Часто слышу, как не только в быту, но и по телевизору и в СМИ употребляют слово - апокалипсис в разных значениях. Например - финансовый апокалипсис, ну и подобное. Как будто это слово обозначает конец, крах и неминуюмую гибель. Хотя, насколько я знаю, оно переводится как откровение. Так правильно ли употреблять это слово как синоним конца света?
6 Ответов
Слово "апокалипсис" означает "откровение". Ничего "ужасного" в этом слове, как видите - нет.
Что же до "конца света", то и в этом - так же нет ничего такого, что могло бы сильно беспокоить...
Там, где есть "конец" чего-либо - там же и начало чего-то нового. Более-менее сносного, чем было то, чему пришел "конец"...
Здесь речь идет о лингвистических процессах. В пророчестве св.Иоанна Богослова подробно говорится о катастрофах и ужасах, сопровождающих конец нашего земного мира. Люди для передачи своего ужаса от различных бед стали называть апокалиптическими катастрофы, приносящие ужасные последствия, подразумевая, что эти катастрофы такие, как описанные в Апокалипсисе. Постепенно слияние значений стало таким, что и само слово апокалипсис стало использоваться как синоним конца света и катастроф, схожих с концом света. Да и само словосочетание «конец света» часто используется как синоним катастрофы.
В лингвистике этот прием с изменением значения слова называется метонимия - установка смежной связи между двумя объектами и замена понятий на основе этой связи. По сути, это ассоциативное переименование. Примерами подобного словесного преобразования являются словосочетания «Бронзовый век», «Читать Пушкина», «съел тарелку супа» и т. д. Безусловно, при этом и век не из бронзы сделан, и читают не Пушкина, а его произведения, и едят не тарелки. Точно также и говоря об апокалипсисе, обычно используют это не слово не в буквальном смысле, а в переносном, как имя нарицательное.
Так что использование слова апокалипис (с маленькой буквы, в отличие от Откровения святого Иоанна Богослова) как синонима катастрофы, «светопреставления», вполне правомерно и закреплено в словарях синонимов.
Другое дело, что православным не стоит забывать: в этом пророчестве важны не только катастрофы. «Целью Апокалипсиса и является – изобразить эту борьбу Церкви и торжество Её над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Её. <…> Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам» (архиепископ Аверкий (Таушев).
То есть слово «апокалипсис» должно пробуждать в нашей душе не только ужас от катастроф, ожидания конца света и Страшного Суда, но и упование на воссоединение с Богом.
Слова отражают восприятие, а для христиан приличнее было бы не зацикливаться на грядущих бедствиях, а с радостью ожидать Спасителя: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:20). Поэтому, думаю, лучше говорить о Втором пришествии Христовом или, выражаясь библейски, дне Господнем.