Если некий крещёный человек жил греховно, скажем, пьянствовал, и позже умер, но его родственник в последующее время молился за него, подавал милостыню в память о нём, будет ли это учтено на Страшном суде?
Ведь согласно Мф. 16:27 на Страшном суде воздастся каждому по делам его.
Да, за этого человека молился его близкий, подавал много милостыни, а также молилась Церковь, но ведь это не дела этого человека или это будет считаться как будто его делами?
4 Ответа
Молитвы и милостыни за усопших никогда не бывают бесполезны, какую бы жизнь он ни прожил. Даже в аду не у всех одинаково тяжёлые мучения. Кто-то страдает больше, кто-то меньше, а кто-то вообще не страдает физически, хотя не имеет и радостей. Облегчить участь ближнего, попавшего по своим грехам в ад, как раз и помогают молитвы и милостыни за него. Вообще же до Страшного Суда участь никого из людей ещё не определена окончательно. Потому те, кто попал в ад после смерти, вполне могут быть помилованы милосердным Господом на Страшном Суде. Об этом и молимся.
Яркий пример помощи молитв живых за усопших мы можем найти в житии прп. Василия Нового, где на каждом мытарстве ангелы давали некий «выкуп» за прп. Феодору. Эти «золотые монеты» - образное изображение молитв святого за свою келейницу. Мы не можем намолить за наших ближних «мешец золотых монет», как прп. Василий, но несколько «"сребренников» за них дать можем, это нам по силам.
Есть также примеры в житиях святых, когда они у Бога вымаливали прощение людям со смертными грехами. Например, муч. Уар вымолил родителей-язычников Клеопатры. Потому не надо думать, что Бога нельзя умолить. Можно. Только жить в грехах и надеяться на чьи-то молитвы после своей смерти - это по крайней мере глупо. Да и найдётся ли такой святой в нашем окружении, который сможет вымолить нас из ада? Вряд ли.


Вы невнимательно читали мой ответ. Я не ссылался на приведённую Вами службу и не утверждал, что муч.Уар способен вымаливать всех некрещённых. Речь шла только о сродниках Клеопатры, которые были язычниками. Основание для этого слова самого мученика: «Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их». Взяты они не из старообрядческих преданий, как Вы утверждаете, а из жития составленного свт.Димитрием Ростовским https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/917
Как известно святитель и сам был строгим поборником со старообрядцами. Он же за основу брал Великие четьи-минеи свт. Макария Великого, который жил в 16 веке и к старообрядцам, появившимся в 17 веке никакого отношения не имел. Так что Ваши возражения бездоказательны.
И вообще Ваш законнически-юридический подход к Богу не правилен. Бог выше всяких формальностей и ничем не ограничен. Он может совершать дела, которые не укладываются в наше представление о Нём. Яркий пример - иудеи времён Спасителя с таким же законническим подходом к Богу, которые не смогли принять проповедь Христа.
Пока человек жив, его состояние динамично. Сегодня он грешит, завтра может покаяться и умереть в мире с Богом и Церковью. Но если человек умирает без покаяния, он уже вне Церкви и отлучен от части спасаемых. Если человек при жизни находится в состоянии смертного греха и делает периодически добрые дела, они не «засчитываются» как дела, заслуживающие вечной награды, поскольку они делаются вне благодати, которая придает им такую ценность. Если человек умер в смертном грехе, он вне благодати, и здесь тоже самое, истинно добрые дела для него недоступны, даже если их делает кто-то другой. Нераскаянность «блокирует» возможность их пользы для души усопшего. Поэтому св. Августин говорит:
Нимало не должно сомневаться, что (молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни) приносят пользу умершим, – но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не принимая или напрасно принимая благодать Божию, и собирая себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал.

Но известны ведь случаи, когда даже самоубийцы получали избавление от мучений по молитвам живых близких. А усопшие «обычные» крещёные грешники, даже со смертными грехами, и вовсе попадали в рай после долгих молитв и милостыни их близких.
Как так?

Надо смотреть что за случаи и на каком основании мы должны им доверять. Все же мы призваны проверять все учением Церкви, а не наоборот, на первый план ставить какие-то случаи. Понятие о возможности спасения со смертными грехами противоречит Священному Писанию и Священному Преданию, которые говорят о том, что участь человека решается на основании его предсмертного состояния, а после смерти покаяния нет. В Церкви не существуют учения о возможности вымолить нераскаянного грешника, умершего в состоянии смертного греха.

Так в таком случае вообще молитва и милостыня по усопшему теряет смысл как таковой. Но в то же время Церковь призывает к молитвам за усопших всё равно.
Что же, если у моего близкого человека, который мне был дорог, был какой-то смертный грех, о котором я не знаю, то все мои молитвы, милостыня по нему, всё напрасно что ли? А как же заповедь о любви к ближнему? Не важно, живому или усопшему, все же живы, Бог не есть Бог мёртвых, но живых.
В таком случае вообще только праведников поминать надо в Церкви.

Молитва и милостыня за умерших, по учению Церкви, приносит пользу тем, кто принес перед смертью покаяние, но не исполнил епитимью, по этой причине душа несёт временное наказание после смерти, от которого может освободиться, благодаря помощи живых. Смертный грех - это не мелочь, а духовная смерть, решение остаться в нем до конца, определяет вечную участь человека. И чаще всего речь идёт не об одном эпизоде, а о многолетнем противлении человека Богу. К сожалению, многие наши сродники умерли в таком страшном состоянии. В тоже время, нам не запрещено молиться о них со смиренной просьбой Господу оказать им милость как Он сам считает возможным. Это все, что мы можем сделать. Для нас это повод в очередной раз задуматься о том, насколько серьезен наш жизненный выбор, определяющий вечную участь. Когда апостол Павел писал, что некоторые люди Царства не наследуют, он не имел в виду, что их можно кому то вымолить: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10)
Милостыня за усопшего - это дело любви к нему. Конечно, Бог с любовью принимает такие даяния.
Что касается божественного суда над православным христианином, не стоит понимать его механически, как простое взвешивание человеческих поступков. В числе дел будет и то, какой след любви оставил усопший в Церкви и мире.
В рамках переиздания Минеи 2018–2019 года из октябрьского тома была изъята «ина служба мученику Уару», которая имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещёных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими.