Божественные свойства

AAA
(12 голосов5.0 из 5)

 

Боже́ственными сво́йствами называются свойства существа Божьего, отличающие Бога от всех сотвореных существ, присущие всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу, являющим единое Божественное существо.

Бог Сам в Себе един и прост. Он — всесовершенен. Человеческий разум, в силу естественной (да и греховной) ограниченности не в состоянии охватить полноту Божественного всесовершенства в простом акте мышления, поэтому мы мыслим о Божьих свойствах, рассматривая Его всесовершенство с разных сторон. Различные свойства характеризуют различные стороны Божественного всесовершенства. Субъективно таких сторон можно выделить множество, мы говорим, что свойства существа Божьего бесчисленны. Православная Церковь выделяет лишь некоторые из них, не определяя их количества.

Традиционно сущностные свойства Божьи рассматриваются согласно классификации, по которой, они бывают представлены в форме двух групп, например:
А) 1) свойства существа Божьего вообще и 2) сущностные свойства Бога как личностного Духа (духовные свойства);
Б) 1) апофатические и 2) катафатические свойства; и пр.

К первой группе относятся свойства, которые мы не можем описать при помощи катафатического языка (то есть посредством положительных выражений): простота, бесконечность (беспредельность), самобытность, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие, неизменяемость, всесовершенство.

Ко второй группе относятся свойства, которые могут быть охарактеризованы нами посредством катафатического языка: всеведение, премудрость, всемогущество, всесвобода, святость, справедливость (правда Божия), любовь, милосердие, благость, всеблаженство. В какой-то мере эти свойства отображаются в людях, как созданных по образу Божьему (Бог всемогущ и человек обладает определенным могуществом, Бог свят и человек, живущий праведной жизнью, стяжает святость, Бог милосерден и человек способен проявлять милосердие и т. д.).

Помимо свойств существа Божьего принято выделять ипостасные свойства Бога – свойства, отличающие каждое Лицо (Ипостась) Святой Троицы от Двух Других.

***

Если Бог есть любовь, то почему существует ад?

Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние».

С.С. Аверинцев:
Не может Бог не быть,
И всё в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.

Представим себе солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, он испытывает нестерпимые муки… Чёрная душа грешника рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Если допустить в рай злобу и ненависть, не превратится ли он в ад? Поэтому проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой. Смерть и ад – это не столько наказание за грех, сколько грех и есть смерть и ад.

Рейтинг@Mail.ru