Ум Божий

Ум Бо́жий — одна из лич­ност­ных черт, суще­ствен­ная при­над­леж­ность Отца и Сына и Свя­того Духа.

***

Каковы основ­ные свой­ства Божьего ума?

Бог обла­дает все­со­вер­шен­ным умом. Боже­ствен­ный разум не имеет пре­де­лов или границ (Пс.146:5). Основ­ными свой­ствами Боже­ствен­ного ума явля­ются: все­ве­де­ние и высо­чай­шая пре­муд­рость.

Свой­ство «все­ве­де­ние» усмат­ри­ва­ется в том, что Бог знает всё, причём знает всё иде­аль­ным и совер­шен­ней­шим обра­зом. Все­ве­де­ние Божие про­яв­ля­ется в двух аспек­тах: в отно­ше­нии Бога к Самому Себе и в отно­ше­нии к создан­ному Им види­мому и неви­ди­мому миру.

Бог знает Себя во всей глу­бине (1Кор.2:10): знает Себя, Свою сущ­ность (Мф.11:27), все Свои дей­ствия (Деян.15:18).

Что каса­ется Тво­ре­ния — Бог знает всё, что когда-либо про­ис­хо­дило, про­ис­хо­дит, про­изой­дёт и даже то, что хотя и не про­изой­дёт, однако могло бы про­изойти при других обсто­я­тель­ствах (Деян.13:42).

Та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая охва­ты­вает знание буду­щего и условно воз­мож­ного буду­щего, назы­ва­ется пред­ви­де­нием или пред­ве­де­нием.

— Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в абсо­лют­ном знании целей Тво­ре­ния, Про­мысла и Суда, в абсо­лют­ном знании пол­ного ком­плекса средств для дости­же­ния жела­е­мых целей, в умении выби­рать наи­бо­лее опти­маль­ные, без­упреч­ные сред­ства и исполь­зо­вать их иде­аль­ным обра­зом. Можно ска­зать, что Боже­ствен­ная пре­муд­рость — это все­ве­де­ние по отно­ше­нию к дея­тель­но­сти.

В чём выра­жа­ется прин­ци­пи­аль­ное отли­чие Божьего ума от ума чело­ве­че­ского?

— В отли­чие от чело­ве­че­ской души, Бог — абсо­лютно прост. По сути Он весь есть ум, весь — воля, весь — чув­ство и прочее. Бог не состоит из эле­мен­тов, не сложен из сил (см.: Антро­по­мор­физмы в Библии).

Чело­ве­че­ская душа также явля­ется про­стой, однако не в абсо­лют­ной сте­пени. Ум чело­века рас­смат­ри­ва­ется именно как одна из сил его души. Чело­ве­че­ский ум отли­чен от воли не только по усмот­ре­нию, но и фак­ти­че­ски, и даже может всту­пать в раз­но­гла­сие с дру­гими силами души, такими как воле­вая, чув­стви­тель­ная и раз­дра­жи­тель­ная. В отли­чие от чело­ве­че­ского ума, кото­рый может всту­пать в раз­но­гла­сие с волей, Боже­ствен­ный ум всегда сопря­жен с такими свой­ствами воли как все­сво­бода и все­мо­гу­ще­ство. Вот почему Божья мысль о реа­ли­за­ции той или иной Боже­ствен­ной идеи тут же ста­но­вится делом (см.: Воля).

— Чело­ве­че­ский ум огра­ни­чен, а Боже­ствен­ный — бес­пре­де­лен.

И эта бес­ко­неч­ная раз­ница заклю­ча­ется не только в обшир­но­сти и объёме позна­ний. В отли­чие от чело­века Бог знает Себя и мир не через тео­ре­ти­че­ские изыс­ка­ния и не через опыт иссле­до­ва­ния. Бог знает всё, что Он знает, от веч­но­сти, разом: и в мель­чай­ших дета­лях, и в целом. Даже ход после­до­ва­тель­ного, исто­ри­че­ского раз­ви­тия мира, осу­ществ­ля­ю­щейся в усло­виях вре­мени, созер­ца­ется Богом вне вре­мени, разом и сразу во всей пол­ноте.

— Чело­ве­че­ское знание всегда субъ­ек­тивно и часто бывает оши­боч­ным. А Боже­ствен­ное веде­ние — без­упречно. Только в позна­нии выс­шего Боже­ствен­ного разума знание о дей­стви­тель­но­сти сов­па­дает с дей­стви­тель­но­стью все­цело и все­со­вер­шенно.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки