Божественные свойства

***

Боже́ственными сво́йствами назы­ва­ются свой­ства суще­ства Божьего, отли­ча­ю­щие Бога от всех сотво­ре­ных существ, при­су­щие всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Свя­тому Духу, явля­ю­щим единое Боже­ствен­ное суще­ство.

Бог Сам в Себе един и прост. Он — все­со­вер­ше­нен. Чело­ве­че­ский разум, в силу есте­ствен­ной (да и гре­хов­ной) огра­ни­чен­но­сти не в состо­я­нии охва­тить пол­ноту Боже­ствен­ного все­со­вер­шен­ства в про­стом акте мыш­ле­ния, поэтому мы мыслим о Божьих свой­ствах, рас­смат­ри­вая Его все­со­вер­шен­ство с разных сторон. Раз­лич­ные свой­ства харак­те­ри­зуют раз­лич­ные сто­роны Боже­ствен­ного все­со­вер­шен­ства. Субъ­ек­тивно таких сторон можно выде­лить мно­же­ство, мы гово­рим, что свой­ства суще­ства Божьего бес­чис­ленны. Пра­во­слав­ная Цер­ковь выде­ляет лишь неко­то­рые из них, не опре­де­ляя их коли­че­ства.

Тра­ди­ци­онно сущ­ност­ные свой­ства Божьи рас­смат­ри­ва­ются согласно клас­си­фи­ка­ции, по кото­рой, они бывают пред­став­лены в форме двух групп, напри­мер:

А) 1) свой­ства суще­ства Божьего вообще и 2) сущ­ност­ные свой­ства Бога как лич­ност­ного Духа (духов­ные свой­ства);

Б) 1) апо­фа­ти­че­ские и 2) ката­фа­ти­че­ские свой­ства; и пр.

К первой группе отно­сятся свой­ства, кото­рые мы не можем опи­сать при помощи ката­фа­ти­че­ского языка (то есть посред­ством поло­жи­тель­ных выра­же­ний): про­стота, бес­ко­неч­ность (бес­пре­дель­ность), само­быт­ность, веч­ность, неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, неиз­ме­ня­е­мость, все­со­вер­шен­ство.

Ко второй группе отно­сятся свой­ства, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ваны нами посред­ством ката­фа­ти­че­ского языка: все­ве­де­ние, пре­муд­рость, все­мо­гу­ще­ство, все­сво­бода, свя­тость, спра­вед­ли­вость (правда Божия), любовь, мило­сер­дие, бла­гость, все­б­ла­жен­ство. В какой-то мере эти свой­ства отоб­ра­жа­ются в людях, как создан­ных по образу Божьему (Бог все­мо­гущ и чело­век обла­дает опре­де­лен­ным могу­ще­ством, Бог свят и чело­век, живу­щий пра­вед­ной жизнью, стя­жает свя­тость, Бог мило­сер­ден и чело­век спо­со­бен про­яв­лять мило­сер­дие и т. д.).

Помимо свойств суще­ства Божьего при­нято выде­лять ипо­стас­ные свой­ства Бога – свой­ства, отли­ча­ю­щие каждое Лицо (Ипо­стась) Святой Троицы от Двух Других.

***

Если Бог есть любовь, то почему существует ад?

Исаак Сирин:
“Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви. И как горько и жестоко это муче­ние любви! Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, — оно есть рас­ка­я­ние”.

С.С. Аве­рин­цев:
Не может Бог не быть,
И всё в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.

Пред­ста­вим себе сол­неч­ный пляж. Два чело­века под откры­тым солн­цем. Один заго­ре­лый, для него солнце родное, он полу­чает бла­жен­ство от его лучей. Другой чело­век всю жизнь пря­тался от солнца и, ока­зав­шись под пря­мыми сол­неч­ными лучами, он испы­ты­вает нестер­пи­мые муки… Чёрная душа греш­ника рядом со Светом — Богом — будет нестер­пимо обжи­гаться тем же самым Светом Боже­ства, кото­рый для души чистой будет источ­ни­ком бла­жен­ства.

Если допу­стить в рай злобу и нена­висть, не пре­вра­тится ли он в ад? Поэтому про­блема греш­ника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отпра­вят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой. Смерть и ад – это не столько нака­за­ние за грех, сколько грех и есть смерть и ад.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки