Премудрость

Прему́дрость —

1) суще­ствен­ное свой­ство Три­еди­ного Бога; все­ве­де­ние Божье по отно­ше­нию к дей­ствиям, выра­жа­ю­ще­еся в том, что Бог от веч­но­сти знает все Свои дей­ствия, все Свои цели и лучшие сред­ства для дости­же­ния целей; знает, как рас­по­ря­диться этими сред­ствами наи­луч­шим обра­зом, знает о резуль­та­тах всех Своих дей­ствий;
2) Боже­ствен­ное имя, пре­иму­ще­ственно соот­но­си­мое с Сыном Божьим;
3) высшая сте­пень чело­ве­че­ской муд­ро­сти.

В Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ска­зано: «Пре­муд­рость созда Себе Дом и утверди стол­пов седмь» (Притч.9:1-2). В этих словах содер­жится ука­за­ние на Христа, Сына Божьего, Кото­рый в посла­ниях апо­столь­ских име­ну­ется «Божиею Пре­муд­ро­стью» (1Кор.1:30), а в слове «Дом» содер­жится ука­за­ние на Пре­свя­тую Деву Марию, от Кото­рой вопло­тился Сын Божий.

Почему, если Пре­муд­рость явля­ется сущ­ност­ным свой­ством Отца и Сына и Свя­того Духа, имя «Пре­муд­рость» пре­иму­ще­ственно соот­но­сится именно с Сыном?

Сын Божий име­ну­ется Пре­муд­ро­стью как вечное Слово Бога Отца (Ин.1:1). Кроме того, именно через Сына, оби­тав­шего в чело­ве­че­ском обще­стве (как Чело­век), людям откры­лись, в необ­хо­ди­мой для спа­се­ния пол­ноте, Боже­ствен­ные совер­шен­ства, в их числе — такое Боже­ствен­ное свой­ство как Пре­муд­рость.

Осно­ва­нием для име­но­ва­ния Еди­но­род­ного Сына Пре­муд­ро­стью Божьей служат как вет­хо­за­вет­ные, так и ново­за­вет­ные сви­де­тель­ства.

О Пре­муд­ро­сти, создав­шей себе дом, выте­сав­шей семь осно­во­по­ла­га­ю­щих стол­бов, зако­лов­шей жертву, рас­тво­рив­шей вино, при­го­то­вив­шей тра­пезу и отпра­вив­шей Своих слу­жи­те­лей про­воз­гла­шать с город­ских воз­вы­шен­но­стей Радост­ную Весть, сооб­ща­ется в Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых (Притч.9:1-6).

Что же это за Лич­ность, и что это за дом? Дом, в Кото­ром оби­тала Пре­муд­рость, есть Матерь Сына Божьего по чело­ве­че­скому есте­ству, в утробе Кото­рой Он пре­бы­вал с момента сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия до Рож­де­ства. Пре­муд­ро­стью же назван Сам Сын.

С другой сто­роны, под домом под­ра­зу­ме­ва­ется Цер­ковь Хри­стова, собра­ние верных. В этом отно­ше­нии воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий име­ну­ется Кра­е­уголь­ным Камнем, осно­ва­нием дома (Еф.2:19-22). В рамках дан­ного объ­яс­не­ния семь стол­бов интер­пре­ти­ру­ются как семь Таинств Церкви (Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Евха­ри­стия, Таин­ство Пока­я­ния, Таин­ство Свя­щен­ства, Таин­ство Собо­ро­ва­ния, Таин­ство Брака (см.: Таин­ства)).

Под Жерт­вой, зако­ло­той Пре­муд­ро­стью (Притч.9:2), под­ра­зу­ме­ва­ется Гол­гоф­ская, Крест­ная Жертва, доб­ро­вольно при­не­сен­ная Сыном Божьим во Искуп­ле­ние чело­века. Кроме того, под жерт­вой пони­ма­ется Евха­ри­сти­че­ская Жертва. На неё же ука­зы­вают и слова о рас­тво­рен­ном вине (Притч.9:2), и слова о при­го­тов­лен­ной тра­пезе (Притч.9:2) (см.: Евха­ри­стия).

Слу­жи­тели, послан­ные про­по­ве­до­вать (Притч.9:3), суть Гос­подни уче­ники, апо­столы Хри­стовы и их после­до­ва­тели.

Книга Прит­чей Соло­мо­но­вых учит, что от веч­но­сти, прежде созда­ния мира, у Бога была Пре­муд­рость (Притч.8:22-25). А Еван­ге­лие от Иоанна сооб­щает в подоб­ных выра­же­ниях о Слове Отца, Еди­но­род­ном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» (Ин.1:1).

