вает, что Иисус был совер­шен­ным чело­ве­ком:

В дет­стве Он раз­ви­вался физи­че­ски, интел­лек­ту­ально, соци­ально и духовно (Лк.2:40,52).

Он уста­вал; Он спал; Он потел; Он испы­ты­вал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похо­ро­нено (Мф.4:2; 8:24; Лк.22:44; Ин.4:6–7; 19:28–42).

После вос­кре­се­ния из мёрт­вых Он ел и пил с людьми, пока­зал им Свои раны и дал им при­кос­нуться к Своему телу (Лк.24:39–43; Ин.20:27–29; Деян.10:41).

Библия также ясно пока­зы­вает, что Иисус был и оста­ется Богом в чело­ве­че­ском облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он пове­ле­вал силам при­роды (Мф.8:23–27; 14:22–33), прощал грехи (Мк.2:1–12), заяв­лял о том, что Он выше закона о Суб­боте (Ин.5:17–18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин.5:19–23).

Павел сказал, что Бог при­об­рёл Цер­ковь Своею кровью (Деян.20:28).

Павел также сказал, что пра­ви­тели века сего по незна­нию рас­пяли Гос­пода славы (1Кор.2:8).

Вся пол­нота Боже­ства пре­бы­вает во Иисусе (Кол.2:9).

Ответ первых хри­стиан на эти заблуж­де­ния

Ран­не­хри­сти­ан­ские бого­словы первых двух сто­ле­тий нашей эры напи­сали много книг в защиту хри­сти­ан­ства от опас­но­стей:

  • гоне­ний со сто­роны Рим­ской импе­рии. Вплоть до начала IV века хри­сти­ан­ство было вне закона, и хри­сти­ане часто под­вер­га­лись звер­ским гоне­ниям.
  • ересей, извра­ща­ю­щих основ­ные учения хри­сти­ан­ства, осо­бенно о боже­ствен­но­сти Иисуса Христа и при­роде Бога.

Апо­столь­ский Символ веры был одним из самых ранних утвер­жде­ний веры, состав­лен­ных для разъ­яс­не­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих учений хри­сти­ан­ства. Он под­чёр­ки­вает истин­ную чело­веч­ность Иисуса, кото­рую отри­цали ере­тики того вре­мени.

Верую в Бога Отца все­мо­гу­щего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Гос­пода нашего, зача­того от Духа Свя­того, рож­ден­ного девой Марией, постра­дав­шего при Понтии Пилате, рас­пя­того, умер­шего и погре­бен­ного, сошед­шего в пре­ис­под­нюю, вос­крес­шего из мерт­вых в третий день, воз­нес­ше­гося на небеса и сидя­щего одес­ную Бога Отца все­мо­гу­щего, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

Верую в Духа Свя­того, в единую, святую все­лен­скую цер­ковь, в обще­ние святых, в отпу­ще­ние грехов, в вос­кре­се­ние плоти и в жизнь вечную.

Никей­ский Символ веры был напи­сан руко­во­ди­те­лями Церкви в 325 г. н. э., а впо­след­ствии допол­нен. Он был напи­сан, чтобы защи­тить веру Церкви в совер­шен­ную боже­ствен­ность Христа и офи­ци­ально отверг­нуть учение Ария, кото­рый гово­рил, что Иисус – сотво­рён­ное, низшее боже­ство.

Веруем в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

И во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, еди­но­род­ного, от Отца рож­ден­ного прежде всех веков, света от света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, через кото­рого сотво­рено все; ради нас, людей, и нашего спа­се­ния ради сошед­шего с небес и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии девы, и став­шего чело­ве­ком, рас­пя­того за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного; и вос­крес­шего в третий день по писа­нию, и вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего одес­ную Отца, и снова гря­ду­щего со славою судить живых и мерт­вых; Его же цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­того, Гос­пода Живо­тво­ря­щего, от Отца исхо­дя­щего, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно с Отцом и Сыном, гово­рив­шего в про­ро­ках. В единую святую все­лен­скую и апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дуем единое кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. Ожи­даем вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века. Аминь.

Афа­на­сьев­ский Символ веры, напи­сан­ный около 400 г. н. э. и назван­ный по имени Афа­на­сия, вели­кого защит­ника учения о Троице, гово­рит, что три Лич­но­сти – не три Бога, а один Бог.

А все­об­щая вера такова: мы чтим еди­ного Бога в Троице, и Троицу в един­стве, не сме­ши­вая ипо­стаси и не раз­де­ляя на части боже­ствен­ную сущ­ность.

Ибо одна есть ипо­стась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Свя­того.

Но боже­ство и Отца, и Сына, и Свя­того Духа едино, слава равна, и вели­чие оди­на­ково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотво­рен, Сын не сотво­рен, не сотво­рен и Дух Святой. Отец непо­сти­жим, и Сын непо­сти­жим, непо­сти­жим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несо­тво­рен­ных или трое непо­сти­жи­мых, но один несо­тво­рен­ный, и один непо­сти­жи­мый.

Подоб­ным же обра­зом, Отец все­мо­гущ, и Сын все­мо­гущ, все­мо­гущ и Дух Святой. Однако не трое все­мо­гу­щих, но один все­мо­гу­щий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Гос­подь, Сын есть Гос­подь, и Дух Святой есть Гос­подь. Однако не три Гос­пода, но один Гос­подь.

Ибо как хри­сти­ан­ская истина побуж­дает нас каждую Ипо­стась в отдель­но­сти испо­ве­до­вать Богом и Гос­по­дом, так все­лен­ское бла­го­че­стие запре­щает нам гово­рить о трех Богах или трех Гос­по­дах.

Отец никем не создан, не сотво­рен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотво­рен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотво­рен и не рожден, но исхо­дит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет пер­вого и послед­него, нет боль­шего или мень­шего, но три Ипо­стаси меж собой оди­на­ково вечны и равны; сле­до­ва­тельно, как уже ска­зано, над­ле­жит покло­няться Троице в един­стве и един­ству в Троице.

А потому, кто желает спа­стись, тот так думай о Троице.

Но для веч­ного спа­се­ния нужно также без­условно верить в вопло­ще­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Таким обра­зом, истин­ная вера состоит в том, чтобы веро­вать и испо­ве­до­вать, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Сын Божий, есть и Бог, и чело­век. Бог, от при­роды Отца рож­ден­ный прежде всех времен, и чело­век, от при­роды матери рож­ден­ный во вре­мени; совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век, в кото­ром разум­ная душа и чело­ве­че­ское тело, равный Отцу по боже­ству, и мень­ший Отца по чело­ве­че­ству. Но хотя он и Бог и чело­век, однако не два Христа, но один Хри­стос.

Он един не пре­вра­ще­нием боже­ствен­ного в чело­ве­че­ское, но вос­при­я­тием чело­ве­че­ского в боже­ство.

Он един совер­шенно, однако не сли­я­нием природ, но един­ством лич­но­сти.

Ибо равно как разум­ная душа и тело вместе есть один чело­век, так и Бог и чело­век есть один Хри­стос, постра­дав­ший ради нашего спа­се­ния, сошед­ший в ад, в третий день вос­крес­ший из мерт­вых, воз­нес­шийся на небеса и вос­сев­ший одес­ную Отца, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

В при­ше­ствие Его все люди вос­крес­нут из мерт­вых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делав­шие доброе пойдут в жизнь вечную, а делав­шие злое – в огонь вечный.

Вот вера все­лен­ская. Кто не будет верно и твердо дер­жаться ее, тот не может спа­стись.

Догмат, сфор­му­ли­ро­ван­ный на Хал­ки­дон­ском Соборе 451 г. в защиту истины от лже­учи­те­лей, утвер­ждает, что Иисус – совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный Чело­век.

После­дуя святым отцам, мы еди­но­гласно учим испо­ве­до­вать одного и того же Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве; истин­ного Бога и истин­ного чело­века, име­ю­щего душу и тело; еди­но­сущ­ного Отцу по боже­ству и еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем нам подоб­ного, кроме греха; рож­ден­ного прежде веков от Отца по боже­ству, в послед­ние же сии дни рож­ден­ного ради нас и нашего спа­се­ния ради от Марии девы Бого­ро­дицы по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого (раз­ли­чие двух естеств никак не упразд­нется их союзом, но свой­ства каж­дого есте­ства сохра­ня­ются, соеди­нен­ные в одном Лице и в одной Ипо­стаси); на два Лица не рас­се­ка­е­мого и не раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и еди­но­род­ного Бога Слово, Гос­пода Иисуса Христа; как издревле гово­рили о Нем про­роки, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как пере­дал нам символ отцов наших.

Важные ссылки

Боже­ствен­ные каче­ства
Отец
Сын
Святой Дух
Вечный
Творец всего
Вез­де­су­щий (может нахо­диться повсюду одно­вре­менно)
Все­зна­ю­щий (всё знает)
Ин.21:17; см. тж. Мф.11:27
Обла­дает волей и совер­шает сверхъ­есте­ствен­ные дей­ствия
Даёт жизнь
Ин.1:4; см. тж. Ин.5:21
Рим.8:10; см. тж. Ин.3:8
Укреп­ляет веру­ю­щих

При­ме­ча­ние:

* В гре­че­ском тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки