3 Ответа
На простом языке объяснение напрашивается такое: Ангелы -- своего рода стража, близкие слуги, которые окружают Господа, предстоят Ему, тогда как святые люди -- это подданные, которые удалены от престола Божия. Потому удел святых -- молитва, тогда как Ангелы могут попросить Царя, обратившись к Нему, пользуясь положением ближайших слуг.
Возможно, на лексику повлияло то, что Писании производные глагола παρίστημι как раз применяются к Архангелам, например:
Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий (ὁ παρεστηκὼς ) пред Богом, и послан говорить с тобою (Лк. 1:19)
Или вот в Синайском кодексе в Тов. 12:15: ἐγώ εἰμι Ραφαηλ εἷς τῶν ἑπτὰ ἀγγέλων οἳ παρεστήκασιν καὶ εἰσπορεύονται ἐνώπιον τῆς δόξης Kυρίου («Я -- Рафаил, один из семи Ангелов, предстоящих и восходящих пред славой Господней»)
В итоге в службе 8 ноября слово «предстатель» (Παραστάτης) употребляется сплошь и рядом. Потому и говорим мы, что они предстательствуют за нас. Впрочем, в стихире Богородице в той же службе Богородица также называется Предстательницей, хотя, конечно, к Ней такая характеристика применяется нечасто (впрочем, можно вспомнить пару-тройку других известных мест, например: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице: обаче, Благая сущи, веру приими, яко любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. (задостойник Богоявления))"
В одной гpеческой pyкописи, содеpжащей чин Литургии святителя Василия Великого, относящейся к XII-XIII векам и принадлежащей Синайскомy монастыpю святой великомyченицы Екатеpины (библ. № 1020), после заамвонной молитвы «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...», которая обозначена здесь как составленная самим Василием Великим, дано весьма пpостpанное иеpейское благословение, обозначенное словом «молитва»: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животвоpящаго Креста, пpедстательством честных бесплотных Аpхангелов и огнеобpазных Михаила и Гавpиила и всех святых Hебесных сил, молитвами честнаго пpоpока, Пpедтечи и Крестителя Иоанна, святых славных, всехвальных апостолов и святаго (имяpек) и всех святых молитвами, помилyет и спасет нас. Боже»; диакон же прибавлял: «Молитвами святых отец наших, Господи, благослови. Господи Иисyсе Христе, Боже наш» (Дмитриевский А.А., пpоф. Указ. соч. С. 146). Ссылка.
Это первый отпуст, подобный современной форме, который известен. Далее он развивался и разделялся по дням недели. Как видим, с самого начала было такое разделение на «молитвы» и «предстательство».
Предстательствовать (несов. неперех. устар.)
Заступаться, ходатайствовать. (Новый словарь русского языка под редакцией Ефремовой)
Разница в том, что Небесные силы изначально находились у престола Божия и им свойственно «предстательствовать», как приближённым Царя. Святые же, как люди, молились Богу в своей земной жизни, а по смерти теперь молят Бога о нас. Видится, что такой смысл вкладывали авторы первоначального отпуста.
Батюшка, благодарю!
Есть ещё одно соображение в дополнение к предыдущему.
Если посмотреть пространный отпуст, например, воскресный, то там в греческом тексте употребляются три разных слова: πρεσβεῖαι в отношении Богородицы, προστασίαι применительно к Небесным Силам и ἱκεσίαι в отношении св. Иоанна Предтечи и всех остальных святых. πρεσβεία – это в класс. языке «посольство», а в христианских текстах, в основном, – «ходатайство, посредничество». Ходатайствовать же может тот, кто обладает особым авторитетом и близостью к Царю, что как раз и отражает превосходящую всё остальное значимость просьб о нас Царицы Небесной. Однако на славянский πρεσβείαις переведено просто как «молитвами», что не совсем точно.
Далее, «предстательствовать» в русском языке (архаизм) – это синоним слов «просить, ходатайствовать», но в греческом προίστημι и προστασία не имеют таких значений; προστασία – это «руководство, покровительство, возм. помощь», что как раз точно описывает роль Ангельских Сил в деле нашего спасения.
И, наконец, ἱκεσίαι – это молитвы, которые подобают святым.
То есть, в греческом тексте соблюдена вся духовная иерархия именно так, как её понимает Церковь. А не совсем точный перевод на славянский и напрашивающиеся аналогии с русским могут приводить к недопониманию.
Благодарю, замечательно!
Благодарю за ответ! Да, мне тоже такое объяснение кажется убедительным.
Но ведь Божия Матерь еще ближе к Богу, чем ангелы, и сила Ее молитв выше. В молитвах к ней говорится и о предстательстве: кроме упомянутого Вами задостойника, например, в кондаке «Предстательство христиан непостыдное...» Почему же у Нее в отпусте - молитвы, а не предстательство? Может, потому, что для ангелов молитвы - как бы обязанность в силу их послушания заботиться о нас, а для Пресвятой Богородицы и святых - дело их свободного произволения?