Еван­ге­лие от Иоанна утвер­ждает, что мир сотво­рен через Сына (Ин.1:3), а Книга Прит­чей — что мир сотво­рен через Пре­муд­рость (Притч.8:25-30).

О личной про­по­веди Христа, во вре­мена Вет­хого Завета, сооб­ща­лось как о про­по­веди Самой Божьей Пре­муд­ро­сти: «я буду гово­рить важное, и изре­че­ние уст моих — правда» (Притч.8:6).

Нако­нец, апо­стол Павел прямо име­нует Христа Божьей Силой и Божьей Пре­муд­ро­стью (1Кор.1:24).

Всегда ли под Пре­муд­ро­стью отцы Церкви пони­мали Бога Сына?

Учение о Святой Троице имеет без­услов­ное биб­лей­ское осно­ва­ние. Что же каса­ется чёт­кого, сжа­того изло­же­ния этого учения в обще­при­знан­ной ныне дог­ма­ти­че­ской фор­му­ли­ровке, то Церкви потре­бо­ва­лось время, чтобы пред­ста­вить его в такой сло­вес­ной форме.

Первым исполь­зо­вал термин “Троица” свя­ти­тель Феофил Антио­хий­ский в “Посла­нии к Авто­лику”. Он писал: “Подоб­ным обра­зом те три дня, кото­рые были прежде созда­ния светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Пре­муд­ро­сти”. Есть твер­дые осно­ва­ния утвер­ждать, что в данном выска­зы­ва­нии речь идёт об Отце, Сыне и Святом Духе. Однако неко­то­рые кри­тики воз­ра­жают, мол, Пре­муд­ро­стью в Свя­щен­ном Писа­нии назван только Сын: «мы про­по­ве­дуем… Христа, Божию силу и Божию пре­муд­рость» (1Кор.1:23-24).  

Что мы можем на это ска­зать? Дело в том, что хотя в соот­вет­ствии со сло­вами апо­стола Павла имя «Пре­муд­рость», в особом зна­че­нии, дей­стви­тельно при­ла­га­ется к Сыну, из этого вовсе не сле­дует, что этим именем нельзя назы­вать другие Боже­ствен­ные Ипо­стаси: Отца и Свя­того Духа. Пре­муд­рость – сущ­ност­ное свой­ство Божие, при­над­ле­жа­щее не только Сыну, но Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. В этой связи Пре­муд­ро­стью может быть назван и Отец, и Святой Дух.

Скажем, в книге про­рока Исаии о «Духе Гос­под­нем» гово­рится как о духе пре­муд­ро­сти…» (Ис.11:2).

В извест­ном сочи­не­нии св. Иринея Лион­ского (II в.), «Обли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­ного знания (Против ересей)», имя «Пре­муд­рость» уде­лено Свя­тому Духу: «Сын и Дух Святый, Слово и Пре­муд­рость» (Против ересей, кн. 4, гл. VII). Святой Дух назван Пре­муд­ро­стью и в другом сочи­не­нии, при­пи­сы­ва­е­мом этому автору: «по всей спра­вед­ли­во­сти Слово названо Сыном, а Дух – Пре­муд­ро­стью Бога»; «Сей Бог про­слав­лен Своим Словом, Кото­рое есть вечный Сын Божий, и Святым Духом, Кото­рый есть Пре­муд­рость Отца всего» (Дока­за­тель­ство апо­столь­ской про­по­веди).

В про­из­ве­де­нии Бла­жен­ного Авгу­стина (V в.), «О Троице», Пре­муд­ро­стью, наряду с Сыном, назван Отец. Вот его слова: «Итак, Отец и Сын вместе суть одна сущ­ность, одно вели­чие, одна истина, одна пре­муд­рость… И потому Хри­стос – сила и пре­муд­рость, что Он есть сила и пре­муд­рость от Отца, Кото­рый Сам есть сила и пре­муд­рость… Сле­до­ва­тельно, Сын – Пре­муд­рость от Пре­муд­ро­сти, т.е. от Отца, подобно тому, как Он – Свет от Света, и Бог от Бога так, что и Сам по Себе Отец – Свет, и Сам по Себе Сын – Свет, и Сам по Себе Отец – Бог, и Сам по Себе Сын – Бог. Значит, и Сам по Себе Отец – Пре­муд­рость, и Сам по Себе Сын – Пре­муд­рость» (О Троице, кн. 7).

Итак, именем «Пре­муд­рость» в свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии спра­вед­ливо обо­зна­ча­лись и Отец, и Сын, и Святой Дух.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки