Выведя еврейский народ из Египта и дав им обещанную им землю, предполагалось, что форма правления у этого народа будет теократическая; однако, как известно из книги 1 Царств, тогдашние евреи отказались от теократии и просили себе царя. Их просьба была исполнена Богом, хоть и очень неохотно. И если Бог, не смотря на то, что этой своей просьбой евреи, по сути, отвергли Его, всё-таки старался подобрать им в цари кого подостойнее и почестнее, то насколько Его не устраивали и не устраивают формы правления в различных странах во все последующие века и подавляющее большинство земных правителей, так или иначе приходившие и приходящие к власти?
2 Ответа
Вопрос не в том, что Бог «недолюбливает» земную власть как таковую, а в том, на что человек возлагает свою надежду.
Вы верно отметили эпизод из книги Царств. Основная трагедия не в форме правления — монархии, — а в том, что в этой просьбе проявилось отвержение народом Его верховной власти: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7). Желание «быть как прочие народы» было не просто стремлением к политическому сходству, а отказом от своей избранности и уникальных отношений с Богом, Который Сам непосредственно правил Израилем. Народ захотел опереться не на всемогущего Бога, а на видимую, человеческую, «надёжную» силу, как у язычников.
В то же время, в падшем мире, где царит грех, государственная власть является установленным Богом инструментом для удержания зла. Апостол Павел прямо говорит: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Любой земной правитель, как и всякий человек, подвержен греху, и его несправедливые дела, безусловно, неугодны Богу. Но сам институт власти, призванный поддерживать порядок, имеет Божественное дозволение.
Поэтому христиане призваны молиться за власти (1Тим.2:1-2) и подчиняться им во всём, что не противоречит Заповедям, но своё упование возлагать не на «князей и сынов человеческих», а на Единого Царя — Христа.


а совсем наоборот, и жизнь всё хуже -

во многом по их вине?
Из отдельного эпизода библейской истории одного народа не стоит делать вывод о том, что Богу не угодны формы правления или правители как таковые в разных странах. Патриарх Фотий так писал относительно государственного устройства:
Наш Спаситель и Бог не имел Своей главной целью установление государственного строя и к нему относящегося порядка. Он ведал (воистину ведал!), что опыт достаточно хорошо учит людей, чтобы они могли [сделать это самостоятельно]. Ибо повседневные нужды и потребности предоставляют им удобные для усвоения уроки, и неудач предшественников может быть довольно для того, чтобы грядущие [поколения] в сходных обстоятельствах, напротив, преуспели. Главным же попечением Спасителя было спасение душ человеческих и устроение жития любомудрого и жизни высшей. Так [Им] было устроено освобождение от страстей, а также возвращение и приобщение людей к первому Благу; а о политическом строе или телесном благополучии [Он] попечения не прилагал.
В чём причина того, что земные власти до сих пор не Давиды по благочестию и не Соломоны по мудрости,
>