Главная » Алфавитный раздел » П » Премудрость

Премудрость

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

Прему́дрость — 1) существенное свойство Триединого Бога; всеведение Божье по отношению к действиям, выражающееся в том, что Бог от вечности знает все Свои действия, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей; знает, как распорядиться этими средствами наилучшим образом, знает о результатах всех Своих действий; 2) Божественное имя, преимущественно соотносимое с Сыном Божьим; 3) высшая степень человеческой мудрости.

В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (Притч.9:1-2). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божьего, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1Кор. 1:30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.

Почему, если Премудрость является сущностным свойством Отца и Сына и Святого Духа, имя «Премудрость» преимущественно соотносится именно с Сыном?

Сын Божий именуется Премудростью как вечное Слово Бога Отца (Ин.1:1). Кроме того, именно через Сына, обитавшего в человеческом обществе (как Человек), людям открылись, в необходимой для спасения полноте, Божественные совершенства, в их числе — такое Божественное свойство как Премудрость.

Основанием для именования Единородного Сына Премудростью Божьей служат как ветхозаветные, так и новозаветные свидетельства.

О Премудрости, создавшей себе дом, вытесавшей семь основополагающих столбов, заколовшей жертву, растворившей вино, приготовившей трапезу и отправившей Своих служителей провозглашать с городских возвышенностей Радостную Весть, сообщается в Книге Притчей Соломоновых (Притч.9:1-6).

Что же это за Личность, и что это за дом? Дом, в Котором обитала Премудрость, есть Матерь Сына Божьего по человеческому естеству, в утробе Которой Он пребывал с момента сверхъестественного зачатия до Рождества. Премудростью же назван Сам Сын.

С другой стороны, под домом подразумевается Церковь Христова, собрание верных. В этом отношении вочеловечившийся Сын Божий именуется Краеугольным Камнем, основанием дома (Еф.2:19-22). В рамках данного объяснения семь столбов интерпретируются как семь Таинств Церкви (Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Таинство Покаяния, Таинство Священства, Таинство Соборования, Таинство Брака (см.: Таинства)).

Под Жертвой, заколотой Премудростью (Притч.9:2), подразумевается Голгофская, Крестная Жертва, добровольно принесенная Сыном Божьим во Искупление человека. Кроме того, под жертвой понимается Евхаристическая Жертва. На неё же указывают и слова о растворенном вине (Притч.9:2), и слова о приготовленной трапезе (Притч.9:2) (см.: Евхаристия).

Служители, посланные проповедовать (Притч.9:3), суть Господни ученики, апостолы Христовы и их последователи.

Книга Притчей Соломоновых учит, что от вечености, прежде создания мира, у Бога была Премудрость (Притч.8:22-25). А Евангелие от Иоанна сообщает в подобных выражениях о Слове Отца, Единородном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» (Ин.1:1).

Евангелие от Иоанна утверждает, что мир сотворен через Сына (Ин.1:3), а Книга Притчей — что мир сотворен через Премудрость (Притч.8:25-30).

О личной проповеди Христа, во времена Ветхого Завета, сообщалось как о проповеди Самой Божьей Премудрости: «я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда» (Притч.8:6).

Наконец, апостол Павел прямо именует Христа Божьей Силой и Божьей Премудростью (1Кор.1:24).

См. СОФИОЛОГИЯ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru